Фрагмент рабочей программы Логоритмика
рабочая программа по логопедии

Фрагмент разработки программы, предназначеной для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) чтению с помощью звуковой терапии и музыкальных интсрументов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_programmy_logorimika.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа (фрагмент)

коррекционно-развивающих занятий «Логоритмика»

для 1 класса с АООП

Данная программа была сформирована на основе методических разработок Волковой Г.А. «Логопедическая ритмика» и пособий по логоритмике Картушиной М.Ю., Гоголевой М.Ю., Кузнецовой Е.В. с учетом современных образовательных технологий: здоровье сберегающей, информационно-коммуникационной, игровой и технологией развивающего обучения.

Актуальность:

Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного и двигательного запаса, общему оздоровлению организма.

Данный курс разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в классах с адоптированной общей образовательной программой с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР относят к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии, занимающим промежуточное место между нормой и патологией. Дети с ЗПР испытывают трудности, связанные с адаптацией и обучением, и не имеют тяжелых патологий развития (умственная отсталость, первичное недоразвитие двигательной системы, слуха, зрения и речи). У каждого ребенка патология проявляется по-своему.

Однако существуют и некоторые общие особенности детей с ЗПР:

  • Нарушение внимания – сниженная концентрация и неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость. Явление часто сопровождается повышенной двигательной и речевой активностью. Данный комплекс отклонений специалисты именуют СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
  • Нарушение восприятия – проявляется в трудностях построения целостного образа. Кроме того, у ребенка страдает ориентировка в пространстве и скорость восприятия.
  • Особенности памяти – заключаются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.
  • Проблемы речи – связаны в основном с темпом ее развития.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально - волевых качеств личности.

Так как дети с ЗПР имеют ряд особенностей в своем развитии и обучении, была выбрана именно такая программа, которая позволит на компенсаторных возможностях учащихся развить ряд учебных образовательных способностей. Дети данной категории отличаются пониженной учебной мотивацией и низкой степенью развитости социальных коммуникативных компетенций. Данный предмет позволит в игровой форме развить навыки общения, коммуникативность детей, а также подготовить их к более успешному прохождению курса русского языка в начальной школе.

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.

Задачи:

  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие пространственной организации движений.
  • Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
  • Формирование и развитие кинестетических ощущений.
  • Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
  • Формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
  • Развитие физиологического и фонационного дыхания.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
  • Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекционной работы:

- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);

- развитие общей и мелкой моторики;

- коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;

- активизация исполнительской деятельности

В ходе логоритмических занятий используются следующие средства:

- ходьба и маршировка в различных направлениях

- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции

- упражнения, регулирующие мышечный тонус

  • общеразвивающие
  • коррекционные

- упражнения, активизирующие внимание

- речевые упражнения без музыкального сопровождения

- упражнения для развития музыкального слуха

- ритмические упражнения

- пение

- упражнения в игре на музыкальных инструментах

- игровая деятельность

  • игры на месте (статические)
  • малоподвижные и полу подвижные игры
  • подвижные игры
  • сюжетные подвижные игры
  • игры с элементами спорта
  • игры-драматизации

- развитие творческой инициативы

- заключительные упражнения на расслабление (релаксация)

Дополнительные средства адаптации:

  • объяснение
  • наглядность
  • подражание по образцу
  • мультимедийные средства

Логоритмическое занятие включает следующие элементы

- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики

- упражнения под музыку на развитие общей моторики

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него

- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга

- музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве

- упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения

- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей

Исходя из целей и реальных возможностей учащихся, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.

Основной формой организации работы являются урок.

Учитель использует следующие методы и приемы:

  • наглядные (демонстрация; использование иллюстраций, таблиц, схем);
  • практические (работа с книгой, печатными пособиями, упражнения);
  • словесные (беседа, рассказ, объяснение);
  • исследовательские (тестирования и задания поискового характера)
  • игровые ситуации и упражнения, игры, викторины.

Все упражнения делятся на две большие группы:

  • упражнения, развивающие неречевые процессы;

- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве

- регуляция мышечного тонуса

- развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей

- активизация всех видов внимания и памяти

  • речевые упражнения

- развитие дыхания, голоса

- выработка умеренного темпа речи и её интонационная выразительность

- развитие артикуляционной и мимической моторики

- координация речи с движением

- воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Место курса «Логоритмика» в учебном плане: в 1 классе на изучение предмета «Логоритмика» отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Относится к внеурочной деятельности.

