БИБЛИОТЕКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по логопедии
Статья приобщении детей к чтению через создание библиотеки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biblioteka_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnyh_protsessov_u_detey_s_ovz.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
БИБЛИОТЕКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Поэтому особое место в нашей работе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Дети с ОВЗ испытывают трудности в освоении нового материала, их представления о предметах оказываются неточными и неполными, сниженная познавательная активность. Формирование познавательных способностей детей с ОВЗ является актуальной проблемой. Решение этой проблемы – составная часть дальнейшего успешного обучения детей с ОВЗ в школе. В качестве нестандартного метода по формированию познавательных способностей и приобщения дошкольников и школьников к литературе в нашем детском саду создана собственная детская библиотека - новое и еще не совсем привычное направление нашей деятельности.
В процессе общения с книгой обеспечиваем возможность проявления индивидуальности каждого ребенка, дети учатся не просто «усваивать» материал, но и познавать мир, вступать с ним в активный диалог, искать ответы на свои вопросы.
Среди методов и приемов работы по формированию интереса к чтению у детей, наиболее интересными, на наш взгляд, являются следующие:
- оформление информационного пространства, связанного с книгой (книжный уголок);
- проведение литературных праздников, разного рода турниров и викторин;
- игры по прочитанной книге;
- экскурсии в центральную и школьную библиотеку
- игра в библиотеку;
- чтение с продолжением или беседа с книгой;
- организация «минуток чтения»;
- аннотирование новых книг для родителей.
Для создания библиотеки было выделено помещение и оборудование: стеллажи, полка для оформления выставок и столы. Но основной задачей было создание полноценного книжного фонда. К этой работе были привлечены семьи воспитанников. Была проведена акция « Подари книгу библиотеке». В ходе ее родители приносили как вновь купленные книги современных писателей, но и книги, которые пользовались популярностью в семье. Неоднократно в акции принимали участие и учащиеся школы № 1 г. Онеги, которые пополнили книжный фонд, а также рассказали воспитанникам, как хорошо уметь читать и о правилах пользования библиотекой. Каждый их учащихся рассказал и о своей любимой книге.
Книжный фонд активно пополнялся сотрудниками детского сада. Литература приобреталась и за счет бюджетных средств. В библиотеке книги были систематизированы по разделам.
- народные, авторские сказки;
- о детях, взрослых и их взаимоотношениях;
- о природе, временах года;
- познавательная литература.
Вся эта атрибутика создана специально для детей как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами. И дополнительно в библиотеке находится периодическая литература, журналы «Филя», «Непоседы», «Солнечный зайчик», газеты по правилам дорожного движения.
В начале учебного года логопед и воспитатели проводят вводную экскурсию, в ходе которой дети знакомятся со всеми достопримечательностями «Книжного царства». Логопед рассказывает о правилах поведения в библиотеке, о том, из каких отделов она состоит. Проведение экскурсий способствует формированию у детей умение пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению объема библиотечно – библиографических сведений («библиотека», «формуляр»).
Посещения библиотеки детьми организуются логопедом по мере необходимости и планово (1 раз в неделю в вечернее время). Во время режимных моментов воспитатель может прийти с подгруппой детей в библиотеку, рассмотреть книги, обсудить, чтобы они хотели прочитать и выбрать книгу. Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением. Выбранная ребенком книга записывается воспитателем в формуляр, и ребенок расписывается за взятую книгу (возможным способом). Это немаловажная деталь: так как дети чувствуют ответственность за книгу, взятую ими в пользование. После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т.д. В группе эти книги помещаются в книжном уголке, используются воспитателем для чтения и самостоятельного рассматривания детьми или ребенок выбранную книгу берёт домой для прочтения книги с родителями. При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. После прочтения книги в таком же порядке возвращаются в библиотеку.
Плановые посещения могут быть приурочены к замечательной дате, связанной с именем детского писателя, либо определенной теме (книги о природе, любимые сказки, писатели родного края и т.д.). Например, конкурс чтецов на тему "Стихи детского поэта Корнея Ивановича Чуковского".
