С чего начать обучение чтению? (Рекомендации учителя-логопеда)
консультация по логопедии (1 класс) по теме
Знакомство со звуками, обучение слогослиянию, словесные игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению. С чего начать?
Ваш ребенок уже спрашивает название той или иной буквы, берет в руку карандаш и, подражая Вам начинает писать? Восторженно произносит: “Мама, я пишу!”. Можно начинать ненавязчиво, по две-три минуты, развивать в ребенке умение трудиться умственно: учиться слушать и произносить слова и звуки, учиться наблюдать за положением губ, язычка и делать выводы, почему одна и та же буква “Л” обозначает разные звуки, то мягкий звук, то твердый. Знакомство со звуками имеет прямое отношение к чтению. Развивайте его слух, артикуляционный аппарат в совместных мини-занятиях. Учиться слышать слова и звуки, наблюдая при этом положение губ, ребенку лучше перед зеркалом.
Подготовка ребенка к обучению чтению “Знакомство со звуками”
- Пропойте гласную а-а-а-а-а-а-а-а-а, широко открывая рот, а потом гласную у-у-у-у-у-у-у, вытягивая губы трубочкой, а потом гласную ы-ы-ы-ы-ы-ы и так далее. Каждый раз сравнивайте положение губ.
- Прорычите согласную р-р-р-р-р (заводим мотор в грузовом автомобиле), рь-рь-рь-рь (заводим мотор в легковом автомобиле), просвистите согласную с-с-с-с, прошипите ш-ш-ш-ш-ш. Наблюдайте с ребенком над положением губ и язычка.
- Попробуйте с ребенком безотрывно пропеть, наблюдая за положением губ: а – о – у – ы – э; я – е – ю – и – е.
- Помогите ребенку найти разницу в произношении слов : сам и сом, дым и дом, мышка и мишка, парта и карта и так далее.
Словесные игры и упражнения
- Играем “Скажи как я”. Вы бросаете мяч ребенку, называя слова с интонационным выделением любого из согласных звуков (горка, машинка, краски, кубик) Ребенок, бросая мяч назад, должен повторить слово так, как вы его произнесли.
- Играем в “Магазин”. Пусть ребенок представит, что пошел в магазин за покупками. Купить он должен только те покупки, в названиях которых есть звук [с]. Ребенок называет покупки: сметана, совок, сыр, краски… .
Обучение ребенка приему слияния согласных с гласными. После того как научились читать буквы, (согласные и гласные) можно приступить к строению слогов-слияний, пока открытых (му, мы, ми, мо, рэ, ти). Приведу примерный алгоритм технологии обучения слиянию гласного и согласного звуков.
Обучающий | Как мычит корова? |
Ребенок | МУУУ |
Обучающий | Сколько звуков в слове МУУ ? |
Ребенок | Два |
Обучающий | Как мы говорим МУ: сразу или два звука отдельно – М, У ? Посмотри в зеркало. |
Ребенок | Тянет ММУУУ и смотрит в зеркало. МУ – сразу. |
Обучающий | Как интересно: звука два, а говорим сразу. Смотри, ничего не сказали, а губы показывают МУ. Мы приготовились для произношения двух звуков, скажем вслух вместе МУУУ! Посмотри, что я хочу сказать. Теперь ты приготовься произнести МИ (ребенок готовится перед зеркалом). Скажем вместе сразу МИ - МЫ. Вот так и нужно читать: смотри на буквы (ставит буквы М,У), приготовь губы и читай сразу МУ. |
Таким же образом с помощью обучающего ребенок читает МО, МЫ, МИ, затем по аналогии – НУ, НИ, НО… Обучающий следит, чтобы ребенок читал сразу слог, а не по буквам. Надо помнить: «Смотри на две буквы и читай сразу слог».
Чтение слогов-слияний
- Строим слоги-слияния (открытые) с помощью подстановки согласной Н к гласным и делаем вывод, как произносится согласная перед гласной I ряда (а, о, у, ы, э) и как перед гласной II ряда (я, е, ю, и, е).
- Читаем открытые слоги-слияния: ШУ, ТО, ДЫ, ЗЮ… .
- Читаем закрытые слоги-слияния: НОС, ШАР, ХОР, СОР… .
- Читаем слоги с сочетанием согласных: СНУ, ГРО,СТО… .
- Читаем слоги с разделительным мягким знаком: ЛЬЮ, ПЬЮ, МЬЯ… .
Только важно не торопить, не подгонять ребенка. Каждый идет по жизни со своей скоростью. И у каждого свой срок дорастания до понимания и умения. Один пусть и старше, а схватывает медленнее, зато усваивает все прочно и надолго. Другой младше, а сообразительнее, бойчее (хотя бывает: в одно ухо влетело, из другого вылетело).
Никогда не сердитесь и не упрекайте ребенка за неправильно выполненное задание. Не заставляйте заниматься ребенка насильно. Лучше отложите на время, подождите, пока у него возникнет интерес или постарайтесь его вызвать.
Учите с охотой и желанием, умело используя при этом любую ситуацию. Что бы вы ни делали не забывайте беседовать с ним, старайтесь, чтобы привычное общение стало целенаправленнее и глубже, чем обычно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С чего начать обучение грамотному письму.
С чего начать обучение грамотному письму....
Рекомендации учителя- логопеда родителям будущих первоклассников.
Рекомендации родителям будущих первоклассников...
Рекомендации учителя-логопеда на лето
В данном файле представлена общая рекомендации учителя-логопеда на период летних каникул....
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей первоклассников
1 класс - это старт, и от того, как он пройдёт, зависит скорость и качество всей дальнейшей дистанции. Поэтому прежде, чем стартовать, убедитесь, что ваш ребёнок готов к этому. Убедитесь, что его речь...
Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью
В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....
Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)
laquo;Правильная речь открывает человеку новый мир»Н. М. Карамзин...