Развитие фонематического слуха
консультация по логопедии (1 класс)

Чернова Татьяна Вячеславовна

Практический материал, который содержит игры и упражнениядля развития фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_sluha.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха

Современная школа требует от детей не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Правильная и эффективная подготовка к обучению языку – реализуется на уровне звукового анализа слов. Это:

  1. Определение порядка звуков в слове;
  2. Выделение отдельных звуков;
  3. Различие звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий).

Определения звука в слове.

Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно только писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.

 ФЛОМАСТЕРЫ

У меня 12 фломастеров разного цвета. Я загадаю цвет одного из них, произнеся только первый звук этого слова.  Если ты догадался какого, возьми его в руки.

     [ж], [з,],  [к], [с,], [ч,]……

ЗООПАРК

Посмотри на игрушки (картинки). По первым звукам названий игрушек отгадай слово:

Мышь, ослик, лев (моль),

Собака, обруч, козлик (сок,),

Кот, обруч, собака, тигр (кость).

ОТГАДАЙ ИМЯ

Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух):

а) Волк-абрикос-сирень-ананас.

б)Торт-облако-лиса-аист.

в)Вилка-игла-тюбик-арбуз.

г)Астра-ноты-тополь-ослик-новость.

Угадай имя девочки.

  1. Обруч-лимон-аист.
  2. Арбуз-незабудка-актер.
  3. Танец-артист-нитки-астра.
  4. Носки-автобус-самолет-телевизор-Африка.

ГОРЛЫШКО БОЛИТ.

  1. Произнеси первый звук слова только губами, остальные вслух.
  2. Произнеси губами без звука все слово, только последний звук вслух.

Слова: кот, пар, пес, лес, зима, крем, бутон.

ЦЕПОЧКА

Что общего в словах  «мак» и «кот»? (Звук К)

А каким звуком заканчивается слово «кот»?

Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука.

Продолжайте игру с другими словами.  

Слоговой анализ и синтез        

Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения.

Перед чтением слов по слогам дети упражняются в разделении слов на слоги и звуки на слух (анализ). Выделение первого и второго слога в двусложном слове с открытыми слогами. Дописывание второго слога в слове и письмо по слуху.

Придумывание учеником слов в два слога.

Деление слов на слоги мы приводим также и на игровом материале по картинке и без картинки. Взрослый называет первый слог, ученик — второй слог, и наоборот.

Затем переходим к делению на слоги двусложных слов, имеющих в своем составе три звука (о — сы, И-ра).

Работа с этими словами проводится так же, как и предыдущая работа с двумя открытыми слогами.

Слова в один слог дают детям понятие о том, что не все слова можно делить на слоги (дом, шар, сом). Закрепление этого понятия дается на картинках.Ребенок сам называет картинку и говорит, можно ли разделить слово на слоги.

От анализа двусложных слов тут же переходим к чтению двусложных слов по схемам (синтез), которое облегчает детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется (чтение по подобию).

ша ма   —    ки ма

Одновременно с этим надо приступить к составлению слов из карточек-слогов, данных в приложении в конце книги.

В схемах и слогах-карточках слоги даны в нарастающей трудности (pa—ма, за—мок, тра — ва, бантик, ста—рик).

Разрезную азбуку следует держать в алфавитной кассе.

От чтения слов по схемам переходим к чтению предложений и рассказов по слогам. Для упражнения в чтении двусложных слов нами частично использован статейный  азбуки или букваря , методически подобранный с соблюдением принципа от легкого к трудному.

Без умения воспринимать слог нельзя двигаться дальше, нельзя научить детей читать, если они перебирают буквы и не умеют сразу видеть две буквы.

Поэтому нами дается большой материал в словах, в предложениях, в рассказах, стихах для слогового чтения. Чтение стихов рекомендуем проводить под такт, хлопая в ладоши.

Здесь также материал приводится в нарастающей трудности — слова в два слога, в три слога, в четыре слога.

После совместной работы ученика с логопедом по слоговому анализу и синтезу мы подводим ученика к самостоятельному делению слов на слоги.

Сначала ученик находит по слуху первый, второй, третий слог в слове, затем переходит к самостоятельному делению слов на слоги в предложениях, стихах в рассказах.

