Родительский лекторий на тему:"Важность развития фонематического слуха ребёнка".
консультация на тему

мотькина елена николаевна motjkina_alena@mail.ru +79165859397

В статье содержится практический материал для родительского лектория, описана важность  фонематического слуха для овладения письменной речью, приведены примеры дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий на тему:

«Важность развития

фонематического слуха ребёнка»

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, шелест листьев, музыка, щебетание птиц ит.д.но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, являются побуждением к действию. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи родного языка представляет собой основу, на которой  строится овладение языком как основным средством общения. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка, он позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т.п.). Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.

Ребенок в 4-6 лет должен уметь:

  1. Выделять звук в звуковом ряду (4-5 лет).
  2. Выделять слог и слово в ряду слогов и слов (4-5 лет).
  3. Выделять начальный гласный звук в слове (4-5 лет).
  4. Подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука (4-5 лет).
  5. Различать фонетически сходные слова по их лексическому значению (4-5 лет).
  6. Дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости 
    (к 5 годам).
  7. Выделять согласный звук в конце слова (5-6 лет).
  8. Дифференцировать свистящие и шипящие звуки (5-6 лет).
  9. Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове (5-6 лет).
  10. Определять наличие заданного звука в слове (5-6 лет).
  11. Определять место звука в слове (к 6 годам).
  12. Определять количество слов в предложении, учитывая наличие «коротких» слов-предлогов (5-6 лет) и др.

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имею достаточный словарный запас, умеют гамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково. Довольно часто педагоги начальной школы сталкиваются с проблемой успеваемости по русскому языку и чтению у ряда обучающихся, имеющих хорошее общее развитие умственной и познавательной сферы. Чаще всего низкие оценки родители и учителя объясняют рассеянностью, невниманием, ленью ребёнка. Тем временем, дети не получают своевременной помощи, что приводит к  стойкой неуспеваемости по русскому языку и чтению. Трудности овладения письменной речью зачастую возникают у детей с нарушенным, недостаточно сформированным фонематическим слухом, что приводит к таким  нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: на фоне снижения успеваемости появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.  ФФН (фонетико- фонематическое недоразвитие) речи значительно затрудняет звуко- буквенный анализ слов, ведёт с смешению, замене сходных по звучанию фонем; ребёнок не чувствует звуковой ткани языка. Выработка орфографического навыка также невозможна без хорошо развитого фонематического слуха: в русском языке  большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции(безударные гласные в корне слова, парные звонкие- глухие согласные на конце слова и т.д.).

        Работа по развитию фонематического слуха должна иметь системный характер и вестись на протяжении всего учебного года. Наиболее эффективно применение дидактических игр, как на уроках, так и родителями, в домашних условиях. Применение игр на развитие фонематического слуха позволяет учить весело, радостно, без принуждения; активизирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь, повышает интерес к родному языку.

        

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Работу по развитию фонематического слуха у ребенка можно проводить и дома, ведь не всегда можно попасть к логопеду.
Предлагаем использовать игры, которые не требуют специальной подготовки и организации.

«Звуки в коробочках». Для игры необходимы 2-4 коробочки (в зависимости от степени сложности). Наполняем их различными материалами. Например, в одну кладём пуговицы, в другую – морские камешки, в третью – горох, в четвертую – орехи и т.п. При потряхивании ребенок должен определить, что находится внутри.

«Угадай, что звучит». Сначала внимание акцентируется на звуках при постукивании по предметам из разных материалов (стекло, дерево, пластмасса, резина, пенопласт). Затем, закрыв глаза, ребенку необходимо отгадать, по какому предмету стучит взрослый (более старшие детки могут называть не предмет, а материал).

«Жмурки». Малыш закрывает глаза и двигается в направлении звуковых сигналов (хлопки, музыкальная игрушка, колокольчик и др.).

«Хлопаем в ладоши». Задается определённый ритм и темп, который потом повторяет ребенок.

«Угадай, кто говорит?». До проведения данной игры необходимо совместно с ребенком прочитать сказку, а затем малыш закрывает глаза или отворачивается, а взрослый говорит за сказочных героев. Задание малыша угадать, чьим голосом говорит взрослый.

«Тихо и громко». Нужно договориться, что, когда взрослый говорит громко или тихо, малыш будет выполнять определённые действия. Например, «Когда я говорю громко, ты хлопаешь, когда тихо, приседаешь» и т.п.

 «Послушай и покажи». Необходимо подобрать несколько картинок со сходными по звучанию словами (рот, кот, пот или дом, сом, гном). Взрослый называет предмет, а ребенок его показывает.

«Правильно-неправильно». Взрослый называет слово и нарочно меняет в нём букву (шашина, вашина, ташина, МАШИНА), ребенку дается задание подать какой-либо сигнал (хлопнуть), когда слово произносится правильно.

«У кого хороший слух?» развивает фонематический слух и звуковой анализ. Называется ряд слов, содержащих звук, который ребенок произносит (или произносил) неправильно и сейчас путает на письме. Услышав звук в слове, он должен подать сигнал. Затем предлагается поделить слово на части (слоги) и определить, в какой их них находиться звук. 
Если у ребенка не получается проделать это на слух, тогда надо использовать 
наглядные опоры. Например, ребенок путает или не произносит «ш». Берутся картинки, на которых изображен шар, шапка, машина, кошка, Наташа и т.д. Каждое слово (картинка) «записывается» полоской, каждый звук изображается кружком. Ребенок должен услышать звук «ш», определить, стоит он в начале, середине или конце слова. В результате следует вывод: в слове «шар» — один слог, три звука. В слове «кошка» — два слога, звук «ш» — в первом слоге, по счету — третий.

Игры с мячом.

  • «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Инструкция: Услышишь звук А, стукни мячом об пол.

(далее предлагается ряд звуков)

  • «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков- называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры: взрослый бросая мяч, произносит слово, в котором все звуки в сильной позиции: мак, стол, школа, сумка ит.д), ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и их количество.

Важно правильно подобрать время для проведения игр, не надо заставлять ребёнка, если у него нет желания заниматься, если он себя плохо чувствует или хочет спать – от игр ребёнок должен получать только положительные эмоции и хорошее настроение. 
Для данного вида занятий достаточно отводить по 15-20 минут в день, 
и результат не заставит себя ждать.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа. Тема: "Развитие фонематического слуха на уроках китайского языка"

Выполнил слушатель группы ИЯ-4/2 Лазарева Татьяна Леонтьевна, учитель китайского языка ГОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М»Куратор: Майдонова С. В.   Москва, 2010 год...

Родительский лекторий на тему "Воспитание патриотических чувств у ребёнка в семье"

Родительский лекторий на тему "Воспитание патриотических чувств у ребёнка в семье"...

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ на тему: " Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка"

Лекторий способствует  развитию самоуважению и чувства собственного достоинства у ребёнка. Учит общению в семье, школе, со сверстниками и взрослыми....

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....