Конспект логопедического занятия по теме: Посуда.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса по теме "Посуда"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

Тема: Посуда.

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Посуда».

  1. Орг момент.

- Сядет тот, кто назовет посуду, используйте в ответе предложение из трёх слов. Пример ответа: «Я знаю сковороду.»

Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

II. Введение в тему. 

1. Упражнение «Отгадай загадки»

1. Имеет хобот, а не слон, он чашкам отдает поклон.

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы, глубокая и мелкая, зовут ее …

3. На кухоньке нашей мы варим в ней кашу, картошку, бульоны, супы, макароны…

4. На кухне ей всегда почет она и жарит и печет, не приготовить нам еды на кухне без …

5. Лишь для хлеба создана, бережет его она… 

6. Ее за ручку мы берем, чай, кофе из нее мы пьем… 

7. Сама не ем, а людей кормлю… 

8. Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока… 

9. Имеет 4 зуба, каждый день появляется за столом, а ничего не ест…

10. Новая посуда, а вся в дырках… 

- Как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все загадки? 

2. Упражнение «Скажи одним словом». (работа по картинке –презентации)

- Давайте вспомним, какая бывает посуда.

- Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? 

- Назовите чайную посуду.

- Из какой мы кушаем?

- Назовите столовую посуду.

- Как называется посуда, в которой готовят? 

- Назовите кухонную посуду.

- Вот такая разная посуда бывает.

3. Упражнение «Наведи порядок»

- Назови и разложи посуду. На первую полку кухонную посуду, на вторую – столовую посуду, на третью – чайную посуду.

- Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется «Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей, превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке, или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда:

На неё еду кладут, из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд- варят, жарят и пекут!

- Вот какая она помощница!

4. Упражнение «Что для чего?».

(работа по картинкам – презентация)

- Посуда, в которую кладут хлеб - хлебница,
- Посуда, в которую кладут салат - салатница,
- Посуда, в которую кладут селедку - селедочница,
- Посуда, в которую наливают суп - в супница,
- Посуда, в которой хранят перец -перечница,
- Посуда, в которую насыпают соль - солонка,
- Посуда, в которую кладут конфеты - конфетница,
- Посуда, в которую кладут масло - масленка.
- У каждой хозяйки очень много посуды. Давайте поиграем и сделаем из одного предмета – много. 
5. Игра «Один- много» 

Тарелка – тарелки

Кастрюля – кастрюли

Ложка – ложки

Вилка – вилки

Стакан – стаканы

Половник – половники

Чашка – чашки

Тёрка – тёрки

Стакан – стаканы

Половник – половники

Сковорода – сковороды

Чайник - чайники

6. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (с движениями руки).

Упражнение «Блинчик»

Мы испечь блины решили,

Много теста замесили.

Чтобы было веселей,

Пригласили всех друзей.

Упражнение «Вкусное варенье»

Приготовили варенье

И пирог мы испекли.

Всех друзей на пир позвали

И вареньем угощали.

Упражнение «Чашечка»

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше

Подержать её ковшом.

- Помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки? Как она называется? 

- Почему вся посуда убежала?

- Потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части.

7. Игра «Собери посуду»

- Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. Вы нам потом о нём расскажите.

- Вот сколько предметов посуды мы собрали.

8. Игра «Сравни» (работа по картинке)

- Для сравнения предметов, смотрите на свои картинки и отвечайте на мои вопросы.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? 

2. Чем кувшин отличается от бутылки?

3. Что едят из глубокой тарелки?

 

4. Что едят из мелкой тарелки? 

5. Чем отличается чайная ложка от столовой?

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки?

9. Игра «Скажи наоборот».

Кастрюля высокая – сковорода низкая.

Тарелка глубокая, а бывает мелкая.

Ложка большая, а бывает маленькая.

Нож острый, а бывает тупой.

10. Игра «Из чего сделана посуда?» (с мячом)

- Вы помните, какая разная посуда бывает? Давайте с вами расскажем, какая ещё бывает посуда, из чего ее делают.

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глинная

Нож из стали – стальной

11. Физкультминутка: «Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд 

Я всем напоказ выставляю живот 

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

- Эй, люди, я с вами чай пить хочу.

12. Упражнение «Чисто говорю» - чистоговорки

Да-да-да грязная посуда

Ду-ду-ду мыть посуду буду

До-до-до вот большое блюдо

Да-да-да вымыта посуда

ухне – ухне – ухне - мы сидим на кухне                                             

ур – ур – ур - на кухне гарнитур                                      

ай – ай – ай - пьем на кухне чай                                                      

рет – рет – рет - на кухне табурет                                              

уды – уды – уды - на кухне много посуды                                            

да – да – да - на плите сковорода                                        

рюля – рюля – рюля - новая кастрюля                                       

релка – релка – релка – глубокая тарелка                                            

уда – уда – уда - разноцветная посуда                                           

ашки – ашки – ашки – фарфоровые чашки                                                 

илка – илка – илка – тоненькая вилка                                                  

ожки – ожки – ожки - маленькие ложки                                                 ож – ож – ож - очень острый нож                                                     

