Фрагмент рабочей программы Логоритмика
рабочая программа по логопедии
Фрагмент разработки программы, предназначеной для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) чтению с помощью звуковой терапии и музыкальных интсрументов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_programmy_logorimika.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа (фрагмент)
коррекционно-развивающих занятий «Логоритмика»
для 1 класса с АООП
Данная программа была сформирована на основе методических разработок Волковой Г.А. «Логопедическая ритмика» и пособий по логоритмике Картушиной М.Ю., Гоголевой М.Ю., Кузнецовой Е.В. с учетом современных образовательных технологий: здоровье сберегающей, информационно-коммуникационной, игровой и технологией развивающего обучения.
Актуальность:
Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного и двигательного запаса, общему оздоровлению организма.
Данный курс разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в классах с адоптированной общей образовательной программой с задержкой психического развития (ЗПР).
ЗПР относят к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии, занимающим промежуточное место между нормой и патологией. Дети с ЗПР испытывают трудности, связанные с адаптацией и обучением, и не имеют тяжелых патологий развития (умственная отсталость, первичное недоразвитие двигательной системы, слуха, зрения и речи). У каждого ребенка патология проявляется по-своему.
Однако существуют и некоторые общие особенности детей с ЗПР:
- Нарушение внимания – сниженная концентрация и неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость. Явление часто сопровождается повышенной двигательной и речевой активностью. Данный комплекс отклонений специалисты именуют СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
- Нарушение восприятия – проявляется в трудностях построения целостного образа. Кроме того, у ребенка страдает ориентировка в пространстве и скорость восприятия.
- Особенности памяти – заключаются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.
- Проблемы речи – связаны в основном с темпом ее развития.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально - волевых качеств личности.
Так как дети с ЗПР имеют ряд особенностей в своем развитии и обучении, была выбрана именно такая программа, которая позволит на компенсаторных возможностях учащихся развить ряд учебных образовательных способностей. Дети данной категории отличаются пониженной учебной мотивацией и низкой степенью развитости социальных коммуникативных компетенций. Данный предмет позволит в игровой форме развить навыки общения, коммуникативность детей, а также подготовить их к более успешному прохождению курса русского языка в начальной школе.
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.
Задачи:
- Развитие слухового внимания.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие пространственной организации движений.
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
- Формирование и развитие кинестетических ощущений.
- Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
- Формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
- Развитие физиологического и фонационного дыхания.
- Развитие чувства ритма.
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
- Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекционной работы:
- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);
- развитие общей и мелкой моторики;
- коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;
- активизация исполнительской деятельности
В ходе логоритмических занятий используются следующие средства:
- ходьба и маршировка в различных направлениях
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции
- упражнения, регулирующие мышечный тонус
- общеразвивающие
- коррекционные
- упражнения, активизирующие внимание
- речевые упражнения без музыкального сопровождения
- упражнения для развития музыкального слуха
- ритмические упражнения
- пение
- упражнения в игре на музыкальных инструментах
- игровая деятельность
- игры на месте (статические)
- малоподвижные и полу подвижные игры
- подвижные игры
- сюжетные подвижные игры
- игры с элементами спорта
- игры-драматизации
- развитие творческой инициативы
- заключительные упражнения на расслабление (релаксация)
Дополнительные средства адаптации:
- объяснение
- наглядность
- подражание по образцу
- мультимедийные средства
Логоритмическое занятие включает следующие элементы
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики
- упражнения под музыку на развитие общей моторики
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга
- музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве
- упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей
Исходя из целей и реальных возможностей учащихся, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.
Основной формой организации работы являются урок.
Учитель использует следующие методы и приемы:
- наглядные (демонстрация; использование иллюстраций, таблиц, схем);
- практические (работа с книгой, печатными пособиями, упражнения);
- словесные (беседа, рассказ, объяснение);
- исследовательские (тестирования и задания поискового характера)
- игровые ситуации и упражнения, игры, викторины.
Все упражнения делятся на две большие группы:
- упражнения, развивающие неречевые процессы;
- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве
- регуляция мышечного тонуса
- развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей
- активизация всех видов внимания и памяти
- речевые упражнения
- развитие дыхания, голоса
- выработка умеренного темпа речи и её интонационная выразительность
- развитие артикуляционной и мимической моторики
- координация речи с движением
- воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Место курса «Логоритмика» в учебном плане: в 1 классе на изучение предмета «Логоритмика» отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Относится к внеурочной деятельности.
