Закрепление понятия «однокоренные» (родственные) слова, «корень»
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
Предварительный просмотр:
Класс: 2 а.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: фронтальная.
Цель: закрепление понятия «однокоренные» (родственные) слова, «корень».
Задачи:
Обучающие: формирование умения находить родственные слова, выделять в них корень
Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.
Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся: находить родственные слова, выделять общую часть – корень;
Метапредметные:
познавательные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Орг. Момент | Настрой на положительную мотивацию на урок | Настраиваются на учебную деятельность Здороваются Слушают Садятся | Здравствуйте! - Давайте настроимся на работу. Проверь, дружок, - Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с тайнами нашего русского языка. Тему урока вы скажите сами, но чуть позже. |
Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Минутка чистописания 1.Орфографическая минутка Загадывание слов лексическому значению 2. Фонетические упражнения | Открывают тетради, записывают буквы Определение слов по лексическому значению, запись в тетрадь Осина Береза Ветер
2. общая часть, которая общая по смыслу и написанию 3.Корень 4. Разные однокоренные слова 5. Формы одного и того же слова 6. Одинаковые основы 7. Нет. Только близкие по значению | На какие группы можно разделить буквы? Гласные: о, а, е, у Согласные: м, л, р, с Какая буква лишняя в каждой группе? е – обозначает два звука. с – согласный глухой. Записать буквы в тетрадь 1.Запись слов по лексическому значению: Дерево с дрожащими листочками Дерево с белым стволом Движение воздуха 2. Фонетические упражнения - Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие - В каком слове первый ударный слог? Какое слово лишнее и почему? Есть ли здесь родственные слова? Прочитайте три группы слов, написанных на доске. 1 2 3 Сор снег солдат соринка снега боец сорный снегом воин 1. Найдите группу родственных слов. 2. Почему вы так считаете? Докажите. 3. Как называется эта общая часть родственных слов? 4. Это разные слова или одно и то же слово? 5. Что вы можете сказать о второй группе слов? 6.Почему вы так считаете? Докажите. 7. Что вы можете сказать о третьей группе слов? Это родственные слова? |
Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Подведение к цели урока в беседе с детьми | - Что такое родственные слова? - Учиться, находить родственные слова, выделять корень в слове | - На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её. -Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться? |
«Открытие» обучающимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . | 1.Учитель загадывает загадку. 2. Беседа о многозначных словах 3. Использование словарей 4. Работа с пословицами | 1.Отгадывают загадку 2.Работа со словарем 3.Работа с пословицами 4. Подбор родственных слов | Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) -По каким признакам вы догадались, что это корень? О каких значениях корня говорится в загадке? Сколько значений у слова корень?
В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря стр.290) Это слово имеет много значений. Оно многозначное. 2.Сказка Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик. 3.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах. В чём смысл пословиц? Спишите, подчеркните безударные гласные. Дерево сильно корнями, а человек своими трудами. Человек без друзей- что дерево без корней. 4.Слово с деревом похожи, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный Выполняет всё исправно. И назад, и вперёд Слово от него растёт. Часто так случается, Корни повторяются. В разные слова встают, Общий смысл придают. Как слова зовут такие? Дети вместе однокоренные - Что называется корнем слова? Признаки родственных слов? Как пишется корень в родственных словах? |
«Тренировочные упражнения» | Постановка проблемной игровой ситуации | Работа в группах | Мы вспомнили и обсудили все вопросы первой части нашего урока. Следующая часть называется “Играем, наблюдаем”, в которой вы будете выполнять тренировочные упражнения. Игра « Третий лишний» В каждой группе слов найти лишнее, обосновать свой ответ. Очень важно вдумываться в смысл слов. Девочки работают с первой группой, мальчики со второй. Гром, громкий, громадный. Вода, водитель, подводный. Какое слово лишнее в каждой группе слов? Почему? Выделите корень. Игра «Помогите мальчику найти пары родственных слов». Объясните. Найдите среди слов слово, в котором букв больше, чем звуков. (СОЛЬ) |
«Физ-минутка» | Разминка | На болоте две подружки, | |
«Самостоятельная работа» | Работа в парах | Возьмите карточку. - На ней три разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно. - Запишите в верхней части листа свои фамилии. Начинайте работать. 1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого: лес сад вода больной море деревянный садовый лесной боль водичка дерево моряк 2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах. лес мёд лесок мёдик лестница медведь лесник медовый лесной сладкий 3 Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень. Вода - _______________________________________________________ Мороз - ______________________________________________________ Проверка. (На доске правильные ответы) - Проверьте, правильно ли вы выполнили задания. - Поднимите руку, кто все выполнил правильно? Молодцы! | |
«Включение новых знаний в систему знаний и повторение» Цель. Включение нового | Задание заполнить пропуски слов в тексте | Вставляют в тексте пропущенные слова Работа в группах | Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… . (Лес, лесника, лесок, лесной) - Мы выполнили все задания! |
«Рефлексия» | Проведение игры «Верно ли что….» | Принимают и соблюдают правила игры «Верно ли что….» | Игра «Верно ли что….» 1.Родня ли гусеница гусю? -Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка- гусеница. Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть? 2.Верно ли, что корень - это общая часть родственных слов? 3.Верно ли высказывание «Что бы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть». (Если верно – хлопните в ладоши, если нет тишина) |
«Подведение итогов урока» | Задает вопросы | Отвечают | Карлсон думает, что корень - это главная часть предложения. Буратино думает, что корень – это общая часть всех слов. Золушка думает, что корень – это общая часть родственных слов. Кто из них прав? Как по-другому называются родственные слова? Где нам могут пригодиться знания о родственных словах? |
«Заключительный этап и рефлексия» | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Прощаются | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Тема : Однокоренные родственные слова. Корень слова.
открытый урок по русскому языку в 3 классе....
Мастер-класс "Формирование понятия однокоренных (родственных) слов , 2 класс"
Цель мастер-класса показать интерактивные формы обучения на уроке русского языка во 2 классе при формировании понятия однокоренных (родственных ) слов. Тип урока - формирование первоначальных предметн...
Однокоренные (родственные) слова. Корень слова
Конспект урока по русскому языку по теме "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова"...
Технологическая карта урока русского языка "Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о признаках однокоренных (родственных) слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о признаках однокоренных (...
Однокоренные (родственные) слова. Корень слова
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.Место и роль урока в изучаемой теме: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.Цель и задачи урока:Цель: научить находить в родственных слов...