"Сенсорные игры: ключ к успешной логопедической работе"
статья по логопедии

Лактионова София Сергеевна

В статье вы найдете информацию о том, что какие сенсорные игры может использовать логопед в своей работе. Про песочную терапию, игры с бумагой, использование игрушки "поп ит". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Сенсорные игры: ключ к успешной логопедической работе"

Про сенсорные игры, сенсорную интеграцию мы слышим часто, на всякий случай, давайте вспомним.

Под сенсорной игрой понимают любой тип игры, который задействует одно или несколько чувств ребенка. Чтобы познать окружающий мир, детям необходимо брать предметы в руки, чтобы ощущать их, нюхать, слушать издаваемые ими звуки и даже пробовать на вкус.

Искажение обработки сенсорной информации называется дисфункцией. Иногда за капризами ребенка как раз и скрывается этот диагноз, но его очень трудно поставить. Например, ребенок может бояться громких звуков или езды на велосипеде — непросто разобраться, это нарушение или просто плохое настроение.

Какие признаки могут указывать на нарушения обработки информации:

  • cлуховой — боязнь громких звуков, непереносимость определенных песен, маминых колыбельных, мелодий музыкальных игрушек. Ребенок может игнорировать, когда к нему обращаются, теряется в шумной толпе, на улице, в классе;
  • зрительной — не смотрит в глаза, плохо себя чувствует при ярком свете, не любит перешагивать препятствия и лазить по лестницам, одевает обувь не на ту ногу, не различает лица в толпе;
  • тактильной — резкая реакция на определенные ткани, мешают воротники, ярлыки одежды, манжеты и т. п., не любит пачкать руки и поэтому не играет с песком или пластилином, не ходит босиком, плохо воспринимает чужие прикосновения;
  • вестибулярной — ребенок кажется неуклюжим, постоянно спотыкается, плохо прыгает, не может научиться кататься на велосипеде или самокате, не умеет ловить мяч или лазить по канату.

Дети с такими нарушениями тревожны, излишне эмоциональны и плаксивы, ведь им сложно сконцентрироваться. Особенно, если вокруг очень много персональных раздражителей.

Проблемы с сенсорной интеграцией приводят к нарушению общего развития, в том числе и речевого.

Поэтому для нормализации чувствительности ребенка логопеды используют в работе метод сенсорной интеграции — развитие речи через стимуляцию органов чувств.

Сенсорные игры в работе логопеда

Так как ведущей деятельностью ребенка является игра, то логопед может применять различные игры и упражнения, дающие ребенку новый чувственный опыт, а значит, активизирующие речевое развитие.

Игры должны быть направлены на стимуляцию зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, двигательных ощущений. Например, можно играть с песком, тканями, бумагой, фруктами, посудой, крупами и мукой, двигаться, строить, шуршать и стучать.

Все это стимулирует нервную систему и улучшает сенсорную интеграцию. В совокупности с традиционными логопедическими приемами улучшает динамику развития речи.

Примеры сенсорных игр

  • пищевая артикуляционная гимнастика — развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например, удерживание губами веточки петрушки, соломки, сушек, мармелад, чупа чупс,
  • логоритмика — интеграция речи и движения;
  • сенсорные подносы — подносы с материалами, имеющими обонятельные, вкусовые и тактильные свойства;
  • сенсорные коробки — емкости с наполнителем, позволяющие ребенку трогать, исследовать и изучать то, что находится внутри.

Давайте на практике разберем некоторые варианты сенсорных игр

 «Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К.Д. Ушинский

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей.

В ЧЕМ СИЛА ПЕСКА?

Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:

  • песок - очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
  • песок - природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, даёт ощущение творца;
  • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
  • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
  • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребёнка саморегуляцию и терпеливость.

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом - это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки "жили" в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли "миром". Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод "мировой методикой".

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.

Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.

Организация игрового процесса начинается:

  • с демонстрации песочницы и фигурок;
  • со знакомства с правилами игр на песке;
  • с формулировки инструкций к играм;
  • завершение занятия, ритуал выхода.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ

РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ РУК, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее - холодное», «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «гладкое - острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева и Т.М.Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.
  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
  • погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .
  • при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».

Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.

Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.

Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук, и строить город. 
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

ПЕСОЧНЫЕ КОРОБКИ

В качестве песочницы используется специальный контейнер, поднос или коробка. Для организации игр с песком у нас имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее).

В процессе игр по развитию речи используются фигурки:

  • людей, разнообразных по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям;
  • животных (домашних, диких);
  • птиц (диких, домашних);
  • обитателей водного мира (разнообразных рыб);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки);
  • домашнюю утварь (посуду, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы и пр.).

Примерная структура занятия с песком:

I. Вводная часть:

1.        Приветствие.

2.        Правила работы с песком.

II. Основная часть:

1.        Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

2.        Игры и упражнения, направленные на формирование всех компонентов речи

III. Заключительная часть:

1.        Подведение итогов занятия.

2.        Упражнение на релаксацию. Рефлексия.

3.        Ритуал прощания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • обучающиеся чувствуют себя более успешными;
  • перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

ИГРЫ С бумагой

Мни листок, мни листок

А теперь мни другой

Мни листок, мни листок

А теперь другой рукой

Мни листок, мни листок

А теперь мни другой

Мни листок, мни листок

А теперь КИДАЙ его.

Кидай, кидай – жди!

Кидай, кидай, ого!!!!

