Игра - как средство развития познавательных процессов младших школьников
статья (3 класс) по теме
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Федяева Надежда Петровна, воспитатель ГПД,
МБОУ Лицей «Эврика», г. Саяногорска, пгт Черёмушки.
«Игра - как средство развития познавательных процессов младших школьников»
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
В игровой деятельности необходимо учитывать следующие условия эффективности игры:
1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
4. Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.
5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.
В игровой деятельности дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы в работе.
- Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками.
- Игры – драматизации, образно-ролевые игры, психотехнические раскрепощающие игры, способствующие преодолению конфликтного поведения.
- Коллективные дидактические игры как инструмент коррекции протестного поведения.
- Сюжетно-ролевые игры для коррекции демонстративного поведения.
- Психотехнические освобождающие и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения.
Рассмотрим содержание и особенности игровой деятельности в группе продленного дня.
Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиниться этим требованиям, т.е. научиться их не нарушать.
В играх – соревнованиях правила чёткие, понятные и открытые. Это создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Такие игры для импульсивного и нетерпеливого ребёнка – испытание. Поначалу такие игры сопровождаются безудержным стремлением ребёнка к выигрышу, быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность (выиграть любой ценой) ослабевают, и ребёнок приобретает выдержку и самообладание.
Примером такой игры может служить настольная игра « ЛОТО». На первый взгляд игра элементарная, но в то же время очень полезная для импульсивных детей. Со временем игру можно усложнить: подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности и наблюдательности (играть с 2 карточками); внести в игру дополнительные запреты; ввести в игру новые формы организации (штрафы за нарушение правил); придумывание своих правил.
Длительные совместные игры со сверстниками показаны ребятам с импульсивным поведением, у которых со временем формируются представления о ценности коллективных достижений. Вхождение такого ребёнка в роль на длительное время способствует становлению его целеустремлённости, а необходимость согласовать свои действия с другими игроками помогает ребёнку избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.
Игры - драматизации – это театрализованные игры, где разыгрывается сюжет литературного произведения (сказки, басни, стихотворения). Такие игры целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы. Разыгрываемые сюжеты захватывают внимание детей на длительный промежуток времени.
Раскрепощающие психотехнические игры это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная и скрытая формула поведения, отношение к себе или к окружающим. Примером служат игровые формулы – внушения: «Я могу сам…» «Я уже научился…», «Я смелый и решительный. Я сейчас выйду и хлопну в ладоши» и т.д.
Образно – ролевые игры хороши для застенчивых, необщительных детей. В них изначально нет сопряжённых ролей и ролевых отношений. Исполняя какую-либо роль ребёнку не надо вступать во взаимодействие с другими играющими. Например, ребёнок может в своём видении «зайчика» исполнить его роль (смелого, слабого, непослушного и т.п.). Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен, если ученик воплотит два противоположных образа одного персонажа. Это позволяет ребёнку осознать и оценить самого себя, своё поведение посредством нахождения у себя похожих черт с одним из образов.
Коллективные дидактические игры необходимы упрямым и эгоистическим детям, которые не владеют в достаточной степени навыками взаимодействия со сверстниками. Нередко это приводит к распаду совместных занятий и игр. Чтобы преодолеть эти недостатки, надо включать такого ребёнка в совместную дидактическую игру с другими детьми. Это заставляет выражать своё мнение, учитывать пожелания партнёров, координировать с ними свои действия. Суть такой деятельности является ориентация ребёнка не на объект деятельности, а на координацию своих действий. Эта игра отличается от обычной коллективной тем, что она должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. Приоритетным в таких играх является развитие у играющих навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интеллектов. Элементы этого сотрудничества и ориентации на партнёра являются не второстепенной, а необходимой составной частью игрового процесса. Например, игра парами «Собери кораблик». Созданная в игре атмосфера становится значимой и в дальнейшей жизни ребёнка.
Сюжетно-ролевая игра, в отличие от других игр, является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал таких игр заключается ещё в том, что в младшем школьном возрасте на первом плане для ребёнка стоят не функциональное исполнение роли, а её личностные характеристики.
Часто роль, которую исполняет ребёнок, соответствует его идеалу и личностным качествам персонажа (например, роль супермена). Мальчик наделяет своего персонажа чертами и характером, характерными для него самого. Но по сюжету этот характер приходиться изменить, тем самым меняя и самого ребёнка. Ребёнку с демонстративным поведением целесообразно предоставить возможность сопоставить самого себя с двумя образами поведения: положительным и отрицательным. В этом случае ему проще в роли игрового персонажа определить свои негативные действия, черты характера от самого себя, сделать их внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение и, наконец, отказаться от них.
Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Такие игры («Бросалки», «Кричалки») это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме. Например, игра «Цыплята». Ребёнку предлагается приготовить «корм» для цыплят, т.е. разорвать лист бумаги на мелкие кусочки. В играх «Молчанка», «Море волнуется раз, два, три…» дети не только разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
После таких игр полезно предложить ребёнку игровое упражнение, позволяющее ему осознать своё поведение или состояние: «Где прячется злость? А радость? А грусть?....». Такие игры являются подготовительным этапом к режиссёрским играм.
Режиссёрская игра содержит широкие возможности для диагностики причин детской агрессивности, выявления личностных особенностей и способствует разрешению непосредственно в игре значимых для ребёнка затруднений. Здесь ребёнок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает роль режиссёра, учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находит различные варианты поведения в ней и выбирает приемлемый. Кроме того, у ребёнка развивается способность координировать своё поведение с поступками других персонажей.
Народная игра эффективна в работе, как с агрессивными, так и застенчивыми детьми. Одно из главных её преимуществ обаяние игровых персонажей.
Игра для детей - важное средство самовыражения. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Литература:
- Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2003.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
- Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
- Мустакас К. Игровая терапия. СПб.: «Речь», 2000. 182 с.
- Минскин, Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. - М., 1983. 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...
Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка
Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы
Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников
Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников
Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....
"Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников».
Выстепление на педагогическом совете...
презентация "Игра – как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка."
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно м...