Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Р - Л"
методическая разработка по логопедии

 Елена Валерьевна Макеева

Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Р - Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_r-l.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Р - Л"

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л - 1

Ра, ло, ор, лы, ала, кро, тры, апр, хру, рак, пила, лупа, рот, кора, мала.
2. «Запомни, повтори»

Ра-ла

ал-ар

ры-лы

Ло-ро

ур-ул

ор-ол

Лы-ры

ял-яр

лу-ру


3. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:

рад – лад

рамка – лавка

игра – игла

Пров - плов

рак – лак

Мила – Кира

враг - флаг

трон - слон

лама – рама

краса – глаза

флот – рот

плошка - крошка


4. «Закончи слово слогом ЛА или РА»
пи … /ла/ си … но … И…
иг … го … шко … би …


1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л - 2

лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила
2. «Запомни, повтори»

Ра-ла-ра

пло-пло-про

ро-ло-ро

Ру-ру-лу

кра-кла-кла

ла-ра-ла


3. Проговаривать, различая звуки Р и Л:

рубка – голубка

выручать – получать

игры - иглы

лучей – ручей

столы – топоры

уплыть - укрыть

прорубь – голубь

серый – белый

поляк – моряк

Поля – Боря

слякоть – крякать

пряжка - фляжка

4. Считать до 7 /10/ и обратно «

http://logoped18.ru/logopedist/cherentayeva-galina/strelka-vlevo.gif
http://logoped18.ru/logopedist/cherentayeva-galina/strelka-vpravo.gif

1 7» - глубокая нора


1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л - 3

холодильник, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, ласты, лавры, грелка.
2. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:

Серёжа – лёжа

мотылёк – пузырёк 

Полина - перина

полёт – берёт

колючий – горючий

футболист – турист

верёвка – пелёнка 

брюква – клюква 

лейка - рейка

солёный – варёный

Марина – малина

перец - палец 

2. «Запомни, повтори»

футболист – рис – сорить

турист – кипарис - солист

перина – Марина – калина

люк – трюк - клюв

3. «Я …, ты …, она …, мы …, вы …, они …»
- фотографировать  голубей


1. Проговаривать слова. Показать буквы: что вначале, что   потом /Р – Л/.

Р – Л - 4

ларь

прял

лавры

люстра

прялка

литр

грел

апрель

слесарь

тарелка

роль

рояль

брал

рельсы

кресло

руль

орёл

лагерь

грелка

зритель

* Объяснить подчёркнутые слова.

2. Закончить предложение словом из упр-я  № 1

- Дети поехали отдыхать в … /лагерь/.
- Боре и Оле  очень понравилось в ….
- Папа повесил новую ….
- Бабушка налила горячую воду в  ….
- Дедушка сел в своё любимое  ….

3.  «1

http://logoped18.ru/logopedist/cherentayeva-galina/strelka-vlevo.gif
http://logoped18.ru/logopedist/cherentayeva-galina/strelka-vpravo.gif

6 /10/»  - тарелка


1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л - 5

рослый

зеркало

боролись

королева

рассол

горло

брали

прыгали

рулет

ларёк

кролик

ныряли

смотрели

каравелла

крыло

рыхлый

играли

маляр

рулон

стрела

* Составить предложение со словом «рыхлый».

2. «1

http://logoped18.ru/logopedist/cherentayeva-galina/strelka-vlevo-vp.gif

7 /10/» - вертолёт;    просторный балкон


3. «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

- рассказать  историю  про  кролика

4. Закончить  строку словом со звуком Л или Р:

Дедушку зовут Лука,

Друг позвал меня на пир,

У него болит  … /рука/. 

Ел я торт и чай я  … /пил/

Рисовал художник ламу 

Зреет на кустах малина,

И картину вставил в … / раму/.

Соберёт её … /Марина/. 

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что   потом /Р – Л/.

Р – Л - 6

Лариса

карусель

календарь

верблюд

адмирал

балерина

акварель

журнал

дирижабль

 

напролёт

глухарь

бурливый

ювелир

 

рыболов

леопард

Валерий

кларнет

 

мармелад

лекарство

превратили

регулировщик

 

2. Используя пары слов, составить предложения о детях. Дать имена детей со звуками Р – Л.

