Рекомендации по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях семьи
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Недоразвитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и, как следствие, речи является препятствием для успешного освоения учебной программы младшими школьниками и требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка. Родители могут помочь своему ребёнку преодолеть трудности, вызванные особенностями его познавательной сферы. Есть одно замечательное средство, которое может нам в этом помочь. Это игра. Существует огромное количество специальных развивающих игр, которые оказывают позитивное влияние на развитие ребёнка. В статье приводится подборка игр, упражнений для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях семьи.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития детей в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития.
Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
А если это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, то вопрос успешности в обучении становится особенно остро. Часть детей данной категории не испытывает серьёзных проблем с усвоением программного материала, однако большое количество этих ребят имеют трудности в обучении. Об особенностях именно таких детей мы сегодня поговорим.
И основные трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.
Недоразвитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и, как следствие, речи является препятствием для успешного освоения учебной программы младшими школьниками и требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.
В то же время их хорошее развитие напрямую помогает ребёнку учиться более продуктивно:
- умение концентрировать своё внимание помогает школьнику сосредоточенно работать на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, а также в течение длительного времени выполнять монотонную и рутинную работу;
- умение переключать внимание помогает быстро и без потери темпа и времени перейти от одного вида деятельности, предлагаемого учителем, к другому;
- если у ребёнка хорошо развиты различные виды памяти (зрительная, слуховая, образная, тактильная), он одинаково хорошо запоминает и объяснения учителя, и написанное на доске или в учебнике, учит стихи, он легче и успешнее работает в тетради.
Ребёнку просто легче учиться, когда его познавательные способности развиты достаточно хорошо.
В образовательном процессе специальной школы развитию познавательных процессов уделяется серьёзное внимание. Как правило, посещая специальную школу, дети получают дополнительную коррекционную помощь в форме индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом. И на уроках, и на индивидуальных занятиях педагоги корректируют память, внимание, мышление, занимаются развитием речи.
Однако без помощи со стороны родителей результат не может быть в полной мере успешным. Часто мы виним ребёнка, говоря: он невнимательный, он не может выучить, плохо запоминает, десять раз уже объяснили, а он не понимает. То есть мы понимаем проблему. Но как справиться с ней – не знаем.
Итак, попробуем разобраться, каким образом родители могут помочь своему ребёнку преодолеть трудности, вызванные особенностями его познавательной сферы.
Есть одно замечательное средство, которое может нам в этом помочь. Это игра. Казалось бы, ребёнок учится в школе, какая игра? Игры – это для детского сада! Действительно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Но в силу того, что у детей с ОВЗ развитие психических процессов идёт с задержкой, в начальной школе игра по-прежнему занимает большое место в жизни ребёнка. Именно поэтому, придя в школу, ребёнок все ещё стремится играть: на переменах, иногда на уроках, после уроков, дома – в любую минуту.
Существует огромное количество специальных развивающих игр, которые оказывают позитивное влияние на развитие ребёнка. Игры требуют как минимум участия родителей или всей семьи, но результат – благотворное влияние на развитие вашего ребёнка - стоит того. Время найти можно и нужно.
Во-первых, ежевечерние занятия. Ребёнку всё равно надо отдохнуть, прежде чем сесть за уроки. А если выполнить пару игровых упражнений, которые потребуют всего лишь нескольких минут, это оживит его, поднимет настроение, что немаловажно при выполнении домашнего задания.
Во-вторых, это время, когда вы с ребёнком находитесь вне дома: по дороге в школу или из школы (если едете в автобусе и сидите рядом с ним), в очереди в поликлинике (поскольку многие дети часто болеют), когда он изнывает от ожидания и не знает, чем себя занять, а то и начинает вредничать. Поиграйте с ним - и время пройдёт быстрее, и польза будет.
В-третьих, это периоды болезни ребёнка. Занимательные игры и общение с вами скрасят неприятные ощущения, связанные с болезнью.
В-четвёртых, это выходные дни и время отпуска и каникул. Школьных занятий в этот период нет, но ведь процесс развития не может останавливаться.
Ниже приводится подборка игр, упражнений для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях семьи. Роль игры трудно переоценить. Многие игры и коррекционно-развивающие упражнения для учащихся начальной школы, направленные именно на развитие психических процессов, можно проводить в домашних условиях, поскольку они не требуют специальных условий и сложных приспособлений. Просто играя с детьми вместе вечером, в выходные дни, на каникулах, детских и семейных праздниках, родители помогают развитию памяти, внимания, мышления, если это настольные игры, то усидчивости, самоконтролю, воспитывают положительные качества личности. Совместная игра улучшает микроклимат в семье, взаимопонимание между родителями и детьми, увеличивает доверительность отношений.
Подборка игр, упражнений для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях семьи.
- Игры на развитие внимания.
«Сколько всего!» (Для развития зрительного внимания). Попросите ребёнка осмотреть комнату в квартире, любое помещение или площадку, на которой находитесь, и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на звук "К" или "Т", или "С", можно не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить назвать круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее - деревянные, потом - металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов.
«Лабиринты» (тоже развивают внимание). Смысл этих заданий заключается в нахождении пути к определенной цели.