Результаты изучения курса:

Личностные результаты

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • понимание того, что правильная устная есть показатель индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями

Метапредметные результаты

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

Предметные результаты

В результате изучения логоритмики в 1 классе ученик получит возможность:

  • Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  • Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
  • Четко прекращать движение по сигналу
  • Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
  • Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
  • Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;
  • Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
  • Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.
  • Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
  • Развитие зрительного и слухового внимания.
  • Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;
  • Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
  • Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне;

Содержание курса:

Музыкально-ритмические движения

Умение передавать темп музыки движениями, хлопками, музыкальным сопровождением; двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой; точно начинать движение вместе с музыкой и заканчивать его вместе с окончанием музыки; исполнять по слуху несложные ритмические рисунки.

Это движения с хлопками, действия с предметами (мячи, флажки). Остановки по зрительному или слуховому сигналу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание.

Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой

«Поезд», «Маляр», «Снежинки», «Васьа-кот», «Кто у нас хороший», «Каравай», «Если нравится тебе…», «Елочка», «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот» и т.д, «Мои умелые руки», «Ёжик», «Пильщики».

Музыкально-игровой материал

Развитие внимания, сообразительности, мышления речи, воображения. Воспитание чувства коллективизма, развитие и формирование основных движений. «Птичка» - песенка о ребячьей дружбе муз. А.Жарковского, «Попрыгаем» муз. Агафонникова, «Зайцы и лиса» муз М.Косевой, «Заинька и волк», «Расскажи стихи руками». Театрализованные представления под музыку.

Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводится в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются в соответствии с занятиями по коррекции речи.

Календарно-тематическое планирование (фрагмент)

п/п

по теме

Тема

Дата

Факт

1 четверть (9 часов)

Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (9 часов)

1

1

Динамическая пауза. Игры на внимание « Ласковые слова».

2

2

Динамическая пауза. Игры на четкое проговаривание звуков.

3

3

Исполнение на слух несложного ритмического рисунка. Музыкально-ритмические движения.

4

4

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Ритмичная ходьба по кругу.

5

5

Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой.

6

6

Ориентирование в пространстве. Ритмичность и координация движений.

7

7

Музыкально-ритмические игры для развития общих движений рук, ног, туловища.

8

8

Упражнения на развитие мелкой моторики « Пальчики». Мышечная релаксация.

9

9

Театрализованные представления под музыку.

2 четверть ( 7 часов)

Тема « Музыкально-ритмические движения» (4 часа)

10

1

Движения под музыку с хлопками. Игра « Поезд»

11

2

Исполнение на слух несложных ритмических рисунков. Упражнения, связанные с речью и музыкой «Снежинки».

12

3

Движение в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки. Выполнение игровых упражнений.

13

4

Упражнения на развитие и формирование основных движений. Игра « Изобрази».

Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (3 часа)

14

1

Упражнения на развитие речевого дыхания и мимической выразительности.

15

2

Упражнения на развитие четкости и подвижности артикуляционного аппарата.

16

3

Игры на развитие речевого дыхания, мимической выразительности «Заячьи слезы».

Учебно-методическое и программное обеспечение

Используемые методические пособия и программы

1. Правдина О.В. «Логопедия», М., 1973

#1050;узнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

#1042;олковаГ.А.«Логопедическая ритмика»,М,. Просвещение, 1985

4. Цвытарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Н.Новгород, 1995

5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;

6. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;

8. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М., Просвещение, 1968.

Дидактический материал

CD «Весёлая логоритмика» Е. Железновой, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

CD Пальчиковые песенки-игры «Пять поросят» С. Железновой.

CD «Аэробика для малышей». С. Железновой.

Наглядные пособия ( карточки; инструменты звуковые, шумовые)

Игры и раздаточный материал

Цифровые и электронные образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Логоритмика".1 класс.

Цель  программы:  создать  условия для  эффективного коррекционного   воздействия на детей с нарушениями речи,   направленного на  ликвидацию или смягчение...

рабочая программа по логоритмике

рабочая программа по лопедической ритмике с приложением...

Фрагмент Рабочей программы " Малыш и мама"

Предлагаемый фрагмент содержит 10 тем, составляющих начало занятий в группе " Малыш и мама"...

Фрагмент Рабочей программы по литературному чтению 2 класс

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования мла...

Фрагмент программы Логоритмика

Фрагмент программы логоритмика...

Рабочая программа. Логоритмика 1 класс

Внеурочная деятельность. Рабочая программа для 1 класса....