Рабочая программа "Логоритмика".1 класс.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Цель  программы:  создать  условия для  эффективного коррекционного   воздействия на детей с нарушениями речи,   направленного на  ликвидацию или смягчение дефекта и  развития личности  в целом.

Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА

1 класс

Пояснительная записка

        Цель  программы:  создать  условия для  эффективного коррекционного   воздействия на детей с нарушениями речи,   направленного на  ликвидацию или смягчение дефекта и  развития личности  в целом.

Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий. 

        Задачи логоритмики:

            1.  Учитывая специфику развития детей, основной задачей  уроков логоритмики является формирование и развитие у  детей двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания  и  устранения речевых нарушений.      

            2. Воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать новые стереотипы взамен патологических,  развивать выразительность движений как  средство  самовыражения.

            3. Воспитывать звуковую культуру речи, певческие навыки,   творческую активность, способность к общению, к познанию самого себя. Воспитывать личность через систему отношений:  сопереживание, соучастие, содействие, созидание.

        4. Воспитывать музыкальный вкус, эстетическое чувство, приобщать к миру музыки и пластики;

        5. Воспитывать потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу,  в общественные отношения.

        Соответственно целям и задачам реализуются следующие  направления  коррекционной работы:

- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);

- развитие общей и мелкой моторики;

- коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;

- активизация исполнительской деятельности

             Рабочая программа по логоритмике для 1 класса общеобразовательной (коррекционной) школы разработана на основе Примерной программы Д. Б. Кабалевского   «Музыка» для общеобразовательных  школ,  которая  подходит  по  своему  содержанию и  тематическому  построению  для  создания  программы  по  логоритмике.  

        Разрабатывая данную программу,  автор опирается на существующую Данная  программа рассчитана на учащихся I   класса специальной коррекционной школы   V  вида  для детей с тяжелыми нарушениями речи.  При  нарушениях  речи,  как  правило,  имеются  нарушения  двигательных, речедвигательных,  психических  процессов. Страдают  общая  и  мелкая  моторика,  координация  движений.   Развитие детей  отличается неустойчивым вниманием, неспособностью  к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления,   недостаточной сформированностью символичных функций, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью.

        Исходя из целей  и реальных возможностей учащихся, выбираются и методы работы. Целесообразно,  выделив  специфику  нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.  В  этом  случае  приемы  и  методы  коррекционной  работы акцентировано  направлены  на  данный  дефект.  

Общая характеристика учебного курса.

         За  основу  предлагаемой программы взято последовательное развитие тем.   Углубляясь  и расширяясь из урока в урок, из  четверти в  четверть,  из года  в год темы  «Марш», «Танец», «Песня» подводят к пониманию связи   между  видами  искусства.  Каждая  из  тем  рассматривается  через постепенное  усложнение и расширение  понятий,  через  обогащение музыкально-двигательными образами.

          Благодаря  такому  подходу идет  активное  развитие  речевых  и неречевых  процессов,  увеличивается  способность  воспринимать и анализировать  музыку. Такая  преемственность  тематического  построения создает условия для    целостности урока,  единства  всех  составляющих  видов  деятельности, расширяет  возможности коррекционной  работы.  Таким образом,  идет  активное развитие психических  процессов и  восприятия  музыки.

        Тесная  взаимосвязь  трех  китов (по Д.Б.Кабалевскому)  устанавливает  связи между  уроками искусства и  окружающей  жизнью,  что  позволяет  вырабатывать  желание  у  детей  не  просто  пассивно  слушать или  выполнять  движения,  а  осмысливать,  

срастаться  с  музыкой,  «проживать»  в  ней.  Темы  уроков  музыки,  перекликаясь  с  темами  уроков  логоритмики,  подводят  к  познанию  классических  образцов  балетного  и  музыкального  искусства.

        Каждый из разделов программы,  решая свои задачи,  одновременно  тесно  связан с остальными и подчинен единой  цели – ликвидировать патологический речевой и двигательный процесс. На  всех  уроках  осуществляется  работа  по  всем  разделам  программы. При этом,  в  зависимости  от  целей  и  задач  на  уроке,  меняется  количество  времени,  отводимое  на  каждый раздел,  смещается  кульминация  урока. Обязательным  остается  введение  упражнений на  организацию  внимания в  начале  урока и  снятие  напряжения – в конце  урока.

           Уроки  в первом  классе проводятся  в  виде  действа,  игры,  подражания как  наиболее близких  форм  адаптации в  данном  возрасте:  «Путешествие  по  танцевальному  городку», «Прогулка  к  трем  феям»,  «Лесная  прогулка».

        Сказочные  сюжеты  позволяют  объединить все  элементы  урока  в  единую  канву.  В  конце  года или  четверти  проводятся  уроки-концерты  для  учащихся  других  классов  или  родителей.  