зеркало – смотрела

тарелка – приготовила

вертолёт – играл

мармелад – попросил

стрела – пролетела 

зрители - кресло

3. «1  7 /10/»  - жонглёр; адмирал

4. Проговаривать

Брат надел халат.    Мара и Мила  пололи огород.   Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Стебель рос и вырос в колос.


1. «Запомни, повтори».

Р – Л-7

Балерина – акварель – лекарство
Ювелир – просил – бурливый
Кларнет – календарь – превратили
Закрыли – Валерий – жонглёр

2. Счёт от  1  до 7 и обратно  - «кларнет»,  «жонглёр», 
                                                    «трудолюбивый жонглёр»

3. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

- полировать рояль

4. Выучить.

Лара на гитаре,
Клара на кларнете
Играли дуэтом
Кириллу и Пете.

1. Счёт от 1 до8 (10)  и обратно: «долгожданная каравелла», 
                                                           «прожорливый крокодил».
2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»
-
фотографировать каравеллу

3. Послушать и повторить слова. Составить предложения о девочке

Ларисе, включив в него названное слово.
Раскрывала,   развешивала,   расклеивала,   рассматривала,   разрисовывала,   расставляла,     размешивала.

4. Выучить.

Юра у Юли забрал юлу
И сел с юлой играть в углу.
Не захотела для Юры
Юла петь без Юли.


1. Проговорить словосочетания в быстром темпе 3-4 раза.

Р-Л

Дополнить каждое сочетание до полного предложения и проговорить его. Уточнить значения незнакомых слов.
Например:
Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния.

Выиграла в лотерею              у Лары мармелад                       
Разбила зеркало                     неповоротливый жонглёр
Крикливый билетёр              отрывной календарь

2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

- расправлять  складки  на покрывале

3.  Чётко проговаривать скороговорки сначала в медленном темпе, затем в быстром.

Король – орёл, орёл – король.    Проворонила ворона воронёнка.
Клара у Вали играла на рояле.   На гармони громко заиграл Ерёмка.
Орёл на горе, перо на орлё.             Прорубь прорубили – рыбки наловили.


1. Проговаривать скороговорки.

Л-Р

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
К полудню Лара с Полей полполя пропололи.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.
Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.

2. Выучить.

Королева кавалеру
Каравеллу подарила.
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.


1. Проговаривать и пересказывать. 

Р-Л

Друзья

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.
А кроме того, у слона бал хобот, а у комарика – хоботок.
Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.

Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. /Ткаченко Т.А./

2. «Слон и комарик» - назвать правильно предметы:

ушко (у комарика) – ухо – ушище (у слона)           … - лапа - …
…        - глаз - …                                    … - голова - …


1. Проговаривать. Назвать слова сначала со звуком Л, а затем со звуком Р. Пересказывать.

Добрый Леопард

На дороге к цирку стоял кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пускает».
     Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».
Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами  загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» - прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!».   /Ткаченко Т. А./

2. Подобрать слова из текста:

Кролик (какой?) - …, …, … .
Леопард (какой?) -  …, …
Ворона (какая?) - …, … .

3. Образовывать слова:

короткий хвост – короткохвостый (заяц)
длинные ноги -  … (аист)               длинный хвост - … (леопард)
острые зубы - … (леопард)           острый нос - … (лиса)
красная грудь - … (снегирь)          длинные уши - … (кролик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для домашней работы по русскому языку для 3 класса.

В программе Перспективная начальная школа недостаточно в учебных пособиях материала для домашней работы. Карточки помогут учителю в отработке навыков грамотного письма....

Карточки для домашних заданий

Считаю, что не всегда в учебнике по русскому языку  можно найти упражнения для домашнего задания, которое позволит эффективно паработать над изучаемым материалом, охватив новый материал, и матери...

Карточки с домашним заданием

Облегчат поис дополнительных заданий....

карточки для домашнего задания по теме: "Текст"

карточки для домашнего задания по теме:"Текст" 3-4 класс...

Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Р - Л"

Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Р - Л"...

Дидактический материал. Карточки для домашнего задания.

Карточки для восстановления звуков....

Карточки для домашнего задания "Автоматизация звука Х"

Карточки для домашнего задания "Автоматизация звука Х"...