дим – дим – дим - вилками едим                                                 

изы – изы – изы - кофейные сервизы                                               ыли – ыли – ыли - мы посуду перемыли                                           или – или – или – чашки не разбили                                               аем – аем – аем – посуду вытираем                                   

аем – аем – аем – маме помогаем                                         

аем – аем – аем – посуду расставляем

13. Игра «Назови ласково»

сковорода – сковородочка

тарелка – тарелочка

стакан – стаканчик

чашка – чашечка

стакан - стаканчик

поднос – подносик

сервиз - сервизик

половник – половничек

солонка – солоночка

маслёнка - маслёночка

Посуду и пищу в ней на стол подносят, а для этой цели существует специальное приспособление поднос - деревянный, металлический или из другого материала лист с загнутыми краями.

Словом разнос называют доставку почты, счетов.

14. Игра «Что это? Из каких частей состоит?» (работа по картинкам – презентация) 

- Вы знаете из каких частей состоит чайник? 

Чайник – ручка, носик, донышко, крышка.

- Из каких частей состоит кастрюля? 

Кастрюля – стенки, крышка, ручки, донышко.

- Из каких частей состоит чашка?

Чашка – стенка, дно, ручка.

- Где еще мы используем понятие «ручка»?

- Где еще мы используем понятие «горлышко»?

- Понятие «носик»?

 - А слово «стенка»?

15. Упражнение «Сосчитай чашки». (работа по картинке – презентации)

- Нас пригласили в гости. Мы сядем за большой стол. Сколько посуды нам понадобится?

- Давайте сосчитаем до 5 чашек, называя их цвет.

16. Игра «Шкаф с посудой» (зашумлённая картинка).

17. Игра «Чей, чья, чьё?»

- У дедушки есть чашка, она чья?

- У мамы есть кастрюля, она чья?

- У папы есть кружка, она чья?

- У бабушки есть блюдце, оно чьё?

15. Упражнение «Предлоги»

(работа по картинке – презентация)

- Где может находиться нож?

- Где может находиться суп?

- Где чайник?

16. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

(работа по картинке – презентация).

- Рассмотрите, что нарисовано на картинке?

- Что стоит справа от кастрюли?

- Что находится слева от сковороды?

- Между какими предметами находится тёрка?

 Задается столько вопросов, сколько обучающихся в подгруппе.

17. Развитие фонематического слуха. Игра «Наоборот».

- Повторите за мной слоги мягко.

ПЫ-ПИ, ТЫ-ТИ, МЫ-МИ, КЫ-КИ, ХЫ-ХИ, ВЫ-ВИ

- Если услышите звук А хлопните в ладоши.

Ма, бы, ди, па, ло, саниг, тапок, кеды, боты, сланцы.

- Какой первый звук в слове Аня?

18. Игра: «Подбери слова и закончи предложение».

- Мама суп … (варит, наливает, ест)
- Бабушка котлеты … (жарит, готовит)
- Папа чай … (наливает, заваривает, пьет)
- Я чашку … (мою, вытираю, ставлю)

19. Игра: «Кто больше подберет слов»

- Чашка (что делает?) – стоит, украшает, разбивается, лопается, падает…

- Чашка (какая?) – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная…

Ложка (какая?) – столовая, металлическая, блестящая, серебряная, новая, чистая, грязная, новая, старая, чайная…

20. Игра «Подбери действие»

(игра с мячом)
- Вилкой макароны ...
 (накалывают).
- Ребром вилки котлету можно...
 (отломить).
- Большой ложкой суп...
 (едят).

- Чайной ложкой сахар в стакан ... (кладут, насыпают), в стакане ... (размешивают).
- Ножом от блина кусочек...
 (отрезают).
- Сыр ножом тонкими ломтиками ...
 (нарезают).
- Морковь на терке ...
 (трут).
- Мясо перцем из перечницы
 (перчат).
- Из солонки в салат соль ...
 (насыпают).
- Помидоры для салата ножом...
 (нарезают, режут).
- В дуршлаге фрукты под водой ...
 (моют), макароны... (промывают).
- В кастрюле щи ...
 (варят).
- На плите чайник...
 (греется, кипит, стоит).
- Из носика чайника заварка...
 (льется).
- Сковороду после приготовления пищи ...
 (моют, чистят).
- Пригоревшие места на сковороде чистящими средствами...
 (оттирают).

III. Итог

- О чем мы говорили сегодня?

- Что мы делали на занятии?

- Что особенно вам понравилось?

Игра «Четвертый лишний»

- Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.

- Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник

- Чашка, стакан, кружка, вилка 

- Ложка, вилка, нож, кастрюля 

- Чайник, самовар, чашка, сковорода 

- Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка 

Зрительная гимнастика в стихах.

Раз –налево, два – направо, три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!

Подготовка руки к письму.

Давайте все сядем за столы. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз.

Ответы детей.

Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибать пальчики по одному, начиная с большого.

Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.

Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.

Отгадывают загадки.

Чайник

Тарелкою

Кастрюля

Сковороды

Хлебница

Чашка

Ложка

Стаканы

Вилка

Дуршлаг

Обобщают предметы.

Посуда

Образовывают относительные прилагательные.

Чайная посуда.

Чашка, сахарница, чайная ложка, блюдце…

Столовая посуда.

Тарелка, ложка, вилка, нож…

Кухонная посуда.

Кастрюля, сковорода, половник, чайник…

Выполняют 3-х ступенчатую инструкцию. 

Слушают стихотворение.

Образовывают новые существительные с помощью суффиксов.

Хлебница

Салатница, салатник

Селёдочница

Супница

Перечница

Солонка

Конфетница

Маслёнка

Образовывают и употребляют имена существительные во множественном числе.

Выполняют совместные движения артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

 «Блинчик» удерживают широкий язык на нижней губе - выпрямленные ладони соединяются и разъединяются.

«Вкусное варенье» выполняют круговые движения языком - согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

«Чашечка» удерживают язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями - ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

Федорино горе.

Ответы детей.

Собирают целую картинку посуды из разрезанных частей.

Называют свою собранную картинку.

Я собрал чашку (чайник…)

Проводят сравнение.

Ответы детей.

Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка.

У кувшина есть ручка.

Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп.

Из мелкой тарелки едят вторые блюда ...

Чайная ложка короче и не такая глубокая.

У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая.

Подбирают антонимы.

Низкая

Мелкая

Маленькая

Тупой

Получая мяч по очереди, отвечают.

Деревянная

Фарфоровая

Хрустальная

Металлическая

Стеклянный

Пластмассовая

Чугунная

Глинная

Стальной

Выполняют физминутку.

Координируют речь с движением. 

Импровизируют движения в такт стихотворения.

Шаги на месте

Руки на поясе, повороты туловища

Хлопки в ладоши

Прыжки на месте

Первый раз слушают, второй – проговаривают.

Образовывают существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Просмотр презентации, перечисляют детали посуды. Ответы на вопросы.

Ручка, носик, донышко, крышка

Стенка, крышка, ручки, донышко

Стенка, дно, ручка

Ручка человека, пишущая ручка, ручка у мебели (шкафа, трюмо, трельяжа), ручка дверная.

Носик человека, птичий клюв.

Боковая сторона помещения, предмет мебели (плоский шкаф с множеством секций).

Согласовывают существительные с числительными и прилагательным в роде, числе и падеже.

Одна синяя чашка.

Две синих чашки.

Три синих чашки.

Четыре синих чашки.

Пять синих чашек.

Находят посуду на зашумленной картинке.

Образуют и употребляют в речи притяжательные прилагательные. 

Дедушкина, дедова

Мамина

Папина

Бабушкино

Употребляют в речи предлоги.

Нож в ящике, на столе.

Суп в кастрюле, в тарелке, в ложке.

Чайник на столе, на плите, в буфете.

Рассматривают картинку.

Чайник справа от кастрюли.

Дуршлаг слева от сковороды.

Тёрка между чашкой и блюдцем.

Дети произносят слоги наоборот.

Отвечают на вопросы.

Подбирают и называют глаголы.

Варит, наливает, ест…


Жарит, готовит…

Наливает, заваривает, пьёт…


Мою, вытираю, ставлю…

Подбирают признак и действие к предмету.

Стоит, украшает, разбивается, лопается, падает…

Красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная…

Столовая, металлическая, блестящая, серебряная, новая, чистая, грязная, старая, чайная…

Называют действие  (подбирают глаголы).

Накалывают

Отломить

Едят

Размешивают

Отрезают

Нарезают

Трут

Перчат

Насыпают

Нарезают, режут

Моют

Промывают

Варят

Греется, кипит, стоит

Льется

Моют, чистят

Оттирают

Отвечают на вопросы.

Называют лишнее слово. Обобщают и сравнивают предметы, находят лишний предмет, объясняют свой выбор.

Хлебница - в хлебнице не готовят пищу.

Вилка не предназначена для питья.

Кастрюля не столовый прибор.

Сковорода не чайная посуда.

Из тарелки кушают.

Выполняют 1-2х ступенчатую инструкцию. 

Дети берут карандаш и работают. Выполняют штриховку по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Учебные принадлежности"

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме "Учебные принадлежности" с учащейся 1 класса коррекционной школы. Приведен пример самоанализа занятия....

Конспект логопедического занятия по теме "Мои школьные друзья"

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Мои школьные друзья" с учащимся, имеющим множественные нарушения развития. Использовались альтернативные средства общения (жесты, фотографичес...

Конспект логопедического занятия по теме: «Описание картины «Зимний день»

Конспект логопедического занятия с учащимися 3-х классов по теме :«Описание картины «Зимний день»...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия на тему:«Парные звонкие - глухие согласные в конце слова». Лексическая тема: сказка «Снежная королева».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов о...