Игры и упражнения по автоматизации звука [Р] для детей младшего школьного возраста.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Игры и упражнения для выполнения домашнего задания по автоматизации звука "Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по автоматизации звука [Р] для детей младшего школьного возраста.

   Подобрать прилагательные со звуком Р к именам существительным.

Пример: Колесо (круглое, троллейбусное, прочное, …) Мармелад (абрикосовый, сахарный, привезенный, …) Кенгуру (быстрый, прыгучий, крупный, …) И т.д.

  1. Полет фантазии. Игра-импровизация. 

 Для 2 и более игроков:

   Все по очереди говорят любое слово со звуком Р/Рь, пример: 1-й говорит «орел», 2-й говорит «ребенок», 3-й говорит «шнурок», 4-й «ящерица» и т.д. При этом каждый записывает слова. Должно быть около 7-8 слов. Если людей мало, значит каждый по очереди называет еще слова, тем самым добирая нужное кол-во слов.

   Затем за определенное кол-во времени каждый придумывает рассказ, используя все записанные слова, изменяя их по падежам и числам. - Для 1 учащегося: Мы предлагаем вытащить из «Волшебного мешочка» 7-8 карточек (записок) со словами. Проговорить их и за определённое время придумать рассказ с использованием этих слов.

  1. Необычный стих.  Игра-импровизация. 

  Раздать карточки со стихотворением (или использовать «Волшебный мешочек», от куда учащийся достает карточку с стихотворением) и объявляем, что читать нужно в соответствии с ситуацией, написанной на обороте:

1. Вы сильно простужены и постоянно чихаете;

2. Очень хотите спать, зеваете;

3. Просите милостыню;

4. Очень волнуетесь, заикаетесь, смущаетесь;

5. Ругаетесь И т.д.

3. Экскурсия.

Ученику предлагается провести экскурсии по каким-то достопримечательностям. Данное упражнение можно предлагать на каждом занятии, но каждый раз меняя при этом тему.

Примеры: - Экскурсии по зоопарку (вольер с тиграми)

- Экскурсия в океанариуме ( Коралловые рифы)

- Экскурсия по городу (Москва)

- Экскурсия по метро

- Экскурсия в театр или музей и т.д.

4. Презентация.  

   Данное задание используется в маркетинговой сфере, при собеседовании потенциальных сотрудников. Тут необходимо представит продукт и попытаться его продать, можно также представить предмет как в аукционе. На выбор предлагаются различные предметы (стиральный порошок, корона, ожерелье, ковер и т.д.). Задача логопата за отведенное время придумать рекламный ролик выбранного предмета.

Примеры: - Продажа экзотических фруктов.

- Презентация нового компьютера

- Продай ручку/карандаш

- Аукцион антикварных фужеров и т.д.

Задача В данном задании необходимо предложить тему, затем логопат рассказывает о своих действиях помогающие решить поставленную задачу. При этом можно заранее заготовить словарь, который будет использоваться учеником. Слова подкидываются во время монолога.

Примеры: - Как найти в торговом центре рубашку по размеру?

- Кого бы из друзей ты бы взяла на море?

- Кого бы пригласила бы в театр?

- Поездка на дачу. (словарь: ворона, забор, репа, корзина, репа, рябина, принц, …)

- Какой подарок можно сделать своими руками? / Подарок сюрприз. (розовая лента, коробка, брошь, мусор, …)

5. Интервью. 

 Задавать вопросы своему ученику (собеседнику) на определенную тематику.

Примеры: А. Хорошо ли вы учились в университете?

Бала ли практика и чем она запомнилась?

Чем бы вы хотели заниматься?

Как вы описали бы свою работу?

Кем вы видите себя через 10 лет?

Б. Верите ли вы в дружбу?

Расскажите о своем лучшем друге?

Всегда ли нужно прислушиваться к советам друзей?

В. Чем вы любите заниматься в свободное время?

 Расскажите о вашем любимом хобби. Часто ли вам удается побыть наедине с самим собой?

Любите ли вы читать?

Смотреть фильмы, ходить в театр и т.д.?

Как часто вы посещаете подобные места?

6. Рассказ по картинке или по предложенной теме. 

  Рассказ по серии сюжетных картинок. Тут мы можем предложить ка детские картинки так и картинке для более взрослого поколения. Можно даже предложить комиксы и попробовать их озвучить.

 Описательный рассказ по одной картинке. Стоп кадр.  Заранее заготавливаются фотографии или картинки с интересными изображениями и предлагается описать эмоцию или действие, которое изображено, что этому способствовало, при каким обстоятельствах запечатлели фрагмент. Сложная ситуация.

Рассказать о своих действиях. 

- Вас случайно закрыли в чужом доме (на работе) поздно вечером. Ваши действия?

- Ваша собака съела очень важную бумагу, которую вы должны утром представить в суде. Ваши действия?

- Вы пришли домой, а на вашей кровати спит незнакомый мужчина. Ваши действия?

- Вы приходите на работу, а на вашем месте сидит другой работник. Ваши действия?

- Вас пригласили в ресторан, вы поужинали и вдруг ваш спутник исчезает, не расплатившись. Ваши действия?

- Вы купили краску для волос, покрасили волосы, а оказалось, что они стали зеленого цвета. Времени перекрашиваться нет, а вам обязательно нужно идти на торжественный прием. Ваши действия?

- У вас завтра важный доклад, а у ваших соседей большая вечеринка, которая не даст вам уснуть в любом случае. Ваши действия?

Красноречивая картина Количество игроков: любое. Реквизит: карточки с заданиями — распечатанные изображения известных картин. Картины всегда безмолвны. Но наверняка многим зрителям было бы интересно узнать, о чем думают или о чем могут разговаривать между собой нарисованные герои. Попробуйте «озвучить» некоторые картины.

Варианты заданий – картины, которые игрокам нужно «оживить»: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи «Аленушка» Васнецова «Юдифь» Джорджоне «Кающаяся Марина Магдалина» Тициана «Демон сидящий» Врубеля «Три богатыря» Васнецова «Охотники на привале» Перова и т.д. Игрокам дается определенное время на придумывание монолога (диалога, разговора).

7. Синквейн  – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

Вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

Третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме. В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Пример: Радуга Разноцветная, яркая Проявляется, мерцает, переливается Радуга появляется после дождя Прекрасна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

"Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"В.А. Сухомлинский...

Развивающие упражнения, игры для обогащения и активизации связной устной речи детей младшего школьного возраста

В презентации раскрыты методы и приемы работы   для обогащения и активизации связной устной речи детей младшего школьного возраста....

Практические упражнения по развитию читательской грамотности у детей младшего школьного возраста с дислексией

В презентации показаны практические упражнения для детей с 1-4 класс, имеющих трудности с чтением. Показаны упражнения разной сложности, помогающие преодолеть трудности...