Автоматизация звука Р
план-конспект урока по логопедии
Предварительный просмотр:
Тема НОД: Автоматизация звука Р.
«Новый автомобиль»
Цель: автоматизация звука р – изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи: совершенствовать произношение Р– изолированно, в слогах, словах, предложениях. Продолжить учить включать нормальный звук в поток речи, выделять звук из потока речи. Развитие фонематических процессов; психических процессов (внимания и памяти), совершенствование органов артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
Оборудование: схема характеристики звуков, картинки, мелкие игрушки, зеркало.
Ход НОД
- Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Новенький автомобиль
Папа в городе купил…
- Общая разминка (ребенок выполняет упражнения по показу педагога)
Подошли мы рассмотрели…
(повороты головой и наклону влево и вправо, приседания, имитация рассматривание автомобиля)
#1040;ртикуляционная гимнастика.
Есть : колёса, окна, двери.
(артикуляционные упражнения: «Бегемот», «Окошечко», «открывать-закрывать рот»).
Чистят дворники стекло,
Так, что светится оно.
(«Часики»)
Мы заправили бензин,
Распахнули двор,
(«Хоботок» - «Окошко»)
Но не едет лимузин.
(«Гармошка»)
Ни шумит мотор.
Порычал лишь неумело
И заглох совсем.
Что такое в чём же дело?
Не умеет? Лень?
- Пальчиковая гимнастика.
Папа взял отвёртку, ключ.
Подтянул болты.
(массаж пальцев рук)
- Дыхательная гимнастика.
Мы с сестрёнкою стоим.
Раздуваем пыль.
- Мимическая разминка.
- Миленький, хорошенький грустная сестра,
- Улыбнись дружочек к бабушке пора.
- Заведись дружочек, дедушка нас ждёт.
Ехать нужно очень.
- Тётя торт печёт!
(сопровождаем слова мимическими упражнениями)
Папа весь уже чумазый,
В копоти, пыли.
Мы с сестренкою устали,
На траву легли.
- Автоматизация Р изолированно.
И давай рычать от скуки,
Как умеем на все руки:
- Р-Р-Р-Р-Р-Р
- сказал сестренке я.
- Р-Р-Р-Р-Р-Р
- ответила сестра.
- Р-Р-Р-Р-Р-Р
- ответили не мы, это был автомобиль!
Подхватил он нас умело,
Ну и принялся за дело:
Зашумел мотор…
Запыхтел мотор…
Зарычал мотор…
(произносить звук Р с разной интонацией).
Оказалось он забыл, как рычать,
А теперь уже не мог замолчать.
Сели мы в кабину и поехали!
И до дома бабушки,
И до дома дедушки
Мы с сестрой не замолкали,
Мы дружочку помогали
РА-РО-РУ-РЫ
РО-РЫ-РУ-РА
РЫ-РУ-РА-РО
РО-РА-РЫ-РУ
АРА-ОРА-УРА-РО
ЭРА-ОРО-УРА-РА
- Автоматизация Р в словах.
- А потом еще в словах:
Проговаривать слова:
Рак, раб, рама, рана, рога, радость, рассвет, ранец, расчёт, район, радио, розетка, ромашка, ранетки, ракушка, радуга, работа, раковина, растение, ура, нора, гора, штора, дыра; Рот, ров, рог, рожь, роза, рота, рожки, рондо, ровный, роспись, роскошь, робот, ролики, Родина, перо, озеро, сырок, урок, курок, горох, укроп, герой, простынь, мороз, перрон, пирог, творог; рубль, Русь, рука ,ручей, ручка, рудник, ружьё, румянец, рукопись, рукавицы, рубашка, рубанок, ярус, вирус, прутья, кенгуру, парус, обруч, шуруп, Маруся; Рысь, рык, рыба, рынок, рыжик, рычаг, рысак, рытвина, горы, шторы, шары, фары, игры, комары, товары, обрыв, хмурый, прыжок, старый, корыто, Горыныч, покрытие; Реп, Рекс, регби, Шрек, Фрэд, стресс, кредо, тире, пюре, каре, экспресс, эспрессо.
Проговаривать слова:
Пар, жар, шар, бар, комар, удар, юмор, товар, повар, загар, сахар, табор, базар, гончар, пожар, спонсор, штопор, самовар, комиссар, ягуар; Вор, бор, хор, сор, спор, сбор, забор, топор, бугор, узор, упор, затор, набор, напор, Егор, дозор, помидор; Тур, шнур, Тимур, ажур, тамбур, ящур, шампур, штукатур, абажур; Мир, пир, жир, тир, сыр, зефир, кумир, копир, факир, кассир, кефир, пассажир, ювелир, командир, Мойдодыр, веер, фужер, шифер, сканер, Киндер, офицер, пионер, Юпитер, компьютер, дизайнер, шифоньер, менеджер, жонглёр, шофёр, ковёр, шахтёр, маникюр.
Относительные прилагательные
Варенье из персиков – какое? (персиковое варенье), кровать из дерева-(деревянная кровать),каша из перловки-(перловая каша),компот из фруктов-(фруктовый компот),фужер из хрусталя–(хрустальный фужер), пюре из картофеля-(картофельное пюре), сок из груш –(грушевый сок),икра из моркови- (морковная икра),суп из гороха- (гороховый суп), коробка из картона- (картонная коробка), йогурт из абрикосов- (абрикосовый йогурт), тарелка из фарфора-(фарфоровая тарелка), браслет из серебра –(серебряный браслет), люстра из бронзы –(бронзовая люстра), куртка из бархата-(бархатная куртка), вино из винограда –(виноградное вино), печенье из сахара-(сахарное печенье).
- Автоматизация Р в стихах.
