Развиваем фонематический слух
консультация
Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 86.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.
Чаще всего, несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения - ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.
Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают слова. В логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное, чтобы ребёнку они были интересными и не надоедали. Игры, используемые для решения поставленных проблем:
- Игры на развитие слухового внимания:
- «Узнай, что звучит?»
- «Узнай, где звучит?»
- «Что ты слышишь?»
- «Назови звуки улицы»
- «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»
- «Жмурки с колокольчиком»
- «Угадай по звуку, что делает?»
2) Игры на развитие фонематического восприятия:
- Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов.
Стали громко петь Еноты, даже разучили… (слова, ноты, стихи)
Приготовлены постели для Ежей у старой… (ели, липы, сосны)
Съел Сережа на обед Целых пять больших… (сосисок, блинов, котлет)
Я надел большую шляпу, Чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, гриб)
Раскрывает Жаба рот, Громко песенку… (кричит, поет, квакает)
3) Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя: АУИО, ИАУО, УИОА.
- Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками: ТУ—КА—ПО, ВЫ—КА—ТУ,
4) Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
5)Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
6) Игра «Определить место звука в слове».
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, скотч; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
7) Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.
Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
Пример:
-Как тебя зовут?
-Ира.
-А фамилия?
-Иванова.
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
-Инжир.
8)Игра «Цепочки слов»
Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?
Источники:
- https://drive.google.com/file/d/0B1pGJhb2Zx5sNmtCVzBaZWdUeG8/edit
- http://primdou-48.ru/rukovodstvo-pedagogicheskij-sostav/spetsialisty/logoped-yaroshenko-tatyana-nikolaevna/227-igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-slukha-i-vospriyatiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развиваем фонематический слух
развиваем фонематический слух...
Развиваем фонематический слух
Задания для узнавания звука и дидактические игры...
Как развивать фонематический слух
Памятка для родителей...
Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...
Развиваем фонематический слух, повторяем Ь и Ъ, учимся различать мягкие-твёрдые согласные.
Бумажный вариант задания для 1 классников на тему "Развиваем фонематический слух, повторяем Ь и Ъ, учимся различать мягкие-твёрдые согласные"...
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...
Родительское собрание 1 класс Развиваем фонематический слух.
Фонематический слух- основа правильной устной и письменной речи. Умение сосредоточиться на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно разли...