Наряду с устными упражнениями деления слов на слоги даем письменные упражнения  —  дописывание слога  в слове после предварительного слогового анализа, выписывание из стихов слов в один, два, три и четыре слога. Заканчиваем работу по слоговому анализу и синтезу игровым материалом в виде ребуса по составлению слов из слогов.   Звуковой анализ надо начинать одновременно со слоговым анализом.

В числе ошибок в письме дисграфиков большое место занимают ошибки на пропуск гласных и одной из   согласных   при  стечении   двух,   трех   согласных, например: бежала — бежла, стул сул, что свидетельствует о том, что ученики не владеют звуковым анализом, а это имеет чрезвычайно важное значение для правильного письма.

Звук  считается  изученным  тогда,   когда  ученик может его  выделить из любого  простого слога или лова. Поэтому нами разработан большой материал в разделе звукового анализа по выделению звука, начиная с самых легких упражнений.

  1. Выделение первого звука в слове по картинке.
  2. Выделение гласных звуков а, о, у, ы, и.
  3. Выделение и дифференциация согласных.
  4. Выделение любого звука из слога и слова.
  5. Выделение согласных в словах со стечением согласных.

После выделения первого звука по картинке мы даем для развития слухового внимания и памяти упражнения в повторении рядов звуков, так как дисграфики не чувствуют последовательности звуков в слове.

Повторение рядов звуков начинаем с простейшего слова ау в два звука, потом мы даем ряды слов в три звука и ряды слогов.

Выделение гласных звуков проводим последовательно в таком порядке:

  1. Выделение звука из слова.
  2. Анализ слова по звукам и составление его из букв разрезной азбуки с последующим чтением.

3)        Запись названия картинки после звукового
анализа.

  1. Придумывание слов с требуемым гласным звуком.
  1. Выделение и дифференциация согласных.

После выделения согласных в слове можно приступить к выделению любого звука в слоге и в слове.

Соблюдение последовательности ряда звуков в письме в словах со стечением согласных является наиболее затруднительным для дисграфиков, поэтому приведенный нами материал в этом разделе дан в большом количестве и методически разработан в следующем порядке:

1)        Слова со стечением двух согласных в начале
слова.

2)        Слова со стечением двух согласных в конце
слова.

  1. Слова со стечением двух согласных в начале и в конце слова.
  1. Слова со стечением трех согласных

Методика выделения из этих слов звука остается же.

Для упражнений в звуковом анализе и в чтении нами подобран большой материал слов по подобию, где в словах изменяется только одна или прибавляется только одна буква к слову, например

  1. В конце слова — сом, сор, сок;
  2. в начале слова — мак, рак, бак;
  3. в середине слова — мал, мил, мел,
  4. прибавление буквы       стал —   встал, низ — вниз.

Йотированные буквы, как представляющие своеобразную трудность для дисграфиков, нами выделены в особый раздел.

Йотированные буквы даны нами в двух значениях.

В начале слов и после гласных они обозначают йотированные гласные, например: Яша, Юра, ёлка, заём, пою.

После согласных как знак смягчения предыдущего согласного, например: мясо, мёд, изюм.

Звуковой анализ с этими гласными мы не приводим, а даем только упражнения для выделения их как гласных букв, так как при протяжном произнесении эти буквы разлагаются на два звука (я—йа, ю—йу, ё—йо).

Следующей трудностью для дисграфиков является смягчение согласных — как при смягчении их путем мягкого знака, так и при смягчении путем йотированных я, ю, ё.

Для различения твердого и мягкого произношения согласных в конце и середине слова мы используем прием сопоставления твердого и мягкого произношения согласных:

дал       даль        мыло   — мило

кон       конь        ров       — рёв

лепит   лепить      град     гряды

Проработав материал по выделению гласных, переходим к дифференциации твердых и мягких согласных, стоящих перед йотированными гласными, что является для дисграфиков также затруднительным. Примеры ошибок:

дядя дада        тётя    тота

ВаняВана        Люба Луба

Методические приемы работы по дифференциации а—я, о—ё, у—ю мы рекомендуем следующие:

  1. Найти в предложении слова с буквами а—я, о—ё, у—ю и выписать эти слова в отдельные столбики.
  2. Списать предложения и подчеркнуть указанные буквы одной или двумя черточками.
  3. Придумать слова с указанными буквами и записать их.