«Таблица Шульте» (эффективна для коррекции восприятия, расширения поля зрения, что способствует развитию навыка чтения). Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения. Время выполнения – от 1 до 1,5 минут.
«Зачеркни букву». Ребёнку предлагается небольшой лист бумаги с набором букв (можно напечатать на компьютере, можно взять часть старой газеты, журнала) и даётся задание: зачеркнуть все буквы А (или К, или Л). Время выполнения - 1мин. Проверяете вместе с ребёнком.
«Найди спрятанное слово». Предложите ребёнку найти слова, которые спрятались в рядах букв и обвести их.
«Найди отличия в картинках». Очень полезны для развития внимания хорошо известные всем задания.
- Игры на развитие памяти.
У детей с трудностями в обучении недостаточно развиты все виды памяти. Ниже представлены игры для развития зрительной памяти.
«Обойди спиной». Поставьте на одной прямой три предмета. Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперед, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти их гораздо скорее, а третий раз совсем быстро. Это можно делать дома, на даче, на природе и т.д.
«Используй каждую секунду». Любую неизвестную ребёнку картинку (достаточно крупную), желательно сюжетную, взрослый показывает несколько раз каждый раз не больше трех-четырех секунд. После каждого раза играющий должен постараться рассказать, детально раскрыть содержание картины.
«Что изменилось?». Несколько любых предметов (игрушки, бытовые предметы, картинки и др.) разложить в произвольном порядке, предложить запомнить, как они лежат. Ребёнок закрывает глаза, вы меняете местами любые сначала 2 предмета (а усложняя – 3,4 и т.д.), ребёнок, открыв глаза, должен вспомнить и положить, как было. Или вместе с ребёнком исследуете комнату, проговаривая, что видите. Например: «Это окно. На окне висят шторы. На подоконнике стоит цветок. На столе лежит книга…» и т.д. Ребёнок запоминает, выходит из комнаты, вы что-то меняете, а ребёнок, войдя в комнату, должен угадать, что изменилось. При этом менять нужно только то, что проговорили.
«Наращивание предложений или Снежный ком». Взрослый произносит, а ребёнок повторяет предложение сначала из 2-х слов, затем из 3-х, 4-х и т.д.
«Запомни и повтори». Более сложное задание – запоминание нескольких слов, сначала из одной лексической темы, например, одежды, посуды и т.д., затем не связанных по смыслу. Количество слов зависит от возможностей ребёнка.
- Игры на развитие мышления
Характерной чертой детей с трудностями в обучении является недостаточная сформированность пространственного мышления, в том числе ориентировки на листе бумаги. В этом плане очень полезны такие упражнения как рисование по клеточкам. Это различного вида графические диктанты.
«Помоги девочке нарисовать картинку». Помоги девочке нарисовать в левом верхнем углу картинки яблоко, в левом нижнем - морковку, в правом нижнем - вишню, в правом верхнем - грушу, а в центре – апельсин. Можно просто дать ребёнку лист бумаги, и вы сами придумаете задания, что где нарисовать. Если заранее самим нарисовать рисунок, а потом ребёнок по заданию создаст свой, похожий, ему будет интересно проверить себя, сравнивая рисунки.
«Муха». Более сложным, но очень эффективным для развития слухового внимания, памяти и пространственного мышления является упражнение «Муха». Для этого упражнения требуется расчерченное девятиклеточное игровое поле 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаёт взрослый. На первом этапе ребёнок следит за перемещениями воображаемой мухи, имея перед глазами игровое поле. Чтобы контролировать выполнение задания, через 3-4 хода просим ребёнка передвинуть муху на то место, где она должна быть. Если он "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку, начинает игру сначала.
«У кого сколько?» (развиваем логическое мышление)
Сколько лап у двух медвежат? Сколько ушей у трех ежей? Сколько хвостов у двух слонов? Сколько глаз у трех лисят? Сколько шей у трех ежей? (Ни одной.) Сколько хвостов у пяти барсуков?
«Что общего?» Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.) Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.) Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.) Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)
«У кого что?». Называются части тела животных, а дети подбирают слова — названия животных. Например: рога — крова, коза, олень, лось, зубр и т. д.; лапы — кошка, собака, лиса, медведь и т. д.; хвост, копыта, иголки т. д.
«Летает – не летает». Взрослый называет любой предмет, если он летает, ребёнок поднимает руку. Посчитать, сколько ошибок он допустит из 10 слов.
«Бывает — не бывает». Взрослый предлагает ребёнку короткие предложения, а ребёнок должен сказать, так бывает или нет, например: В небе пролетела стайка рыбок. У кита выросли бивни. Кошка заскулила и убежала.
«4-й лишний». Предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.
«Скажи наоборот». Предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным (добрый – злой, холодный – горячий и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства».
Выступление на ГМО учителей начальных классов «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства»....
Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»
Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....
Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КОМПЛЕКСУПРАЖНЕНИЙ, ИГР И ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ...
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.
Развитие познавательных процессов....
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.
Обучение учащихся с ОВЗ, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков...
Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ
Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов воз...
"Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела".
На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллект...