Конспекты открытых уроков.
план-конспект урока по логопедии
Конспекты будут полезны логопедам и дефектологам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия для учащихся 2 класса с ЗПР.
Тема:Дифференциация звуков и букв [о] и [у].
Цель:обучение учащихся различать гласные [о] и [у] по акустическим, артикуляционным, а буквы «а» и «о» по графическим признакам изолированно, в слогах, составе односложных слов, предложении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- актуализировать знания о гласных звуках и буквах.
- закреплять звукобуквенные связи;
- закрепить правильные артикуляционные позы гласных;
- совершенствовать графические навыки и навык составления предложений;
- упражнять в правильном произношении звуков [о] и [у];
- упражнять в интонационном выделении гласных звуков.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать психические процессы.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать правильный речевой выдох;
- воспитывать инициативность;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение организовывать свой труд.
Оборудование: индивидуальныекарточки для игры «Соедини картинку с буквой (Рисунок №1),нитки,индивидуальные зеркала, тетради, ручки, карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сядете тот, кто назовет слово [К][У][С][О][К].
– Сядете тот, кто назовет 1 звук, 2 звук, 3 звук, 4 звук, последний звук.
– Сядете тот, кто назовёт сколько звуков в слове.
2. Объявление темы урока.
—Послушайте, одинаковые ли слова я сейчас произнесу: ТОЧКА, ТУЧКА? Что обозначают эти слова?Да, точка — знак препинания при письме, а тучка- уменьшительное к существительному туча. Назовите 1,2, 5 звуки в каждом слове? Чем по звуковому составу они отличаются? Да, они отличаются только гласными о-у. Так какая тема нашего урока? Чему будем учиться?
3. Уточнение и дифференциация артикуляции звуков.
—Внимательно посмотрите в зеркало и произнесите звук [О]. Что вы видите? (Губы в виде овала).
– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)
– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)
—Внимательно посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Что вы видите? (Губы трубочкой, хоботком)
– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)
– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)
– Если воздух проходит свободно, без преград, то какой это звук? (Гласный)
3. Дифференциация звуков [о] и [у] изолировано.
Игра «Поймай звук».
– А теперь поставьте ваши ручки на локти. Вам нужно будет поймать звук [у]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши один раз: а, у, о, а, э, у, о, а.
А сейчас поймайте звук [о]: а, у, о, а, у, о, а, о.
4. Дифференциация звуков [о]- [у] в слогах.
–Поиграем в другую игру. Она называется «Слог поймай и измени, [о] на [у] перемени».Например: «мО» нужно поменять на «мУ». Слоги: кО, дО, пО, мО
– А теперь, наоборот, превратите У в О. Слоги: кУ, тУ, мУ, дУ, вУ
4. Дифференциация звуков в слове.
Игра «Соедини картинку с буквой.
Каждому ученику раздается карточка с изображением предметов в названии которых есть звуки [о], [у]. Соедините картинку с соответствующей буквой. Назовите слова, в которых мы слышим звук [о], [у].
5. Физкультминутка “Веселый счет”
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Семь — успокоились совсем.
6. Закрепление зрительного образа букв о и у.
—Для того чтобы продолжить занятие надо вспомнить, как выглядят строчные буквы о и у. Для этого понадобятся ниточки.Ниточку нужно сложить так, чтобы получилась буква о, у.
7. Работа в тетрадях.
— Кто догадается, какое задание будет в игре «Поищем гласную в слове»?Конечно, я называю слово, а вы записываете гласную букву в своих тетрадях: лук, лом, сом, дуб, суп, сок.
— А теперьвыбудете записывать слово полностью, подчеркнувпри этом гласную букву в своих тетрадях: гол, зуб, ход, шум, бор, конь, дочь.
— Теперь предлагаю составить предложение со словом “точка”, запиcать его в тетрадь, подчеркнуть гласные о» и «у» в предложении.
6.Итог занятия.
- О каких звуках и буквах мы говорили сегодня на занятии?
- Все задания вы смогли выполнить?
- Что не получилось и почему?
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия с обучающимися 2 класса с ЗПР. Тема «Дифференциация буква а-о».
Цель: создать необходимые условия, при которых обучающиеся научатся различать гласные звуки [а-о] на слух и буквы «А», «О» на письме.
Задачи:
1.Познавательные
- уточнять и закреплять знания обучающихся о гласных звуках;
- учить дифференцировать гласные звуки А-О по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам в слогах, словах;
2.Коррекционно – развивающие
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать фонематические процессы;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление);
- закрепить навыки пространственной ориентировки;
3.Воспитательные
-воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих;
- формировать положительную учебную мотивацию.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Выделите начальный гласный звук из слова-осень(о),из слова-астры( а). (Приложение 1.)
- Какие буквы мы будем сегодня изучать? ( о-а)
II. Основная часть занятия
1. Послушайте сказку о буквах-сестричках.
«Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Со временем люди научились их различать — увидев сестёр, они кричали: «Посмотрите, это буква а- сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички» ( Приложение 2)
3. Соотнесите звуки с буквами рукописного шрифта а-о.
а)Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами:
а о о а аа о о а о о а.
б)Запись слогов в две строчки: в первую – с буквой а, во вторую – с буквой – о:
ам, та, он, бо ,са, то, ото, аха, фо, ла.
4. Составь из букв слова. Подсказка: первая буква выделена красным цветом.
ромаф-чадааз-
орль-рогаод-
доран-бортаа-
ртинки и скажите мне, какие первые буквы в именах девочек?
Выставляются на доску буквы а и о. Посмотрите на буквы и скажите мне, из каких элементов состоят буквы? Есть ли у них одинаковый элемент? Хорошо, а теперь пропоем букву О, а потом букву А. В каком положении у нас губы, когда мы произносим их?
Осн. часть
Логопед: ( Выставляются на доску буквы а и о). Посмотрите на буквы и скажите мне, из каких элементов состоят буквы? Есть ли у них одинаковый элемент? Хорошо, а теперь пропоем букву О, а потом букву А. В каком положении у нас губы, когда мы произносим их?
Дети: да
- «Словесные прятки»
Логопед: Ребята, Оля задала нам с вами задание, которое записано в наших тетрадях. Смотрим глазками на задание номер1. Нам с вами даны слова, в которых со звуки О и А спрятались, а нам надо их найти. Если в слове спрятался звук О – то над словом мы нарисуем кружок, а если звук А – галочку.
Ночь, март, сад, кот, рот, гром, врач, сон, мак, лак, хвост, кран, стол, грач, борщ.
- Упражнение «Распредели »
Логопед: а Аля задала другое задание. Посмотрите на упражнение номер 2: у вас нарисованы схемы слов: где одна буква о, одна буква а, две буквы а и буквы а и о. А ниже нарисованы картинки. Ваша задача распределить слова стрелочками к каждой схеме слов.
- Упражнение «Кто, где живет»
Логопед: Ребята, Оля и Аля так баловались, что перепутали слоги из домиков, поможем им поставить их на свои места?
Упражнение «Собери слова»
Логопед: Ребята, Оля и Аля приготовили вам конверты, в которых буквы из слов перепутались, вам нужно собрать слова самостоятельно, а потом мы их запишем в тетрадь.
5.«Физминутка»
Логопед: Оля хочет сделать с вами зарядку. Встаем из-за парт.
Я привстану на носочки, (встаем на носочки)
Хорошенько потянусь, ( руки вверх)
Раз – наклон, два – наклон, ( руками достать до пальцев 2 раза)
Словно буква «О» свернусь, (два наклона вперед)
И попрыгаю немножко, (прыжки два раза)
И руками покручу (вращение руками)
Постою на правой ножке ( 2 сек на правой ноге)
И головкой покручу (наклоны головы в стороны)
Тихо сяду, улыбнусь
И работаю займусь.
- «Запиши графически»
Логопед: дети, посмотрите на задание номер 5. Давайте с вами загадаем слова графически, а Оля и Аля пусть пробуют наше задание выполнить.
- «Вставь недостающие буквы»
Логопед: ребята, посмотрите на задание номер 6. Нам даны слова, из которых буквы убежали, нам с вами нужно подумать, какой буквы не хватает в слове.
С…к, л…к, ш…г, м…рж, фл…г, л…мп…, к…бр…, м…м…, с…д…, м…рк…, в…з…, л…жк… .
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия с обучающимися 4 класса с ЗПР
Тема «Дифференциация букв Ё-Ю».
Цель: научить детей дифференцировать буквы Ё-Ю при написании слогов, слов, словосочетаний.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «о» и «у», которые слышатся при произнесении букв Ё- Ю.
- Развитие навыков звукобуквенного анализа.
- Развитие навыков образования множественного числа имён существительных.
- Совершенствование умения составлять словосочетания из предложенных слов.
- Расширение словарного запаса.
Коррекционные:
- Развитие фонематического восприятия звуков «о» и «у», которые слышатся при произнесении букв Ё- Ю.
- Развитие зрительного восприятия букв Ё-Ю.
- Развитие слухового внимания, логического мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
- Повышать мотивацию детей к обучению.
Ход
1.Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: рак, лук, сом, кот.
2.Формулирование цели занятия.
Логопед: Ребята, отгадайте загадки:
Вместо шубки лишь иголки. Интересная игрушка
Не страшны ему и волки. Одноногая вертушка
Колкий шар, не видно ножек, Зажужжала, как пчела
Звать его конечно….Ёжик... Быстро крутится ......Юла
Логопед: какие буквы пишутся в начале слов?
Дети: Ё, Ю
Логопед: Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня?
Дети: мы будем учиться различать буквы Ё и Ю.
Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число.
3.Уточнение артикуляции звуков.
Буква “Ё” состоит из двух звуков [йо], сначала произносим звук [й]:
— губки слегка уулыбке;
— зубки сближены;
— кончик языка находится за нижними зубами;
— горло “ работает”.
Затем произносим звук [о]:
— губы округлены и вытянуты вперед;
— зубы закрыты губами;
— язык лежит на дне рта;
— горлышко “работает”.