Для закрепления пройденного материала по дифференциации а—я, у—ю, о—ё проводим упражнения в чтении и письме на деформированном тексте. Даются следующие задания:

  1. Вставить одну из указанных в задании букв (а—я, о—ё, у—ю) устно.
  2. Списать и вставить одну из этих букв.
  3. Составить из разрезанной азбуки слова, вставляя пропущенную букву, с последующей записью.

Такая же работа проводится на материале предложений.

Дальше дается материал с пропущенным слогом в слове и с пропущенным словом в предложении.

К тексту предложений с пропущенным словом даются слова для справок.

С самого начала работы по анализу и синтезу вводится элемент письма в виде разнообразных коротких заданий, как-то:

  1. Дописывание слов.
  2. Списывание слов по определенному заданию.
  3. Выписывание слов с определенным заданием.
  4. Списывание слов с делением на слоги
  5. Письмо готовыми буквами (разрезная азбука).
  6. Списывание с подчеркиванием букв или слов.
  7. Списывание деформированного текста со вставкой букв, слогов, слов.
  8. Письмо по слуху.
  9. Письмо по картинке.

С раздела пятого дается материал для диктантов. Эти диктанты в начале работы рекомендуем проводить с предварительным звуковым анализом. В конце работы нужно проводить контрольные диктанты без звукового анализа.

Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражняться в письме по схеме следующим образом:

  1. Сосчитать, сколько в предложении слов, и поставить столько же черточек.
  2. Разделить слова на слоги и поставить столько же черточек.
  3. Сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.

Лена мыла руки

Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими диктанта.

После диктантов ученики переходят к самостоятельному письму по картинкам. Предварительно ученик составляет рассказ по картинке устно. Этот вид работы обогащает словарь ученика и приучает его к логическому изложению мысли.

Во второй части книги помещен материал для детей с частичным нарушением оптического восприятия графического образа букв, сходных по написанию.

Для преодоления затруднений такого порядка мы ввели следующую методику работы:

  1. Вырезывание  из  бумаги смешиваемых  письменных букв и сравнение их начертания.
  2. Списывание  и обведение  смешиваемых букв разными цветными карандашами.

3)        Выписывание из текста слов со смешиваемыми
буквами в разные столбики.

4)        Списывание   и   подчеркивание   смешиваемых
букв разными цветными карандашами.

5)        Подписи под картинками, в названии которых
имеются смешиваемые буквы.

  1. Вписывание этих букв в деформированный текст.
  2. Письмо небольших рассказов, насыщенных смешиваемыми буквами, под диктовку.

В конце книги дан материал для преодоления тех форм аграмматизма, которые наиболее часто встречаются у детей с поздним развитием речи.

  1. Выпадение в предложении союзов и предлогов.
  2. Неумение согласовать слова в предложение, например:

Вова сидит стул. Мячик лежит диван.

3) Упражнения в употреблении рода и числа.

Для выправления этих недостатков приводим большой материал в следующей методической разработке:

1)        Списывание и подчеркивание слов с предлогами.

2)        Дописывание предложений словами с предлогами.

3)        Придумывание предложений с указанным предлогом.

  1. Вставка нужного предлога в деформированном тексте.
  2. Составление предложений с предлогом по картинкам .
  3. Чтение и пересказ небольших рассказов, выписывание из текста этих рассказов слов с предлогами.

7) Упражнения в правильном употреблении рода и числа.        

В конце книги приложена карта обследования ученика, методические указания и практический материал для проведения обследования.

Эта карта поможет выявить все стороны развития ребенка и те дефекты, над которыми логопеду придется работать для их устранения.

Даются также в приложении карточки-слоги и разрезная азбука.

Большое место должна занимать работа с разрезной азбукой и карточками-слогами, которые нами даются в большом количестве. Карточки-слоги составлены по принципу от легкого к трудному.

Первую главу "Развитие фонетического слуха" мы начинаем с составления предложений по картинкам, а затем даем анализ предложений по словам.

Для анализа предложенй по словам дается легкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении, начиная с предложений в два слова и кончая предложениями в четыре слова.

Методика работы с предложением сводится к следующему:

  1. Составить предложение по картинке.
  2. Сосчитать, сколько слов в предложении.
  3. Указать, на каком месте стоит каждое из слов предложения.
  4. Докончить начатое предложение по данному образцу.
  5. Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.

Вся работа строится на индивидуальном подходе к. Если ребенок еще не умеет читать предложения, то читает взрослый, а он выделяет из предложения слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха.

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...