Трудности у детей младшего школьного возраста с речевой паталогией
консультация по логопедии

Галина Сергеевна Корягина

Речевые патологии у детей младшего школьного возраста существенно мешают овладению ребёнком школьной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Трудности  у детей младшего школьного возраста с речевой патологией?

На сегодняшний день школьная неуспеваемость - острая проблема начальных классов. Трудности в учебном процессе существенно мешают овладению ребенком  школьной программой.

Одной из распространенных причин неуспеваемости обучающихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в младших классах общеобразовательных учреждений, имеют различную структуру и степень выраженности.  

  Каковы же причины этих трудностей?                                                            Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами. В качестве таковых назывались:

-неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность;

-недостаточное развитие психических процессов;

-дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте;

-недостатки зрения и слуха;

-леворукость;

-низкий уровень навыков учебного труда;

-соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период, большая утомляемость;

-отрицательное отношение к учению;

-негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем;

-низкий уровень развития волевых качеств, недисциплинированность;

-отрицательное влияние семьи, сверстников, недостатки школьного обучения.

 Отмечается группа обучающихся, у которых нарушена исключительно произносительная сторона речи при достаточной сформированности фонематического слуха, лексики, грамматики. Дети испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции. У обучающихся наблюдается:

- дефектное произношение  звуков одной или  нескольких групп, преобладают замены и смешения  звуков;

- недостаточная сформированность фонематических процессов: нарушение анализа и синтеза звукового состава слова, трудности в овладение письмом и чтением.

Есть группа обучающихся, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи - произношение, фонематические процессы . У таких обучающихся наблюдается:

- дефектное произношение звуков, у некоторых произношение может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»);

- недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

- трудности овладения письмом и чтением.

Эти дети испытывают затруднения  в восприятии на слух  звуков, определении их акустического (например – звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например - свистящие и шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (например: уши-усы, удочка-уточка, ложки-рожки, крыша-крыса,  бочка-почка;). Все это осложняет устойчивость представлений о звуковом составе слова.

Выделяются  обучающиеся, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

Отставание в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический стой) не может, естественно, не оказывать определенного влияния и на формирование функций речи (или видов речевой деятельности).

Речь первоклассника с общим недоразвитием речи  носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Первоклассники испытывают определенные трудности при воспроизведении связных высказываний, которые нередко сопровождаются поисками необходимых для выражения мысли языковых средств. У детей еще нет навыков и умений связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.

У обучающихся 2-3 классов с общим недоразвитием речи, проявления несформированности языковых средств иные. Эти дети могут ответить на вопрос, составить элементарный рассказ по картинке, передать определенные эпизоды прочитанного рассказа о волнующих событиях, т.е. построить свое высказывание в переделах близкой им темы. Однако, при изменении условий коммуникации, при необходимости дать развернутые ответы с элементами рассуждения, доказательства, при выполнении специальных учебных заданий у таких детей возникают значительные трудности использования лексико-грамматических средств, указывающие на недостаточное их развитие, а именно, ограниченность и качественную неполноценность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматических средств языка.

  Подобные отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении детей грамотному письму и правильному чтению.

Письменные работы изобилуют разнообразными ошибками – специфическими, орфографическими и синтаксическими. Причем количество специфических ошибок у детей с общим недоразвитием речи  значительно больше, чем у детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи.

Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

- воспроизвести с помощью движения руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, пространственных представлений, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляюшееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, учавствующих в процессе овладения навыками письма.

Пропуски, замены, перестановки букв, недописывание слов, слогов, слияние предлогов-  в основе этих нарушений лежат фонетико-фонематические нарушения и нарушения звукопроизношения

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия.

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтенияДислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, в замедленном темпе чтения, в нарушении движения глаз по строке в процессе чтения, в стойких и повторяющихся ошибках при чтении.

Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка.

Рекомендация учителю  младших классов

1. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произнести эти звуки.

2.Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.

3.Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.

4.Следить за правильным произношением звуков детей–логопатов.

5.Развивать  на занятиях фонематическое восприятие с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы.

6.Развивать фонематический, слоговой анализ и синтез.

7.Уточнять произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...

Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста

  В статье рассмотрены условия успешного развития речи и формирование речевых умений и навыков у детей. Определены критерии оценки ученических устных и письменных высказываний. Выделены и ...

Виды речевой деятельности. Диагностика их развития у детей младшего школьного возраста.

Одной из причин трудностей в обучении детей может являться низкий уровень развития речи. Анализ и диагностика развития речи....

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

"Трудности обучения детей младшего школьного возраста"

quot;Трудности обучения детей младшего школьного возраста"...

Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».

Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения»....