С чего начать обучение чтению? (Рекомендации учителя-логопеда)
консультация по логопедии (1 класс) по теме

Шипилова Елена Николаевна

Знакомство со звуками, обучение слогослиянию, словесные игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению. С чего начать? 

Ваш ребенок уже спрашивает название той или иной буквы,  берет в руку карандаш и, подражая Вам начинает писать? Восторженно произносит: “Мама, я пишу!”. Можно начинать ненавязчиво, по две-три минуты, развивать в ребенке умение трудиться умственно: учиться слушать и произносить слова и  звуки, учиться наблюдать за положением губ, язычка и  делать выводы, почему одна и та же буква “Л” обозначает разные звуки, то мягкий звук, то твердый. Знакомство со звуками имеет прямое отношение к чтению.  Развивайте его слух, артикуляционный аппарат  в совместных мини-занятиях.  Учиться слышать слова и звуки, наблюдая при этом положение  губ, ребенку лучше перед зеркалом.                    

Подготовка ребенка к обучению чтению “Знакомство со звуками”

- Пропойте гласную а-а-а-а-а-а-а-а-а, широко открывая рот, а потом гласную у-у-у-у-у-у-у, вытягивая губы трубочкой, а потом гласную ы-ы-ы-ы-ы-ы и так далее. Каждый раз сравнивайте положение губ.

- Прорычите согласную р-р-р-р-р (заводим  мотор в грузовом автомобиле), рь-рь-рь-рь (заводим мотор в легковом автомобиле), просвистите согласную с-с-с-с, прошипите ш-ш-ш-ш-ш. Наблюдайте с ребенком над положением губ и язычка.

- Попробуйте с ребенком безотрывно пропеть, наблюдая за положением губ:      а – о – у – ы – э;     я – е – ю – и – е. 

- Помогите ребенку найти разницу в произношении слов :  сам и сом, дым и дом,  мышка и мишка,  парта и карта и так далее.

  Словесные игры и упражнения

  • Играем “Скажи как я”. Вы бросаете мяч ребенку, называя слова с интонационным выделением любого из согласных звуков (горка, машинка, краски, кубик) Ребенок, бросая мяч назад, должен повторить слово так, как вы его произнесли.
  • Играем в “Магазин”. Пусть ребенок представит, что пошел в магазин за покупками. Купить он должен только те покупки, в названиях которых есть звук [с]. Ребенок называет покупки: сметана, совок, сыр, краски… .

Обучение ребенка приему слияния согласных с гласными. После того как научились читать буквы, (согласные и гласные) можно приступить к строению слогов-слияний, пока открытых (му, мы, ми, мо, рэ, ти).  Приведу примерный алгоритм технологии обучения слиянию гласного и согласного звуков.

Обучающий

Как мычит корова?

Ребенок

МУУУ

Обучающий

Сколько звуков в слове МУУ ?

Ребенок

Два

Обучающий

Как мы говорим МУ: сразу или два звука отдельно – М, У ?  Посмотри в зеркало.

Ребенок

Тянет ММУУУ и смотрит в зеркало. МУ – сразу.

Обучающий

 Как интересно: звука два, а говорим сразу.
Давай только приготовимся говорить
 МУ и помолчим. (Перед зеркалом оба вытягивают сжатые губы трубочкой, рот закрыт).

Смотри, ничего не сказали, а губы показывают МУ.
Для
 М губы сжаты, для У – вытянуты трубочкой, держи МУ. (Ребенок молча держит позицию МУ, глядя в зеркало).

Мы приготовились для произношения двух звуков, скажем вслух вместе МУУУ!

Посмотри, что я хочу сказать.
(Приготовимся  молча на слог
МИ перед зеркалом: губы сжаты, рот растянут в “улыбочку” неподвижно. Ребенок подражает. 

Теперь ты приготовься произнести МИ (ребенок готовится перед зеркалом). Скажем вместе сразу МИ -  МЫ.

Вот так и нужно читать: смотри на буквы (ставит буквы М,У), приготовь губы и читай сразу МУ. 
Читай (ставит
МИ). Ребенок читает МИ.

Таким  же образом с помощью обучающего ребенок читает МО, МЫ, МИ, затем по аналогии – НУ, НИ, НО…  Обучающий следит, чтобы ребенок читал сразу слог, а не по буквам. Надо помнить: «Смотри на две буквы и читай сразу слог».

Чтение слогов-слияний

  • Строим слоги-слияния (открытые) с помощью подстановки согласной Н к гласным и делаем вывод, как произносится согласная перед гласной I ряда (а, о, у, ы, э) и как перед гласной II ряда (я, е, ю, и, е).
  • Читаем открытые слоги-слияния:  ШУ, ТО, ДЫ, ЗЮ… .
  • Читаем закрытые слоги-слияния: НОС, ШАР, ХОР, СОР… .
  • Читаем слоги с сочетанием согласных: СНУ, ГРО,СТО… . 
  • Читаем слоги с разделительным мягким знаком: ЛЬЮ, ПЬЮ, МЬЯ… .  

 Только важно не торопить, не подгонять ребенка. Каждый идет по жизни со своей скоростью. И у каждого свой срок дорастания до понимания и умения. Один пусть и старше,  а схватывает медленнее, зато усваивает все прочно и надолго. Другой младше, а сообразительнее, бойчее (хотя бывает: в одно ухо влетело, из другого вылетело).

Никогда не сердитесь и не упрекайте ребенка за неправильно выполненное задание. Не заставляйте заниматься ребенка насильно. Лучше отложите на время, подождите, пока у него возникнет интерес или постарайтесь его вызвать.

Учите с охотой и желанием, умело используя при этом любую ситуацию. Что бы вы ни делали не забывайте беседовать с ним, старайтесь, чтобы привычное общение стало целенаправленнее и глубже, чем обычно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начать обучение грамотному письму.

С чего начать обучение грамотному письму....

Рекомендации учителя- логопеда родителям будущих первоклассников.

Рекомендации родителям будущих первоклассников...

Рекомендации учителя-логопеда на лето

В данном файле представлена общая рекомендации учителя-логопеда на период летних каникул....

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей первоклассников

1 класс - это старт, и от того, как он пройдёт, зависит скорость и качество всей дальнейшей дистанции. Поэтому прежде, чем стартовать, убедитесь, что ваш ребёнок готов к этому. Убедитесь, что его речь...

Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью

В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....

Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)

laquo;Правильная речь открывает человеку новый мир»Н. М. Карамзин...