Буква “ Ю” состоит из двух звуков [йу], сначала произносим [й]:
— губки слегка уулыбке;
— зубы сближены;
— кончик языка находится за нижними зубами;
— горло “ работает”.
Затем произносим звук [у]:
— губы вытянуты трубочкой;
— горло “ работает”.
3.1Дифференциация артикуляционных поз.
Логопед: я буду произносить (за экраном) звуки О,У, а вы будете вытягивать губки или бубликом или трубочкой: О, У, О, О, У, О, У
Логопед: Молодцы! Гласные Ё, Ю пишутся с твёрдыми или мягкими согласными?
Дети: с мягкими.
Логопед: Какую букву вы запишете после мягкого согласного с гласным звуком О?
Дети: букву Ё.
Логопед: а какую букву после мягкого согласного с гласной У?
Дети: Ю.
4. Письмо букв в тетради
- Записать буквы Ёё и Юю в тетради до конца строчки
5. Физмин хлопни если услышишь ю, топни-если ё
6.1Дифференциация гласных в слогах.
Чтение слоговой таблицы по цепочке.
ёт ..... ют ..... ёт
юм ..... ем ..... юм
ён ..... юн ..... ён
ёс ..... юс ..... ёс
- Прочитайте вторую строчку снизу. Какой слог здесь лишний и почему?
- Третий столбик справа и найдите лишний слог
- Теперь прочитайте второй столбик слева и произнесите лишний слог
- Прочтите верхнюю строку и назовите лишний слог.
- Посмотрите, встречаются ли одинаковые столбцы или строки?
6.2 игра «Эхо» (повторить отражённо рё-рю-рю, мю-мю-мё и т.д.);
7.Дифференциация букв Ё-Ю в словах и словосочетаниях.
7.1Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Логопед: ванм нужно вставить пропущенные буквы и записать на доске, а потом в тетрадь
Л__ня, Ал__на, Л__ба, Ф__дор, кр__к, т__тя, кл__ква, пол__т.
7.2Развитие навыков образования множественного числа имён существительных. Игра «Один – много».
Логопед: перед вами написаны слова в единственном числе, вам необходимо написать напротив них слова во множественном числе.
КАРТОЧКИ
Ведро – (вёдра)
весло – (вёсла)
человек – (люди)
брюки – (брюки)
- Подчеркните ё 1 чертой, ю -2
7.3 – Придумайте устно словосочетания с нашими словами.
Запишите любое одно.давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили.
8.1 физмин для глаз
8.2 Д ифференциация в предложениях
-Запишите предложения, вставляя подходящие слова из скобок.
Открой … тетрадь и запиши … предложение (свою, свое)
Возьми … расческу и … зеркало (свою, мое)
Проверь … задачу и напиши …. решение(свое, мою)
9.. Работа с деформированным текстом
Самостоятельная работа с индивидуальными карточками.
- Вам нужно раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. И записать текст.
У (школа) кл…н. Мы л…бим сидеть у (кл…н). Гудят пч…лы. По…т
(птица). …ра и Л…ва были у т…ти (Оля). Т…тя купила им коня и
…лу. Коня она да…т …ре, а …лу - Л…ве.
10. Подведение итогов занятия:
Логопед: Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили?
Дети: Ё,Ю
Логопед: Какой звук слышится при назывании буквы Ё? Как расположены губы?
Дети? Звук О, губы расположены бубликом.
Логопед: Какой звук слышится при назывании буквы Ю? Как расположены губы?
Дети: Звук У, губы расположены трубочкой.
Логопед: Правильно! Вспомните, отгадки загадок, которые я вам загадывала в начале занятия.
Дети: Ёжик, юла.
Логопед: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали,
- Посмотрите на экран и выберите ваше настроение после нашего занятия и изобразите
- хорошо, занятие окончено.
Ведро –
весло –
костюм –
брюки –
Ведро –
весло –
человек –
брюки –
Ведро –
весло –
человек –
брюки –
Ведро –
весло –
костюм –
брюки –
У (школа) кл…н. Мы л…бим сидеть у (кл…н). Гудят пч…лы. По…т(птица). …ра и Л…ва были у т…ти (Оля). Т…тя купила им коня и…лу. Коня она да…т …ре, а …лу - Л…ве.
У (школа) кл…н. Мы л…бим сидеть у (кл…н). Гудят пч…лы. По…т(птица). …ра и Л…ва были у т…ти (Оля). Т…тя купила им коня и…лу. Коня она да…т …ре, а …лу - Л…ве.
У (школа) кл…н. Мы л…бим сидеть у (кл…н). Гудят пч…лы. По…т(птица). …ра и Л…ва были у т…ти (Оля). Т…тя купила им коня и…лу. Коня она да…т …ре, а …лу - Л…ве.
У (школа) кл…н. Мы л…бим сидеть у (кл…н). Гудят пч…лы. По…т(птица). …ра и Л…ва были у т…ти (Оля). Т…тя купила им коня и…лу. Коня она да…т …ре, а …лу - Л…ве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...