Родительское собрание 1 класс Развиваем фонематический слух.
материал по логопедии (1 класс)
Фонематический слух- основа правильной устной и письменной речи. Умение сосредоточиться на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (т.е. звуки из которых состоит наша речь)
Часто взрослые удивляются и не понимают выражение : «У ребенка снижен фонематический слух». А для полноценного усвоения звуковой структуры речи он имеет большое значение. Что же это такое?
Фонематический слух- это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного звука и обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух
фонематический слух отвечает за различение звуков (фонем) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь ребенок плохо умеет различать звуки. Он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что ему сказали, а то, что он услышал-что-то точно, а что-то очень приблизительно: «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (ТА-ПА-КА, ТА-ДА), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (МИШКА-МЫШКА, БОЧКА-ПОЧКА).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_1_klass.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание 1 класс
Развиваем фонематический слух.
Фонематический слух- основа правильной устной и письменной речи. Умение сосредоточиться на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (т.е. звуки из которых состоит наша речь)
Часто взрослые удивляются и не понимают выражение : «У ребенка снижен фонематический слух». А для полноценного усвоения звуковой структуры речи он имеет большое значение. Что же это такое?
Фонематический слух- это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного звука и обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух
фонематический слух отвечает за различение звуков (фонем) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь ребенок плохо умеет различать звуки. Он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что ему сказали, а то, что он услышал-что-то точно, а что-то очень приблизительно: «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (ТА-ПА-КА, ТА-ДА), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (МИШКА-МЫШКА, БОЧКА-ПОЧКА).
Отсюда – ошибки в речи и на письме. Если во время не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становится ребенок, тем сложнее будет это исправить.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Известно, что звукобуквенный анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.
Ещё один очень нужный навык для успешного обучения в школе – это фонематический анализ. Фонематический анализ - это разложение слова на составляющие его фонемы (звуки). И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Родители могут помочь детям развить фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза с помощью разнообразных игр и упражнений. Вот некоторые из них.
Нарушение фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Словарь ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудно различимые звуки. Многие предлоги или безударные окончания слов остаются «не уловимыми». (т.е ребенок в диктанте может пропустить букву в слове, не дописать букву, пропустить предлог, также заменяют звуки схожие между собой ж-ш, д-т)
Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги, видеть орфограмму- т.е. опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики. проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родно языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова(т.е как мы говорим в быту чтение «под нос», монотонное , непонятно что прочитал как для себя так и для окружающих- в итоге смысл прочитанного непонятен пересказать в полном объеме тоже не является возможным). И возможно может возникнуть психологический дискомфорт, который отразится на поведении.
Таким образом, вовремя несформированный фонематический слух ведет к появлению речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие (т.е. пропуски слогов в слове , пропуски букв, недописывание букв-нарушается грамматика письма что ведет к неграмотному письму) и общее недоразвитие речи). И здесь возникает вероятность возникновения дисграфии-нарушение письмаи дислексии-нарушение чтения.
Поэтому ставится вопрос –Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ очевиден.
Родители могут помочь детям развить фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза с помощью разнообразных игр и упражнений. Вот некоторые из них.
Упражнения для развития фонематического слуха
Есть несколько разных способов развить у ребенка правильный фонематический анализ и синтез:
-Ребенку предоставляются уже определенные слова, но в них пропущена буква. Задача ребенка- вставить пропущенную букву, прочесть его и записать слово целиком.(далее задание можно усложнять и пропускать две буквы-соответственно слова должны быть из набора пройденных букв).
-Схема слова. Ребенку предлагается картинка или показываете предмет, он называет его, называет все звуки слова последовательно и затем по буквам записывет(на данный момент это сложновато из-за небольшого количества пройденных букв, но в дальнейшем это будет актуально) но на данном этапе , назвав все звуки слова последовательно отметить эти звуки цветными карандашами (т.е. синий-тв.сог., зеленый-мяг.сог., красный гласный).
-структурный метод. Ребенку предлагается разобрать слово на гласные и согласные буквы.
Упражнение № 1. «Назови слова»
(Для развития слуховой дифференцировки)
Задание № 1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)..
Задание № 2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т .д.).
Задание № 3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).
Упражнение № 2. «Хлоп-хлюп»
(Обучение звуковому анализу слова)
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания:
1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши.
Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
Упражнение № 3. «Играем со словом»
(Обучение звуковому облику слова)
Задание № 1. «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д..
Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».
Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д..
Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» и т.д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?».
Используя эти упражнения, вы поможете ребенку овладеть навыками звукового анализа слов, разовьёте у него способность без ошибок различать звуки на слух и чётко представлять звуковой облик слова. Вы можете сами придумать дополнительно подобные упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развиваем фонематический слух
развиваем фонематический слух...
Развиваем фонематический слух
Задания для узнавания звука и дидактические игры...
Как развивать фонематический слух
Памятка для родителей...
Родительский лекторий на тему:"Важность развития фонематического слуха ребёнка".
В статье содержится практический материал для родительского лектория, описана важность фонематического слуха для овладения письменной речью, приведены примеры дидактических игр....
Развиваем фонематический слух, повторяем Ь и Ъ, учимся различать мягкие-твёрдые согласные.
Бумажный вариант задания для 1 классников на тему "Развиваем фонематический слух, повторяем Ь и Ъ, учимся различать мягкие-твёрдые согласные"...
Развиваем фонематический слух
Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь....
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...