Данная программа рассчитана на 33 учебных часа (33 учебные недели) 1 час в неделю.  

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.

Виды и формы контроля: текущий, итоговый.

Для достижения требуемых результатов обучения предполагается использование  технологии  деятельностного подхода, игровой и информационно-коммуникационной технологий обучения.

Содержание рабочей программы.

           

         Особенностью  предлагаемой  программы,  в  свете  ее  коррекционных  задач,  является интеграция  двигательной и    познавательной деятельности на  основе глубинных  связей средств  выразительности     музыки,  движения,   речи.

         Коррекционная  направленность  программы требует  введения   в  урок  специфических  видов  деятельности. С  этой  целью  дополнены некоторые разделы:

 - раздел «упражнения, игры» дополнен компонентом «ритмография»;

 - раздел «азбука танцевального движения» выделен в отдельный раздел, объединил в себе не только работу  над   танцевальным движением,   но и теоретические сведения о них.

         Специфика  урока  искусства,  каким  является  логопедическая  ритмика,  требует особого  построения  урока. Автор  предлагает  сквозное развитие построения уроков с  введением частных и общих кульминаций, что  позволяет не дробить урок логоритмики на различные виды деятельности и добиваться целостности урока.

        Уроки музыки и логоритмики – это уроки, в которых велика роль единства эмоций и разума, познания и чувства, движения и выразительности. Следует отходить от механического переноса общедидактических принципов и методов в урок искусства.         Необходимо направлять  усилия на создание одухотворенного музыкой воспитательного процесса,  сближая  их   с методами коррекционной педагогики.

  Особенности развития ребенка с речевой патологией требуют от педагога тщательного отбора  и анализа  музыкального и двигательного материала, который должен быть доступным для определенного уровня речевого развития;  подачи материала в четкой системе с учетом речевых дефектов и этапов коррекционной работы.

Направления  и  средства  коррекционной  работы

        Направленность программы -  коррекционно- развивающая.

По уровню освоения – ориентированная на устранение речевых дефектов.

Вид обучения – практико-ориентированный  с  коллективными,  групповыми, индивидуальными  формами работы.  

         Направления

                               Средства  коррекционной  работы

 

1

Развитие  внимания,  памяти  и  восприятия

Упражнения на  активизацию  внимания,  на  развитие  речи,  наблюдательности,  на  объем  внимания  и  его  распределения.  Игры (подвижные, с  предметами  и без  предметов)

 

2

Развитие  общей  и  мелкой  моторики

Различные  виды  ходьбы  и  бега, упражнение  с предметами и без  предметов,  пением , проговариванием  текста. Общеразвивающие  упражнения для рук,  ног,  туловища.

 

3

Коррекция  эмоционально-поведенческих расстройств

Упражнения на  передачу  музыкального образа, характера  музыки,  выразительности  движений,  речи.

 

4

Активизация интеллектуальной  деятельности

Усвоение понятий через  выполнение заданий на  сравнение,  через размышление, передачу впечатлений. Упражнения передачи  музыкальных образов.

 

5

Исполнительская  деятельность

Танцы  (сюжетные,  народные,  бальные).  Песни  (программные  и  внепрограммные).  Игра  на  музыкальных  инструментах. Участие в  школьных  праздниках,  конкурсах, спектаклях.

 .

6

Коррекция  речевых  дефектов. Работа над  звукопроизношением,  связной  речью, выразительностью.

Упражнения,  песенный  материал,  подобранный  для  групп  нарушений. Специальные  упражнения  на дыхание,  силу  голоса и его  выразительность

 

        Движение  является  одним  из  основных  механизмов  уравновешивания и  адаптации  со  средой,  поэтому  это  мощный фактор  в  коррекционной  работе.

        Музыкально-ритмические   движения.                          

Задачей этого  вида  деятельности является:

   - развивать воспринимающий  и  воспроизводящий  ритмический  слух;

  - воспитывать  способность  управлять мышечным  тонусом;

  - вырабатывать  согласованность  рук,  ног в  ходьбе  и беге;

  - дать  представление о  ритмической  организации музыки,  движения  и  речи;

  - учить повторять заданный  рисунок,  двигаться  в  соответствии с характером  музыки.

        Общеразвивающие упражнения. Перестроения.

 Задачи:

 - всесторонне  воздействовать  на  организм;

 - развивать  координацию,   четкость, ритмичность,  переключаемость  движений;

 - показать  разницу между  движениями  (бег, ходьба, покой,  прыжки);

 - показать  тесную  связь  движений  и  упражнений;

- развивать  умение  ориентироваться  в  пространстве.          

        Игры  и  упражнения.          

  В  коррекционной  работе   используются  статические,   подвижные,  полуподвижные   игры,  игры – драматизации.  