- А потом еще в стихах:
См. приложение
- Работа с предложениями.
- Так мы к бабушке приехали,
Так мы к дедушке приехали,
Сели, съели тетин торт,
Сладкий, вкусный тетин торт,
Ароматный, преприятный….
А еще пирог, печенье…
Вот такое приключенье.
- Итог НОД
Так полезно оказалось,
Что с сестрою мы умели заводить во рту мотор!
- Домашнее задание.
Приложение
РА
1
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
— Жара, не правда ли, жираф?
А мне — прохладно!.. Я не прав?..
— Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!
2
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!
3
У бобра —не нора,
Не берлога, не дыра!
Он — работник, он — творец!
У бобра в реке — дворец!
4
С утра до вечера играл,
Потом в кровать ракету взял!..
Теперь продолжится игра
От вечера и до утра!
5
Утром радио играло
И прогноз передавало:
— У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен!..
6
Рая — старшая сестра
Карачарова Петра!
Для программ эстрадных Рая
Подбирает номера!
7
Рая раму протирала,
Рая тряпку разорвала…
Рая, раму тебе — рано!
На руке у Раи — рана!
РО
8
Шёл сурок на урок,
Нёс в коробочке пирог…
Съест сурок свой пирог,
Как закончится урок!
9
У сороки и вороны
В сковородке — макароны!
У воробушка Ерошки
Есть горошки на дорожке!
10
Шёл морозною порой
Рома в рощу, как герой!
Рома весел и здоров:
В роще он нарубит дров!
11
У Мирона и Андрона
Нет ни трона, ни короны!
Но зато Мирон с Андроном
Не боятся бури с громом!
РЫ
12
Рысь брала на рынке
Рыжики в корзинке!
Рысь брала на рынке
Брынзу в рыжей крынке!
13
Рыбак на рынок шёл, а там — закрыто!
Закрыли старый рынок до поры…
Рыбаку рыбки попросил корыто
И пёстрые шары для детворы!
РУ
14
Бруснику в кружку соберу —
Ватрушку сделаю к утру!
15
Маруся, как зашить дыру?
Иголку в руки я беру…
Кручу, верчу её в руках…
Маруся, как зашить рукав?
РЁ
16
У матрёшки в поварёшке
Три берёзовых серёжки!
17
Игорёк Ерёмушку
Рвать берёт черёмушку.
Он Ерёмушку берёт
И командует: — Вперёд!
РЯ
18
На крейсере «Варяг»
Кудрявый был моряк.
Моряк привык к порядку —
Моряк любил зарядку!
РЕ
19
Редкий гость — царевич Боря
Плыл в деревню через море.
Говорил царевич речь:
— Нужно речку поберечь!
20
Редьку, репку, огурец
Ест для крепости борец!
Канарейка ест варенье.
Говорит, для оперенья…
РЮ
21
Подарю я хрюшечке
Брючки, шляпку с рюшечкой,
Три кастрюльки, рюкзачок,
Для вязания крючок!
22
Ни Андрюшу я, ни Борю
Никогда не переспорю!
Варю не уговорю…
Зря словами не сорю…
РИ
23
Шарик курице подарит
Три рисунка, и фонарик,
И парик!.. Прикрывши двери,
Курица парик примерит…
Р, РЬ
24
Картонную квартиру
Раскрашивала Ира:
Серебряные двери,
Коричневый паркет…
А Ирин брат Тарасик
Весь коридор раскрасил…
Прекрасней той квартиры
В картонном мире нет!
25
Раку рак на день рожденья
Подарил стихотворенье,
Приготовил рак сюрприз —
Перламутровый сервиз!
26
Пирамидки и матрёшки,
Погремушки, поварёшки,
И конструктор, и зверюшки…
Зря разбросаны игрушки!
27
Крыса в норке
Грызла корки!
В парке Мурка
Грела шкурку!
28
Пригорюнилась прекрасная принцесса:
Трубадур пришёлся сразу ей по сердцу!
Но король мечты принцессы разрушает,
С трубадуром ей дружить не разрешает!..
29
Раз Егор к Петру пришёл,
Разговор произошёл:
Рассказал Егору Пётр
Про ритмичный рок-н-ролл!
30
У Ромы — кавалерия,
У Гриши — артиллерия!
Патроны — из гороха,
Снаряды — из репья!
Здесь барабанный грохот,
Преграды из тряпья!..
Гремят, гремят снаряды!..
Героев ждут награды!..
31
Грузовик развозит фрукты,
Сыр и прочие продукты,
А фургон для зоопарков
Возит тигров и гепардов!
32
Мурзик в погреб пробирался…
Мурзик-Мурзик! Зря старался!
Мурка первая прокралась,
С простоквашей разобралась…
33
В театре вечером премьера
Про перламутровый ларец…
Висят пурпурные портьеры,
Чарует роскошью дворец!..
34
Разрешает тренер Гришке
Первый круг бежать вприпрыжку…
Тренируйся, друг Григорий! —
Вратарём ты станешь вскоре!
35
По первой программе —
Концерт юмористов!
По третьей программе —
Рассказ про артистов!
36
Разговаривал с Барбосом
Раз эрдельтерьер Трезор.
Заводил Трезор с Барбосом
Пресерьёзный разговор.
Он спросил о том, что завтра
Будет грызть Барбос на завтрак.
Прорычал Барбос: «Ирррис,
Карррамель и «Барррбаррис
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Конспект открытого индивидуального занятия по РРС и ФП. Звук [c]. Автоматизация звука [c] во всех позициях.
Закрепление правильного произношения звука [c] в слогах, словах, предложениях; развитие речевого слуха на материале адаптированного текста «Моя семья»; развитие внимания, памяти и логического мы...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».
выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....