логопедическое занятие для первоклассников с ТНР на тему: "Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Групповое логопедическое занятие для первоклассников с трудностями в овладении чтением и письмом на фоне ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_glasnye_zvuki_i_bukvy.docx | 25.85 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 245.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие с группой учащихся первых классов, имеющих общее речевое недоразвитие и трудности в овладении чтением и письмом. (3уровень речевого развития)
Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель: Цель: уточнить правильное произношение гласных звуков и обозначение их соответствующими буквами.
Задачи:
Уточнение знаний о звуках и буквах, их делении на гласные и согласные, роли гласных в образовании мягких согласных;
Развитие фонематического восприятия и формирование навыка языкового анализа;
Формирование навыка узнавания букв среди других и правильного написания букв под диктовку;
формирование логических операций: анализа, сравнения, обобщения; развитие мелкой моторики пальцев рук;
воспитание усидчивости, внимательности, воспитывать готовность к пониманию позиции других людей, отличных от собственных.
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Сформировать знания о гласных звуках и буквах. | Знать: признаки гласных первого и второго ряда. Понимать: значение гласных в образовании слов. Уметь: осуществлять навыки звукового, слогового анализа и синтеза. | Познавательные: развивать познавательный интерес, готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач, умение адекватно и осознанно строить речевые высказывания. Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками, понимать возможности разных точек зрения, формировать умение договариваться, находить общее решение. Личностные: развивать учебную мотивацию, толерантность во взаимоотношениях. Регулятивные: умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос, формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности. |
Метапредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Интеграция предметов: обучение грамоте, чтение | Фронтальная, работа в парах |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 Организационный момент | Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Мы не слышали звонка, но урок начать пора! | Приветствие учителя и самоорганизация учащихся. |
2 Создание проблемной ситуации, формулирование учебной темы. 3. УТОЧНЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ 4.Первичное закрепление гласных букв 5. Закрепление гласных на уровне слога. 6.Закрепление на уровне слова. 7.Закрепление на уровне предложения. | 1.Сегодня у нас не простое занятие, к нам пришли гости. А когда гости приходят, их как встречают? Хорошо. И мы тоже с Вами будем стараться на занятии. А какая тема занятия, мы узнаем прямо сейчас! Для этого нужно выполнить задания ! Итак , Я вам называю слоги, а Вы мне говорите какой звук чаще всего встречается: СА,МА,РА,ЛА ----А ТУ,УМ,ЛУ,УЖ -----У КО, ТО,СО, ПО----О ЛЫ,МЫ, НЫ,ВЫ----Ы ПЭ,ТЭ,СЭ, КЭ----Э (А__У___О___Ы___Э) Кто догадался, какая тема нашего урока? Гласные!! Правильно! Сегодня мы будем вспоминать, различать звуки и писать гласные буквы, слоги и слова.! 2.Уточнение произносительных признаков гласных звуков. С голосом, воздух не встречает преграды (зеркала). Есть гласные, при которых губы в улыбке, КАКИЕ ЭТО? Звуки и буквы, Как вы понимаете звук? Букву? Проверка – слайд Мы узнали, что звуки мы слышим, а буквы пишем. Повтори А какая разница между гласными и согласными? Они поются, а при образовании согласных есть преграды (язык, губы, зубы). А как поются Гласные? Нужно, чтоб хорошо открывался рот… Для этого нам нужна гимнастика. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. (рот открыть, руки положили под подбородок и упражнение на сопротивление, губы вытянуть и растянуть в улыбку) Мы с вами хорошо справились с этим заданием, но скажите, все ли гласные буквы мы с вами вспомнили? Правильно - Я,Е,Ё,Ю,И - СЛАЙД (это гласные второго ряда) ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ А У Ы О Э Я Ю И Ё Е Все буквы живут в одном домике, давайте поиграем в игру, «Кто в домике живёт?» Какая буква живет слева от Ё? И Справа от О? Э Над буквой И? Ы Под буквой А? Я Между буквами А и Ы ? У Молодцы! Правильно А теперь мы посмотрим, как Вы справитесь со следующей работой, она потребует от Вас большей самостоятельности. (дети получают карточки) Запиши в тетрадь только гласные… Но сначала выполним тренировку для глаз! СЛАЙД Итак, вы получаете карточки, с буквами: Ш, П, У, И, Р, В, И, Ы, Й, Ж, С, Я, Ю, К, О, Д, А Сколько гласных букв у нас получилось? 