Задачи:

- дать  представление  о  соблюдении  правил  игр

- развивать статическую и динамическую координацию  движений, ловкость, быстроту  реакции на звуковые  или словесные  сигн

 - развивать ориентировку в  пространстве, инициативу.

        Пантомима,  импровизация

 Задачи:

- развивать наблюдательность, фантазию,  воображение, уметь  перевопло

- развивать  способность к  сценическому  действию.

        Развитие  мелкой  моторики

Задачи:

- вырабатывать четкость выполнения тонких движений пальцев  одновременно с  речью и музык

- развивать зрительно-моторную  координацию.

        Ритмография.                     

  Это  рисунок  на  бумажном  шаблоне  или  по  воображению.

  Задачи:

 -способствовать развитию зрительно-пространственного    восприятия;

 - использовать  графическое  сопровождение  рукой  для   закрепления  двигательного  навыка;

- развивать  свободное  движение  руки  во  всех  направлениях;

- передавать  настроение и характер  музыки средствами живописи (линией, пятном, ритмом  штрихов)

        Элементы артикуляционной  и  дыхательной  гимнастики.

 Задачи:  

- развивать четкую дикцию,  правильный артикуляционный уклад,  способствовать исправлению дефектов произношения;

-развивать речевое и  певческое дыхание, его                                            продолжительность,  постепенность;

- способствовать нормализации  деятельности  периферических  отделов  речевого  аппарата;

 - развивать четкую дикцию.

        Азбука танцевального  движения. Знакомство с элементами танцев. Разучивание танцев.

 Задачи:

 - приобщать учащегося к миру прекрасного, к  культуре  общения, к взаимопомощи;

- способствовать гармонизации личности;

- вырабатывать осанку, музыкально-ритмическую чуткость, выразительность;

 - увеличивать количество энграмм;

- развивать чувство партнера в танцах.

        Теоретические сведения.

Задачи: - раскрыть понятие «Язык танца»;

- знакомить с терминами, историей танцевального искусства;

- способствовать формированию символических функций (метр, ритм, нота);

- расширять кругозор, словарный запас.

        Слово  и  речь

материал этого раздела включает  в  себя  комплексную  работу  над звуком,  мимикой,  жестом,  т.е.  над  всей  просодикой. Музыка  и  слово    используются  с  активной  реализацией  движения.

        Пение с движениями

Задачи:

- развивать слуходвигательную  и слуховокальную   координацию;

-совершенствовать вокально-хоровые навыки, развивать слуховое внимание, координацию  между слухом и голосом;

-развивать чуткое отношение к слову в песне, уметьпередавать средства выразительности музыки;

- соотносить характер движений с характером музыки.

        Развитее речи и словаря.

 Задачи:

 -создать условия для активизации пассивного словаря,                                                                                                                         для расширения активного словаря (глагольного, именного).

        Упражнения на  автоматизацию  звуков.

Задачи:

 - способствовать автоматизации звуков в речи;

- точно  передавать в заданном ритме и динамике попевки,  чистоговорки под музыку на проходимые на данном этапе гласные и согласные.

           

Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

  1. Марш. Виды маршей.

9

  1. Связь музыки и движений в  маршах и песнях-маршах.

7

  1. Танец.  Песня-танец.

10

  1. Танцы  моего  народа.

7

Всего часов

33

Ожидаемые результаты и способы проверки

           Целенаправленное  коррекционное воздействие, с одной  стороны,  ведет к исправлению речевых дефектов, с другой – создает базу для освоения программ других предметов общеобразовательных циклов и дает возможность продолжить обучение после школы. В результате практического воплощения программы происходит:

  1. исправление и смягчение дефектов речи детей;
  2. улучшение  двигательных способностей  детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
  3. усиление  впечатлительности, музыкального  восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;
  4. увеличение  количества  энграмм, появление  потребности  в красивом выразительном движении и «слиянии с музыкой».  

Литература и материально-технические средства обучения.

  1. Волкова Г,А.  «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи»,  М., 1968
  2. Волкова Г.А.  «Логопедическая ритмика», М,. Просвещение, 1985
  3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М., Просвещение, 1968
  4. Гринер В.А. «Ритм  в  искусстве  актера», М., 1966
  5. Кабалевский Д.Б.  Программа  «Музыка» для общеобразовательных  школ, М., Просвещение,  1985
  6. Правдина О.В. «Логопедия», М., 1973
  7. Цвытарный В.В.  «Играем пальчиками и развиваем речь», Н.Новгород, 1995
  8. Материалы  фестиваля педагогических идей «Открытый урок», М., «1 сентября», 2004-2005.
  9. Журналы «Дефектология», «Методист»,  «Музыка  в  школе»

Технические средства обучения (ТСО)

Музыкальный центр, CD/DVD-проигрыватели, мультимедиа-проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...