Заикание
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)

Владыкина Евгения Александровна

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vopros_15_zaikanie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания.

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. Механизм заикания объясняется с позиции учения Ив. П. Павлова о неврозах о физиологии высшей нервной деятельности (сам Павлов заиканием не занимался).  В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы:  возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов. В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг! («больной пункт») в коре головного мозга. Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в  виде речевых судорог.

Причины заикания:

1 группа – предрасполагающие:

  • Соматическая ослабленность
  • Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание
  • Переученная леворукость

2 группа – вызывающие:

  • Психотравма:         -острая, одномоментная.

                                -микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в д\с, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых.

  • Подражание.

        Симптоматика:

  1. Судороги.

Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается.

Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи.

Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические.

Место локализации судорог:

Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.

Голосовые – голос становится неровным, блеющим, м.б. внезапная немота.

Дыхательные – дыхание очень шумное, шумный вздох, шумный выдох, дыхание короткое, речь на вдохе.

  1. Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.
  2. Маскировка.
  • Двигательные уловки отвлекают внимание слушателей, на какое-то время успокаивает заикающего. При выполнении движения с периферии в кору головного мозга поступает дополнительный поток импульсов, который нейтрализует, снимает, застойный очаг в КГМ и заикающему действительно в этот момент легче говорить.

Отрицательные свойства этого симптома: в большинстве случаев двигательные уловки раздражают слушателей. Привязанность к движениям, невозможность говорить без этого движения.

  • Речевые уловки

-невнятное тихое бормотание.

-Эмболофазия (у пациента в речи много лишних слов-паразитов: э-э-э, ну-у, вот и т.п.)

  1. Симптомы личностных изменений.
  • Логофобии (страх перед речью) появляются после того, как в какой-то ситуации неожиданно в унизительной форме критикуется речь заикающего.
  • Характерологические изменения:
  • Робость, мнительность, обидчивость, чувство малоценности, самоизоляция.
  • Характеризуется тем, что у пациента оборонительно- агрессивное поведение.

Симптоматика заикания с возрастом утяжеляется, не дает регресса, самокоррекции не происходит.

Характеристика основных форм заикания.

Патогенетическая теория заикания Л.Белякова, Оганесян, Буланов и др. (невротическое и неврозоподобное заикание).

Невротическое заикание – функциональное расстройство речи.

Причины: сочетание предрасполагающих причин и вызывающих. Заикание возникает остро, одномоментно (родители могут указать точное время и причину). Время: с 2 до 4-х лет. Течение заикания: заикание утяжеляется постепенно, медленно. В одних ситуациях общения заикание проявляется, а в других нет. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения, особенности поведения ребенка зависят от условия воспитания. Состояние моторики: существенных отличий от нормы нет. Сопутствующие нарушения речи: достаточно редки, м.б. отсутствие, замены, смешение звуков, но они быстро коррегируются. Неврологическая симптоматика практически отсутствует.

Неврозоподобное заикание – органическое расстройство речи.

Причины: органическое поражение ЦНС (внутриутробное, в период родов, в ранний послеродовой период). Начало заикания: заикание возникает исподволь, малозаметно (то есть, то нет), родители не могут определить причину. Время возникновения: при тяжелых поражениях ЦНС с появлением первых слов (бывает редко), с 4 до 7 лет, а иногда и позднее.

Течение заикания: Заикание утяжеляется очень быстро, оно практически не зависит от ситуации общения. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения. На поведение ребенка отражается церебрастенический синдром: непереносимость духоты, жары, резкие перепады настроения, вспыльчивость, капризность, дети не переносят транспорт, чувство голода, посторонние запахи, избирательность в пище.  В таком состояние ухудшается работоспособность, снижается память, замедляется скорость мыслительных операций, раздражительность. Состояние моторики: моторная неловкость, неуклюжесть. Сопутствующие нарушения речи: дефект произношения по типу искажения, м.б. саливация, нарушение голоса, интонации (все недостатки схожи с дизартрией). Неврологическая симптоматика: множественные признаки, свидетельствующие о поражении ЦНС.

        При неврозоподобном заикании система логопедической работы такая же, что и при невротическом заикании.

Особенности:

  • Увеличиваются сроки работы до года и больше.
  • Традиционный основной курс:1,5 – 2 месяца, затем микрокурсы (недельные)  5-7 раз в год. Кроме этого пациенты имеют право в любой момент явиться в кабинет, как только почувствуют ухудшение
  • Увеличивается роль медикаментозного лечения.

При неврозоподобном заикании чаще возможны рецидивы. Заикающие должны  об этом знать, предупредить об особенностях течения болезни.

Психологическая теория заикания – пр. Р.Левина (автор). Методические рекомендации для дошкольников разработаны С.Мироновой, для мл. школьников Н.Чевелевой.

        Заикание  (по Левиной) – это расстройство коммуникативной функции речи, выражается в виде трудности отбора языковых средств, структурирования  высказывания, наступившее в результате скачкообразного перехода от ситуативной речи к контекстной и раннего усложнения ситуации общения.

        Причины: в возрасте от 2 до 4х лет осуществляется плавный  постепенный переход от ситуативной к контекстной речи. У детей под влиянием неправильного педагогического воздействия происходит скачкообразный переход от ситуативной к контекстной речи. В этом случае у ребенка затрудняется отбор языковых средств и программирование фразы. Ошибки педагогического воздействия:

  • избыточная информация, которая еще не нужна ребенку по возрасту;
  • раннее усложнение ситуации общения (тесты, экзамены и т.д.);
  • чтение текстов не по возрасту;
  • общение с ребенком не адаптированной к его возрасту речью;
  • слишком раннее изучение иностранных языков;
  • двуязычие в семье.

Течение заикания: во время речи ребенок делает многократные паузы, повторы, это связано не с судорогами, а с трудностями в построении фразы. Проявляется у маленьких детей, а родители не обращают внимания.

Коррекционная работа. Главная задача: систематизировать словарь, сформировать навыки программирования высказывания и навыки правильного речевого поведения, т.к. чаще всего подобные трудности возникают у детей расторможенных, чрезмерно активных, импульсивных. В коррекционной работе не нужны те виды работ, которые используются для снятия судорог. Ребенок должен быть возвращен на этап простой ситуативной речи, а затем постепенно, последовательно должен освоить сложную контекстную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание.

Информация для родителей по преодолению заикания....

Заикание. Рекомендации педагогам и родителям

В работе перечислены причины и поводы возникновения заикания, а так же рекомендации для родителей и для педагогов, работающих с ребёнком с логоневрозом....

Современные подходы к преодолению заикания

Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии – преодолению заикания у детей современными подходами.В последнее время становится все более важным вопрос коррекции заикания у детей дошкол...

Проблемы в обучении у детей с заиканием

У заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средств общения. Поэтому заикание рассматривается как одна из общепедагогических проблем....

Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...

Устранение заикания у младших школьников в игре.

Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия обеспечивается общим мышечным расслаблением.Вывод: чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общ...

Мастер-класс "Преодоление заикания у школьников"

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы.            В ходе  м...