Заикание
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)
Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vopros_15_zaikanie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания.
Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. Механизм заикания объясняется с позиции учения Ив. П. Павлова о неврозах о физиологии высшей нервной деятельности (сам Павлов заиканием не занимался). В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы: возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов. В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг! («больной пункт») в коре головного мозга. Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в виде речевых судорог.
Причины заикания:
1 группа – предрасполагающие:
- Соматическая ослабленность
- Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание
- Переученная леворукость
2 группа – вызывающие:
- Психотравма: -острая, одномоментная.
-микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в д\с, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых.
- Подражание.
Симптоматика:
- Судороги.
Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается.
Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи.
Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические.
Место локализации судорог:
Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.
Голосовые – голос становится неровным, блеющим, м.б. внезапная немота.
Дыхательные – дыхание очень шумное, шумный вздох, шумный выдох, дыхание короткое, речь на вдохе.
- Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.
- Маскировка.
- Двигательные уловки отвлекают внимание слушателей, на какое-то время успокаивает заикающего. При выполнении движения с периферии в кору головного мозга поступает дополнительный поток импульсов, который нейтрализует, снимает, застойный очаг в КГМ и заикающему действительно в этот момент легче говорить.
Отрицательные свойства этого симптома: в большинстве случаев двигательные уловки раздражают слушателей. Привязанность к движениям, невозможность говорить без этого движения.
- Речевые уловки
-невнятное тихое бормотание.
-Эмболофазия (у пациента в речи много лишних слов-паразитов: э-э-э, ну-у, вот и т.п.)
- Симптомы личностных изменений.
- Логофобии (страх перед речью) появляются после того, как в какой-то ситуации неожиданно в унизительной форме критикуется речь заикающего.
- Характерологические изменения:
- Робость, мнительность, обидчивость, чувство малоценности, самоизоляция.
- Характеризуется тем, что у пациента оборонительно- агрессивное поведение.
Симптоматика заикания с возрастом утяжеляется, не дает регресса, самокоррекции не происходит.
Характеристика основных форм заикания.
Патогенетическая теория заикания Л.Белякова, Оганесян, Буланов и др. (невротическое и неврозоподобное заикание).
Невротическое заикание – функциональное расстройство речи.
Причины: сочетание предрасполагающих причин и вызывающих. Заикание возникает остро, одномоментно (родители могут указать точное время и причину). Время: с 2 до 4-х лет. Течение заикания: заикание утяжеляется постепенно, медленно. В одних ситуациях общения заикание проявляется, а в других нет. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения, особенности поведения ребенка зависят от условия воспитания. Состояние моторики: существенных отличий от нормы нет. Сопутствующие нарушения речи: достаточно редки, м.б. отсутствие, замены, смешение звуков, но они быстро коррегируются. Неврологическая симптоматика практически отсутствует.
Неврозоподобное заикание – органическое расстройство речи.
Причины: органическое поражение ЦНС (внутриутробное, в период родов, в ранний послеродовой период). Начало заикания: заикание возникает исподволь, малозаметно (то есть, то нет), родители не могут определить причину. Время возникновения: при тяжелых поражениях ЦНС с появлением первых слов (бывает редко), с 4 до 7 лет, а иногда и позднее.
Течение заикания: Заикание утяжеляется очень быстро, оно практически не зависит от ситуации общения. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения. На поведение ребенка отражается церебрастенический синдром: непереносимость духоты, жары, резкие перепады настроения, вспыльчивость, капризность, дети не переносят транспорт, чувство голода, посторонние запахи, избирательность в пище. В таком состояние ухудшается работоспособность, снижается память, замедляется скорость мыслительных операций, раздражительность. Состояние моторики: моторная неловкость, неуклюжесть. Сопутствующие нарушения речи: дефект произношения по типу искажения, м.б. саливация, нарушение голоса, интонации (все недостатки схожи с дизартрией). Неврологическая симптоматика: множественные признаки, свидетельствующие о поражении ЦНС.
При неврозоподобном заикании система логопедической работы такая же, что и при невротическом заикании.
Особенности:
- Увеличиваются сроки работы до года и больше.
- Традиционный основной курс:1,5 – 2 месяца, затем микрокурсы (недельные) 5-7 раз в год. Кроме этого пациенты имеют право в любой момент явиться в кабинет, как только почувствуют ухудшение
- Увеличивается роль медикаментозного лечения.
При неврозоподобном заикании чаще возможны рецидивы. Заикающие должны об этом знать, предупредить об особенностях течения болезни.
Психологическая теория заикания – пр. Р.Левина (автор). Методические рекомендации для дошкольников разработаны С.Мироновой, для мл. школьников Н.Чевелевой.
Заикание (по Левиной) – это расстройство коммуникативной функции речи, выражается в виде трудности отбора языковых средств, структурирования высказывания, наступившее в результате скачкообразного перехода от ситуативной речи к контекстной и раннего усложнения ситуации общения.
Причины: в возрасте от 2 до 4х лет осуществляется плавный постепенный переход от ситуативной к контекстной речи. У детей под влиянием неправильного педагогического воздействия происходит скачкообразный переход от ситуативной к контекстной речи. В этом случае у ребенка затрудняется отбор языковых средств и программирование фразы. Ошибки педагогического воздействия:
- избыточная информация, которая еще не нужна ребенку по возрасту;
- раннее усложнение ситуации общения (тесты, экзамены и т.д.);
- чтение текстов не по возрасту;
- общение с ребенком не адаптированной к его возрасту речью;
- слишком раннее изучение иностранных языков;
- двуязычие в семье.
Течение заикания: во время речи ребенок делает многократные паузы, повторы, это связано не с судорогами, а с трудностями в построении фразы. Проявляется у маленьких детей, а родители не обращают внимания.
Коррекционная работа. Главная задача: систематизировать словарь, сформировать навыки программирования высказывания и навыки правильного речевого поведения, т.к. чаще всего подобные трудности возникают у детей расторможенных, чрезмерно активных, импульсивных. В коррекционной работе не нужны те виды работ, которые используются для снятия судорог. Ребенок должен быть возвращен на этап простой ситуативной речи, а затем постепенно, последовательно должен освоить сложную контекстную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заикание.
Информация для родителей по преодолению заикания....
Заикание. Рекомендации педагогам и родителям
В работе перечислены причины и поводы возникновения заикания, а так же рекомендации для родителей и для педагогов, работающих с ребёнком с логоневрозом....
Современные подходы к преодолению заикания
Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии – преодолению заикания у детей современными подходами.В последнее время становится все более важным вопрос коррекции заикания у детей дошкол...
Проблемы в обучении у детей с заиканием
У заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средств общения. Поэтому заикание рассматривается как одна из общепедагогических проблем....
Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»
Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...
Устранение заикания у младших школьников в игре.
Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия обеспечивается общим мышечным расслаблением.Вывод: чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общ...
Мастер-класс "Преодоление заикания у школьников"
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы. В ходе м...