В работе используем разные типы книг.
Книжки-игрушки, книжки-картинки используем для усвоения новых понятий, слов, так как у большинства наших воспитанников зрительный образ преобладает над словесным. Детская природа требует наглядности.
Книжки-вырубки (обложка книжки вырезана по контору того предмета, о котором идет речь в тексте) способствуют привлечению ребенка к знакомству с окружающим.
Книжки-панорамы (снабжены движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок). Манипулируя этими фигурами, ребенок проживает происходящее вместе с героями. Серьезные и познавательные книги заставляют малыша мыслить понимать многоликость мира, развивать его интеллект и весь спектр его чувств.
С целью повышения активности посещения библиотеки детьми каждые полгода проходят награждения самых активных читателей.
Одним из интересных приемов по работе с родителями, является рисование карты (картинка – поле) прочитанного произведения. Оказывается это так интересно - разыскивать в тексте сказки упоминание о том, что где находится, и пытаться все это разместить на листе бумаги! Такую карту можно превратить в увлекательную развивающую настольную игру, которая учит ориентироваться в пространстве, тренирует память (надо запомнить инструкцию на карточке - порядок стрелочек и количество шагов в заданном направлении, развивает внимание - ход должен быть выполнен точно по инструкции). Любую картинка-поле по прочитанному произведению надо расчертить на одинаковые квадратики (деткам поменьше и квадратиков должно быть меньше и они должны быть крупнее). Фишки (любые), для фишек используем фигурки героев сказки (картонные или игрушки от киндер- сюрпризов). К игре прилагаются карточки с заданиями: на маленьких листочках нарисовать по 4 стрелочки (вверх-вниз, вправо-влево), а над ними написать, число, которое обозначает сколько шагов в каком направлении идти. Игроки ставят свои фишки в любую клеточку на поле-картинке, которую выбрали для старта, и выбирают себе цель, куда они должны прийти. После этого игроки по очереди вытягивают карточку с заданием и перемещают свою фишку по клеточкам поля в соответствии с теми указаниями, которые написаны на карточке
В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Целью лэпбука «В гостях у сказки» является развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о сказках. Красочная и эффектная форма подачи материала заинтересует дошкольников, обеспечивая большую вовлеченность в процесс закрепления знаний о сказках. Особой ценностью являются 42 фигурки для настольного театра, позволяющие разыграть любимые сказки и сочинить свои.
Содержание лепбука «В гостях у сказки»
Бюро находок
Педагог предлагает найти предмет, который принадлежит сказочному герою.
Например, Буратино-ключ, Айболит – медицинская сумка.
Упражнение по сказочным дорожкам
Упражнение для ловких пальчиков. Ребенку нужно проводить героев в гости друг другу, ведя пальчиком по дорожке. Также можно выложить дорожку их камешками, развивая мелкую моторику.
Веер из мнемотаблиц «Расскажи сказку»
Ребенок должен рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Упражнение «Собери сказку»
Ребенок должен собрать предметы или героев, которые встречаются в сказке: Золушка –тыква, метла, карета, часы, волшебная палочка.
Игра «Волшебные загадки»
Ребенку предлагается назвать сказку по картинке и отгадать загадку.
Игра «Сказки-мозайки»
Ребенку предлагается собрать пазлы.
Чтение оказывает латентное воздействие на маленького читателя, и результаты этого воздействия проявятся в будущем, но при условии неформального, искреннего отношения к делу взрослого человека. Чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодоление дефицита общения детей и родителей.
Книга – удивительное изобретение человека, которое сопровождает его на протяжении жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - как средство развития познавательных процессов младших школьников
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...
Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»
Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....
Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КОМПЛЕКСУПРАЖНЕНИЙ, ИГР И ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ...
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.
Развитие познавательных процессов....
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.
Обучение учащихся с ОВЗ, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков...
Рекомендации по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях семьи
Недоразвитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и, как следствие, речи является препятствием для успешного освоения учебной программы младшими школьниками и т...
"Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела".
На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллект...