Что такое дислексия? Причины появления нарушения чтения.
статья
Среди любознательных и сообразительных детей есть такие, которые испытывают серьезные трудности при овладении чтением и письмом.Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Таким детям нужна помощь специалиста, так как они имеют специфические нарушения чтения и письма: дислексия и дисграфия. В зависимости от этиологии нарушения, установив причину расстройства чтения и письма, мы можем более точно воздействовать на дефект и оказать правильную коррекционную помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое дислексия? Причины появления нарушения чтения.
Есть ли проблема?
Среди любознательных и сообразительных детей есть такие, которые испытывают серьезные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Не нужно обвинять детей в лени, невнимательности и неусидчивости. Не стоит также подозревать учителей в недостаточном внимании к такому ребенку. Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическими нарушениями чтения и письма: дислексией и дисграфией. Таким детям нужна помощь специалиста.
Что это такое?
- Дислексия (от греческого «дис» – затруднение, нарушение, «лексис» – слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определенных зон коры головного мозга, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.
- Дисграфия (от греческого «графио» – писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создает серьезные препятствия при овладении чтением и письмом.
- Дизорфография – специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание орфографического правила.
Почему появляются такие нарушения?
Ученые изучают дислексию уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает?
Прорыв наступил с появлением так называемого функционального магнитно-резонансного анализатора, который позволил увидеть, какие части мозга получают больший приток крови (т.е. активно работают) в определенный момент времени. С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде «инициатора звуков», «анализатора» и «автоматического определителя», они действуют одновременно.
«Инициатор» отвечает за проговаривание звуков вслух (или про себя) и распознает определенные фонемы, которые входят в состав слова, «анализатор» объединяет их в слоги и привязывает к буквенным обозначениям, в свою очередь «определитель» активизирует определенную сумму навыков, которые позволяют визуально распознать знакомое слово.
Начинающие читатели полагаются в основном на первый и второй центры, а у читающих преобладает центр «автоматического определения» значений-образов. Если все идет нормально, то затруднений с чтением не возникает. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу. Каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые.
Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Тяжелее всего, как ни странно, дислексикам даются самые короткие слова.
Причины возникновения нарушений письма и чтения.
Затруднения в освоении навыков чтения и письма обусловлены рядом причин органического или социального характера.
1 . Биологические:
- анатомические особенности центральной нервной системы;
- незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи;
- степень сформированности всех сторон речи;
- несвоевременное формирование процесса латерализации.
2. Социальные:
- педагогическая запущенность;
- неблагополучное социальное окружение;
- чрезмерные обучающие нагрузки;
- дефицит общения;
- двуязычие в семье.
Проявления дислексии и дисграфии.
- Речевая симптоматика дислексии проявляется в заменах, смешениях, искажениях, аграмматизмах при чтении, нарушении понимания прочитанного, в бедности лексического запаса, неточности употребления слов.
- Неречевая симптоматика дислексии вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, развитие лексико-грамматического строя речи).
- Психологический аспект дислексии проявляется в том, что страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети 6-8 лет уже свободно читают, ребята-дислексики безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать чтения вслух.
Три функциональных блока мозга (по А.Р. Лурия).
- Энергетический
- Прием, переработка и хранение информации
- Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью
Количество и качество ошибок может быть различным. Из всего вышесказанного мы понимаем, что это не лень и не просто невнимательность. У этих нарушений есть свое зерно. Оно сосредоточено на уровне мозга.
В начале ХХ века Александр Романович Лурия условно разделил мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
1 – энергетический блок. Он формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса организма, расположен в стволе головного мозга. «Я хочу».
2 – блок приема, переработки и хранения информации. Развиваются задние отделы коры головного мозга. Формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. «Я могу».
3- блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности, находится в передних отделах коры головного мозга. Формируется от 7 до 15 лет.Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. «Я должен».
Важно заметить, что «к началу обучения ребенка письму все основные высшие психические функции, составляющие его основу, еще не закончили, а некоторые из них даже еще и не начинали своего развития, и обучение письму опирается на незрелые процессы». (Л.С.Выготский, 1956г).
Можно сделать вывод, что в зависимости от этиологии нарушения, установив причину расстройства чтения и письма, мы можем более точно воздействовать на дефект и оказать более правильную коррекционную помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины речевых нарушений.
Диапазон отрицательно действующих факторов на развитие речи довольно широк. Здесь вы можете познакомиться с некоторыми из них....
Причины появления стойкой речевой и психологической патологии у детей
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.Большое значение имеет ранняя...
Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида
Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Статья "Агрессивное поведение подростков: поиск причин появления"
Агрессивное поведение подростков заставляет задуматься не только родителей, но и педагогов....
Социальные страхи у ребенка: причины появления, механизм выявления и преодоления.
Страх - всего лишь преграда на пути к счастью, каждый в силах ее преодолеть....
О нарушениях чтения и письма у детей и причинах их возникновения
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получ...