«Рекомендации учителя - логопеда для родителей детей с ОВЗ»
консультация по логопедии
Причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления.
В последние годы мы все чаще и откровеннее говорим о трудностях обучения в начальной школе детей с ОВЗ. А результаты официальной статистики показывают, что более одной трети детей имеют непрoходящие трудности обучения. Это значит, что более одной трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а, следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить профессию. Но самая главная беда - наши дети остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь, поэтому и винят в основном школу, специалистов и учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_uchitelya_-_logopeda_dlya_roditeley_detey_s_ovz.docx | 48.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рекомендации учителя - логопеда для родителей
детей с ОВЗ»
Неуспевающих учеников можно разделить на:
1. Те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
2. Те, кто и не могут, и не хотят;
3. Те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
Ребёнку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
Почему учиться трудно?
1. У ребёнка задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
2. Незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, часто отвлекается от задания.
3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
5. Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
7. Специфические расстройства. Например, дислексия - такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия - расстройства счета. Дисграфия - трудности при овладении письмом.
8. Нарушения зрения, слуха.
9. Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например, двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.
10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания. Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.
Что ещё может помешать хорошо учиться?
- Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество.
- Инфантилизм, незрелость ребенка. На первом месте - игровые интересы. В более старшем возрасте - отсутствие чувства ответственности.
- Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко - и в том и в другом случае неинтересно).
- Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.
- Конфликты с учителями и одноклассниками.
В учёбе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!
Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить её усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребёнка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребёнок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи.
Прежде чем упрекать ребёнка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребёнка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.
Родителям первоклассника
Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
Не подгоняйте ребёнка, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
Не отправляйте в школу ребёнка без завтрака.
Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его.
Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
Если ребёнок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.
Если вы видите, что ребёнок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам всё расскажет.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребёнка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
После школы не торопите ребёнка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребёнку работать самому.
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учёбе!
Участвуйте с ребёнком во всех творческих делах, начинаниях, поддерживайте его, дайте возможность самореализоваться, но следите внимательно, и, при необходимости, оказывайте ему помощь и поддержку, советуйтесь со специалистами.
Старайтесь, чтобы ваш ребёнок принимал участие, если ему позволяет состояние здоровья, в инклюзивных занятиях с другими детьми, совместное творчество и общение служит развитию ребёнка и становится неким социальным лифтом для него.
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий
1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребёнка умения и (или) желания выполнить заданное упражнение.
3. Создайте условия для успешного выполнения ребёнком домашнего задания.
4. Не пытайтесь выполнять за своего ребёнка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.
5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
6. Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
7. Учите ребёнка детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
9. Хвалите ребёнка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
10. Демонстрируйте достижения ребёнка перед другими членами семьи, братьями, сёстрами.
11. Для того, чтобы облегчить своему ребёнку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.
12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.
13. Если вы считаете, что ваш ребёнок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику и завучу.
14. Покупайте своему ребёнку логические игры, способствующие формированию у него усидчивости, терпения и ответственности. Рекомендую заниматься на внеурочных занятиях шахматами, шашками, конструированием и т.д. для выработки усидчивости, терпения.
15. Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка. Этим вы усугубите проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Используемая литература:
* Рекомендации родителям учащихся с ОВЗ начальной школы. Е.Е.Ненашева – педагог-логопед МБУ ДО «Поддержка детства» г.Самара.
* Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы /Автор-составитель Н.А.Воробьева. – СПБ: ГОУ ЦПМСС Курортного района, 2014. – 34 с.
* Родителям, воспитывающим детей с задержкой психического
развития: методические рекомендации / сост. Т.А. Титеева. –
Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2017. – 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С чего начать обучение чтению? (Рекомендации учителя-логопеда)
Знакомство со звуками, обучение слогослиянию, словесные игры и упражнения....
Рекомендации учителя- логопеда родителям будущих первоклассников.
Рекомендации родителям будущих первоклассников...
Рекомендации учителя-логопеда на лето
В данном файле представлена общая рекомендации учителя-логопеда на период летних каникул....
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей первоклассников
1 класс - это старт, и от того, как он пройдёт, зависит скорость и качество всей дальнейшей дистанции. Поэтому прежде, чем стартовать, убедитесь, что ваш ребёнок готов к этому. Убедитесь, что его речь...
Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью
В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....
Как помочь неуспевающему ребёнку? Рекомендации учителя-логопеда.
Современные взгляды в образовании на проблемы неуспеваемости обучающихся. Пути решения этой проблемы в школе....