Результаты изучения курса:
Личностные результаты
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная есть показатель индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями
Метапредметные результаты
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Предметные результаты
В результате изучения логоритмики в 1 классе ученик получит возможность:
- Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
- Четко прекращать движение по сигналу
- Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
- Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
- Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;
- Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
- Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.
- Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;
- Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
- Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне;
Содержание курса:
Музыкально-ритмические движения
Умение передавать темп музыки движениями, хлопками, музыкальным сопровождением; двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой; точно начинать движение вместе с музыкой и заканчивать его вместе с окончанием музыки; исполнять по слуху несложные ритмические рисунки.
Это движения с хлопками, действия с предметами (мячи, флажки). Остановки по зрительному или слуховому сигналу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание.
Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой
«Поезд», «Маляр», «Снежинки», «Васьа-кот», «Кто у нас хороший», «Каравай», «Если нравится тебе…», «Елочка», «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот» и т.д, «Мои умелые руки», «Ёжик», «Пильщики».
Музыкально-игровой материал
Развитие внимания, сообразительности, мышления речи, воображения. Воспитание чувства коллективизма, развитие и формирование основных движений. «Птичка» - песенка о ребячьей дружбе муз. А.Жарковского, «Попрыгаем» муз. Агафонникова, «Зайцы и лиса» муз М.Косевой, «Заинька и волк», «Расскажи стихи руками». Театрализованные представления под музыку.
Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводится в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются в соответствии с занятиями по коррекции речи.
Календарно-тематическое планирование (фрагмент)
п/п | № по теме | Тема | Дата | Факт |
1 четверть (9 часов) | ||||
Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (9 часов) | ||||
1 | 1 | Динамическая пауза. Игры на внимание « Ласковые слова». | ||
2 | 2 | Динамическая пауза. Игры на четкое проговаривание звуков. | ||
3 | 3 | Исполнение на слух несложного ритмического рисунка. Музыкально-ритмические движения. | ||
4 | 4 | Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Ритмичная ходьба по кругу. | ||
5 | 5 | Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой. | ||
6 | 6 | Ориентирование в пространстве. Ритмичность и координация движений. | ||
7 | 7 | Музыкально-ритмические игры для развития общих движений рук, ног, туловища. | ||
8 | 8 | Упражнения на развитие мелкой моторики « Пальчики». Мышечная релаксация. | ||
9 | 9 | Театрализованные представления под музыку. | ||
2 четверть ( 7 часов) | ||||
Тема « Музыкально-ритмические движения» (4 часа) | ||||
10 | 1 | Движения под музыку с хлопками. Игра « Поезд» | ||
11 | 2 | Исполнение на слух несложных ритмических рисунков. Упражнения, связанные с речью и музыкой «Снежинки». | ||
12 | 3 | Движение в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки. Выполнение игровых упражнений. | ||
13 | 4 | Упражнения на развитие и формирование основных движений. Игра « Изобрази». | ||
Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (3 часа) | ||||
14 | 1 | Упражнения на развитие речевого дыхания и мимической выразительности. | ||
15 | 2 | Упражнения на развитие четкости и подвижности артикуляционного аппарата. | ||
16 | 3 | Игры на развитие речевого дыхания, мимической выразительности «Заячьи слезы». |
Учебно-методическое и программное обеспечение
Используемые методические пособия и программы | 1. Правдина О.В. «Логопедия», М., 1973 #1050;узнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. #1042;олковаГ.А.«Логопедическая ритмика»,М,. Просвещение, 1985 4. Цвытарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Н.Новгород, 1995 5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000; 6. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007. 7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002; 8. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М., Просвещение, 1968. |
Дидактический материал | CD «Весёлая логоритмика» Е. Железновой, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой. CD Пальчиковые песенки-игры «Пять поросят» С. Железновой. CD «Аэробика для малышей». С. Железновой. Наглядные пособия ( карточки; инструменты звуковые, шумовые) Игры и раздаточный материал |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Логоритмика".1 класс.
Цель программы: создать условия для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение...
рабочая программа по логоритмике
рабочая программа по лопедической ритмике с приложением...
Фрагмент Рабочей программы " Малыш и мама"
Предлагаемый фрагмент содержит 10 тем, составляющих начало занятий в группе " Малыш и мама"...
Рабочая программа по логоритмике. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Фрагмент рабочей программы по окружающему миру 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Фрагмент программы Логоритмика
Фрагмент программы логоритмика...
Рабочая программа. Логоритмика 1 класс
Внеурочная деятельность. Рабочая программа для 1 класса....