Didgital-технологии в работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Рудакова Екатерина Сергеевна

Инновационный технологии в работе учителя-логопеда. Какие технологии может применять специалист на звоих занятиях? Как разнообразить коррекционный процесс? Как повысить мотивационный компонент обучающихся? Ответы на эти вопросы можно найтив моей статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didgital-tehnologii_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Didgital-технологии в работе учителя-логопеда.

Современная образовательная система вступила в эру информационных технологий. Причем такие технологии все время развиваются стремительно.

Можно заметить, что все, что нас окружает – теперь цифровое. И все это можно назвать одним словом – digital.
Диджитализация – это оцифровка различных видов информации — текст, звук, видео, применяемая в различных областях, в т.ч. в логопедии.

С ростом числа детей, имеющих статус ОВЗ, разнообразные речевые нарушения, учитель-логопед должен совершенствовать, актуализировать свои знания, создавать современную предметно–развивающую среду.

Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом. Современный логопед в своей работе может использовать: интерактивные логопедические игры, интерактивные панели, интерактивный стол и т.д. Компьютерные программы позволяют расширить диапазон возможностей, разнообразить логопедические занятия, расширить мотивационный компонент. Бесплатные online-сервисы дают возможность насыщать занятие качественным визуалом.

Одним из примеров использования цифровых инструментов в работе учителя-логопеда, является онлайн платформа ismart. В ней имеется специальный раздел по работе с детьми с ОВЗ.

Материалы раздела могут быть успешно использованы и для учащихся других нозологических групп или нормотипичных школьников, испытывающих трудности в обучении. Задания данного раздела детально структурированы и упрощены, поэтому их использование позволит таким обучающимся освоить учебный материал в соответствии с их индивидуальными возможностями, в приемлемом для них темпе. Кроме того, созданная таким образом ситуация успеха снимает психологическое напряжение у детей, испытывающих образовательные затруднения.

Любая цифровая программа, используемая на занятии должна быть адаптирована для учеников, которым необходимы специальные условия:

дополнительная поддержка при обучении (например, при гиперактивности, дислексии, затруднениях речи и так далее)

индивидуальный подход с учетом особенностей

гибридный формат обучения, т.к. испытывают стресс при общении с людьми, даже по видеосвязи

поддержка учебной мотивации и режима обучения, т.к. сложно сидеть тихо 40 минут

трудно заниматься в классе

необходим свой, именно для Вашего ребенка, комфортный темп обучения.

В логопедическое занятие можно интегрировать различные игры-презентации.

Игры - презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. Ведь ранее дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями. Подобную игру специалист может сделать самостоятельно, опираясь на запросы конкретного ребенка.

Для организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями можно использовать облачные хранилища - Облако майл.ру и Гугл-диск. Эти инструменты помогут отследить изменения, которые происходят с ребенком за определенный промежуток времени, увидеть проблемы и понять, как происходит коррекция. Родители смогут проследить динамику успешности ребенка и получить своевременные консультации педагога по наиболее важным проблемам. Логопед создает папку, предназначенный для родителей того ребенка, с которым он производит логопедическую работу. В этой папке создаются разделы для каждого ребенка и только по его проблемам. Что позволяет вести персонализированную работу.

Причина популярности цифровых технологий при коррекции речи состоит в том, что они помогают сделать процесс работы над проблемой увлекательным и разнообразным. Дело в том, что все специальные методы и приемы логопедов подразумевают многократное повторение конкретных действий: выполнений артикуляционных упражнений; произнесения отдельных звуков, слов или фраз при автоматизации навыков произношения; чтения слогов и слов — для формирования техники чтения; прописывания отдельных графических элементов и написания букв и их сочетаний — для формирования почерка и обучения письму. Обучающие интерактивные программы или мобильные приложения помогают мотивировать ребенка выполнять задания, вносят элемент игры, соревнования, что повышает эффективность коррекционной работы.

Например, часто используются приложения с заданиями на повторение звуков в слогах, словах и предложениях. В случае нарушения чтения игры могут состоять из задач, где нужно найти конкретные буквы, слоги или слова. Для этого также используют варианты слоговых таблиц и корректурных форм, которые можно цифровизировать и сделать интерактивными.

Однако применение нововведений важно совмещать с посещением профессионального логопеда, который продиагностирует ребенка, скорректирует его речевые нарушения и даст рекомендации по использованию приложений для автоматизированного закрепления навыка. Полноценная консультация включает тактильный контакт со специалистом — логопед не только слушает пациента, но он может потрогать его язык, лицевые мышцы и грудную клетку, а это ограничивает возможности онлайн консультирования. В процессе коррекционной работы логопед регламентирует объем используемых цифровых технологий. Он может гармонизировать или балансировать использование традиционных педагогических техник совместно с новыми цифровыми.

Если же, например, родитель принимает решение об использовании каких-либо приложений самостоятельно только на основании того, что оно нравится ребенку и не мешает взрослому, это неправильный подход. И с его последствиями сегодня сталкиваются многие логопеды — уже в школьном возрасте появляется большое количество детей, которых научили неправильно читать, например, сформировали непродуктивное побуквенное чтение. В дальнейшем таких детей необходимо переучивать, что значительно сложнее. Поэтому цифровые технологии необходимо использовать с большой осторожностью, умеренно и под присмотром логопеда.

Существует также множество технических новшеств, которые преподносятся как технологический прорыв в коррекции, но на самом деле могут нанести вред. Эти новшества часто не одобрены научным сообществом и критикуются профессионалами. Эффективность любого прибора, аппарата или педагогической методики обязательно должна быть научно доказана. Нарушение речи, как правило, связано с нарушениями центральной нервной системы. Поэтому логопед не имеет права использовать технологии, эффективность которых находится под сомнением.

Сейчас также можно найти сотни игровых приложений для обучения детей чтению, которые в своем большинстве не подходят для детей с нарушениями речи. С их помощью можно очень легко научить ребенка неправильным и непродуктивным способам чтения, которые в будущем будут мешать. Разработкой таких игр, как правило, занимаются не специалисты и педагоги, а люди без профильного образования.

В логопедии существует ряд особых требований к обучению грамоте детей с нарушениями речи, например, особый порядок изучения букв, подбор лексического материала для чтения зависим от индивидуальных особенностей произношения звуков, но очень часто непрофессиональные программы, не учитывают этих требований, что приводит к многочисленным ошибкам угадывания или интуитивному чтению. В таком случае чтение ребенка без предрасположенности к нарушению чтения может стать похожим на дислексию только из-за неправильного подхода. Необходимо всегда обращать внимание на то, кто разработал программу, и с большой долей скепсиса относиться к советам и рекомендациям, которые распространяют в открытых источниках. Но даже проверенные программы желательно использовать под контролем специалиста.

Детям и взрослым с нарушениями центральной нервной системы вредно долгое время проводить перед экраном телефона или компьютера. Это негативно влияет на их неврологический фон, ухудшает внимание и повышает утомляемость. Учитель- логопед должен учитывать все вышеперечисленное, используя традиционные педагогические и цифровые технологии и сформировать правильный план коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"

В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...