Развиваем фонематический слух
консультация

Башарова Айгуль Фиргатовна

Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx86.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

 Чаще всего, несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения - ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.  

              Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают слова.  В  логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное, чтобы ребёнку они были интересными и не надоедали. Игры, используемые для решения поставленных проблем:

  1. Игры на развитие слухового внимания:Картинки по запросу "фонематический слух игры пособия из киндера"

- «Узнай, что звучит?»

- «Узнай, где звучит?»

- «Что ты слышишь?»

- «Назови звуки улицы»

- «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»

- «Жмурки с колокольчиком»

- «Угадай по звуку, что делает?»

2) Игры на развитие фонематического восприятия:

- Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов.

Стали громко петь Еноты, даже разучили… (слова, ноты, стихи)

Приготовлены постели  для Ежей у старой… (ели, липы, сосны)

Съел Сережа на обед Целых пять больших… (сосисок, блинов,   котлет)

Я надел большую шляпу, Чтоб похожим стать на (Бармалея,  папу, гриб)

Раскрывает Жаба рот, Громко песенку… (кричит, поет, квакает)

3) Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя: АУИО, ИАУО, УИОА.

- Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками: ТУ—КА—ПО, ВЫ—КА—ТУ,

4) Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, носР – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

5)Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

6) Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, скотч; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

7) Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

8)Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

Источники:

  1. https://drive.google.com/file/d/0B1pGJhb2Zx5sNmtCVzBaZWdUeG8/edit
  2. http://primdou-48.ru/rukovodstvo-pedagogicheskij-sostav/spetsialisty/logoped-yaroshenko-tatyana-nikolaevna/227-igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-slukha-i-vospriyatiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развиваем фонематический слух

развиваем фонематический слух...

Развиваем фонематический слух

Задания для узнавания звука и дидактические игры...

Как развивать фонематический слух

Памятка для родителей...

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Развиваем фонематический слух, повторяем Ь и Ъ, учимся различать мягкие-твёрдые согласные.

Бумажный вариант задания для 1 классников на тему "Развиваем фонематический слух, повторяем Ь и Ъ, учимся различать мягкие-твёрдые согласные"...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

Родительское собрание 1 класс Развиваем фонематический слух.

Фонематический слух- основа правильной устной и письменной речи. Умение сосредоточиться на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно разли...