8 («Исключи лишнее») А У И Ы П К У О А И Л Ж Ш В А НА- НИ- НО-НЫ Фронтальная дискуссия с классом. Побуждающий диалог – постановка проблемы? Почему вы так решили? «И» смягчает согласный. Игра « Сигнальщики» Я буду называть слог, а вы, если услышите мягкий звук - поднимите зеленую карту. Ло, ру, ри, ку, не, лю, ля, ва, ща, ча, фа, жа СЛАЙД (домики) Синий - зелёный Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков Пальчиковая гимнастика) Игра «Раздели по столбикам» Лва ли Шко не Глу ди Ша бе - Прочитайте слоги первого столбика, второго У кого так? (слайд) Вставь букву. Мак, Лук, Кит, пила, утка, индюк, малыш, петух крот, стол, флаг. Курица, гусь, Чтение слов (с доски) Найти схему слова из предложенных слов Как одним словом их назвать? Домашние птицы. Запишите эти слова в тетрадь. Сколько слов вы должны записать? Подчеркните все гласные буквы, поставьте ударение и разделите на слоги. А какие птицы еще бывают? Дикие Назовите их? Почему они относятся к группе «Диких?» А как живется птицам на улице? Чтение предложений. Зимой птицам голодно. Они любят клевать пшено, семечки и крошки хлеба. Ребята, кормите птиц зимой! Они будут вам благодарны! Найдите третье предложение, запишите его в тетрадь. ПОДЧЕРКНИТЕ ВСЕ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ. МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ПОДЧЕРКНИТЕ ЗЕЛЕНЫМ КАРАНДАШОМ, | Задание выполняется по очереди . =дети сами называют тему урока. ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ Диалог с учителем. Обсуждение учителем и детьми. Пишут в тетради число и название темы Варианты ответов детей. Дети называют остальные буквы! Я,Е,Ё,Ю,И Дети отвечают по очереди, развиваются пространственные представления, понятия (слева, справа, сверху, снизу) Дети записывают в тетради. Осуществляют проверку друг у друга. Дети доказывают свой выбор Дети поднимают карточки на нужный звук Оценивание работы самостоятельно Беседа с детьми. Проверка со слайда Ответы детей Списывание предложений. |
8 Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. | 10 ИТАК, ЗАКОНЧИТЕ МОЮ ФРАЗУ. Если звуки поются, то это____ Если произносятся с голосом, то--- Если есть преграда во рту, то ___ Если гласные смягчают согласные, то они второго ____ Работали мы сегодня над темой____ Мы сегодня многое успели, узнали, хорошо потрудились.. Оцените себя на полях.. МОЯ ОЦЕНКА! | Высказывания детей |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буквы Звуки
Я Ю И Ё Е А У Ы О Э
«Исключи лишнее» А У И Ы П К У О А И Л Ж Ш В А НА- НИ- НО-НЫ
Кто в домике живет? (РАССЕЛИ СЛОГИ)
Вставь гласную букву М _ к , инд _ к, л _ к , мал _ ш, к _ т , пет _ х кр _ т , ст _ л, п _ ля, к _ рица _ тка , фл _ г. г _ сь
Чтение слов МАК ЛУК КОТ КРОТ ПУЛЯ УТКА ГУСЬ ИНДЮК МАЛЫШ ПЕТУХ СТОЛ КУРИЦА ФЛАГ
Нарисуй схемы словам УТКА-ГУСЬ-ИНДЮК-ПЕТУХ КУРИЦА
ЧТЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Зимой птицам голодно. Они любят клевать пшено, семечки и крошки хлеба. Ребята, кормите птиц зимой! Они будут вам благодарны!
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....
Логопедическое занятие по коррекции чтения и письма (2 класс) « Звук и буква К. Лексическая тема: КРАСОТА»
В данном занятии рассматривается лексическая тема слова КРАСОТА в контексте уточнения звука и буквы К. Не всегда мы задумываемся над словом красота и его происхождение. А ведь оно произошло от древнер...
Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "
Тестотерапия – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких диффренцированных движений, координации, тактильных ощущений , а так же ...
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.
Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»
Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...
Конспект и подгруппового логопедического занятия по по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Звуки [ч,]- [ц]. Буквы Ч ч, Ц ц.
Конспект по теме «Звуки [ч,]- [ц]. Буквы Ч ч, Ц ц» предназначены для проведения занятия с учащимися по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Занятие проводится в форме заня...
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р\'], [Л]-[Л\']. Буквы Р, Л»
Конспект открытого логопедического занятияу учащихся 1 классана тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р'], [Л]-[Л']. Буквы Р, Л»...