Рви, рви, рви – ты бумагу рви

Рви, рви, рви  - ты бумагу рви

И кидай! Кидай, кидай – жди!

Кидай, кидай, ого!!!!

 "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОП-ИТ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ"

Поп-Ит- игрушка, полюбившаяся многим детям! Поп ит представляет собой силиконовую форму, заполненную пупырками, которая лопается при нажатии пальца. Процесс очень напоминает лопание пузырьков из упаковочной пузырчатой пленки.

Изначально они были разработаны для обеспечения сенсорного и тактильного опыта, чтобы помочь детям с нарушением внимания. Благодаря интернету приобрели бешеную популярность среди всех детей и даже взрослых.

Подобные сенсорные игрушки, использовались еще в 1970-х годах. Они активируют один или несколько органов чувств: зрение, слух или осязание. Многоразовые, моющиеся, имеют целый ряд забавных цветов и форм.

Антистрессы уменьшают беспокойство, напряжение, повышают ловкость, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают мышцы рук. Оказывают успокаивающее действие на тех, кто страдает от тревоги или сенсорных проблем, таких как СДВГ. Хотя игрушки не являются лекарством от этих проблем, они успокаивают, дают возможность занять руки.

При использовании игрушки-антистресса,  уменьшаются приступы тревоги,  развиваются  пальцы рук. В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, поп-ит улучшает координацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических и речевых процессов. Особую актуальность приобретает использование поп-ита в условиях пандемии, при соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора об обработке игрового и учебного оборудования.

  1. Автоматизация звуков

Когда ребёнку скучно и неинтересно работать со звуками, нужно что- то придумывать. На помощь придёт Поп-ит. Как же играть?

Попросите ребёнка назвать заданный Вами слог или слово, лопая при этом пупырку! Поверьте, ребёнок согласится.

Начиная с изолированного произношения звука, постепенно переходим на слоги и слова, одновременно продавливая кружок. Например, автоматизация звука Р в словах: один красный помидор, два красных помидора…

  1. «Изучаем звуки»

Изучая звуки вместе с ребенком с помощью Поп Ит, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий. Цель игры: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуках русского языка, их цветовом обозначении.

  1. Формирование слоговой структуры слова

Деление на слов на слоги- важное умение для развития речи детей. Разнообразить это можно с помощью Поп ит. Каждый слог выделяем лопаньем пупырки.

  1. Развитие словарного запаса.

Работаем с лексическими темами. Назовём животного, транспорт, одежду...и т.д.

  1. Развитие фонематического слуха.

Лопни пупырку, если в слове есть заданный звук;

  1. Выработка правильного дыхания.

Положите  на пупырку шарик из фольги и с помощью трубочки передуваем шарик из пупырки в пупырку.

  1. Сенсорное развитие. 

Для самых маленьких – изучение цветов с опорой на картинки: «Соотнеси цвет с картинкой». (Какой цвет у помидора, тучки, травки…?), - ребенку нужно посмотреть на картинку и нажать пальчиком на нужный цвет поля. «Подбери только зелёные», - сначала малыш нажимает на нужный кружок, затем подбирает картинку. В данном случае происходит развитие мыслительных операций, умения согласовывать имена существительные с прилагательными (синее платье, синий шар, синяя лента).

  1. Оптико-пространственное восприятие. 
  2. Для игры понадобится две панели. На одной взрослый даёт образец узора, задача ребенка – выполнить у себя такой же. Задачу можно усложнить, предложив продавить рисунок в зеркальном варианте.
  3. Развитие межполушарного взаимодействия.

 Проговаривание и продавливание кружков сначала одной рукой, затем двумя одновременно (используем две панели в форме ладошки).

  1. Графические узоры
  2. Изучение букв и цифр. 

Закрепить образ буквы или цифры можно с помощью их продавливания на панели. Покажите ребенку образец, и непременно дайте возможность выложить букву самостоятельно.

  1. Формирование математических представлений.

Начиная от формирования понятия «один-много» у малышей, заканчивая счётом у школьников, продавливаем заданное количество кружков. Примеры на сложение, вычитание, нахождение неизвестного, сравнение чисел, решение задач, - все это наглядно можно продавить на панели игры.

Использование поп ит на логопедических занятиях обеспечивает благотворное влияние на развитие психических функций и речевых процессов. Игрушка яркая, красочная, популярная среди детей и использование ее логопедом вызывает положительные эмоции, отличное настроение и хороший результат!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра «Ключи от царства Математики»

Игра «Ключи от царства Математики».В ней участвуют две команды, которые пройдут ряд испытаний, где надо проявить все свои знания по математике. В процессе игры ребята решают задачи на смек...

Дидактическая игра, как методологический прием в логопедической работе с детьми ОНР

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предме...

Экологическая игра "Ключ от старого леса"

Данный материал направлен на экологическое воспитание младших школьников....

"Играем и учимся". Игры в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Использование речевых игр и игровых приемов на занятиях позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, способствует развитию внимания, памяти, повышает интерес детей к логопедическим занятиям....

Ключи к успешному воспитанию

десять ключей успешного воспитания.Рекомендации  психологов....

Использование Светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-логопед    с целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими осо­бенностями поведения и вза­имодействия  детей с ограниченными возможностями здоровь...

Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС.

Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд. Специалисты, начинающие работать с аутичным ребенком, сталкиваются с множеством трудностей: во-первых, с таким ребенком нелегко найти ...