Рабочая программа "Логоритмика".1 класс.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Цель программы: создать условия для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.
Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОРИТМИКА
1 класс
Пояснительная записка
Цель программы: создать условия для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.
Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.
Задачи логоритмики:
1. Учитывая специфику развития детей, основной задачей уроков логоритмики является формирование и развитие у детей двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.
2. Воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать новые стереотипы взамен патологических, развивать выразительность движений как средство самовыражения.
3. Воспитывать звуковую культуру речи, певческие навыки, творческую активность, способность к общению, к познанию самого себя. Воспитывать личность через систему отношений: сопереживание, соучастие, содействие, созидание.
4. Воспитывать музыкальный вкус, эстетическое чувство, приобщать к миру музыки и пластики;
5. Воспитывать потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, в общественные отношения.
Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекционной работы:
- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);
- развитие общей и мелкой моторики;
- коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;
- активизация исполнительской деятельности
Рабочая программа по логоритмике для 1 класса общеобразовательной (коррекционной) школы разработана на основе Примерной программы Д. Б. Кабалевского «Музыка» для общеобразовательных школ, которая подходит по своему содержанию и тематическому построению для создания программы по логоритмике.
Разрабатывая данную программу, автор опирается на существующую Данная программа рассчитана на учащихся I класса специальной коррекционной школы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. При нарушениях речи, как правило, имеются нарушения двигательных, речедвигательных, психических процессов. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, недостаточной сформированностью символичных функций, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью.
Исходя из целей и реальных возможностей учащихся, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.
Общая характеристика учебного курса.
За основу предлагаемой программы взято последовательное развитие тем. Углубляясь и расширяясь из урока в урок, из четверти в четверть, из года в год темы «Марш», «Танец», «Песня» подводят к пониманию связи между видами искусства. Каждая из тем рассматривается через постепенное усложнение и расширение понятий, через обогащение музыкально-двигательными образами.
Благодаря такому подходу идет активное развитие речевых и неречевых процессов, увеличивается способность воспринимать и анализировать музыку. Такая преемственность тематического построения создает условия для целостности урока, единства всех составляющих видов деятельности, расширяет возможности коррекционной работы. Таким образом, идет активное развитие психических процессов и восприятия музыки.
Тесная взаимосвязь трех китов (по Д.Б.Кабалевскому) устанавливает связи между уроками искусства и окружающей жизнью, что позволяет вырабатывать желание у детей не просто пассивно слушать или выполнять движения, а осмысливать,
срастаться с музыкой, «проживать» в ней. Темы уроков музыки, перекликаясь с темами уроков логоритмики, подводят к познанию классических образцов балетного и музыкального искусства.
Каждый из разделов программы, решая свои задачи, одновременно тесно связан с остальными и подчинен единой цели – ликвидировать патологический речевой и двигательный процесс. На всех уроках осуществляется работа по всем разделам программы. При этом, в зависимости от целей и задач на уроке, меняется количество времени, отводимое на каждый раздел, смещается кульминация урока. Обязательным остается введение упражнений на организацию внимания в начале урока и снятие напряжения – в конце урока.
Уроки в первом классе проводятся в виде действа, игры, подражания как наиболее близких форм адаптации в данном возрасте: «Путешествие по танцевальному городку», «Прогулка к трем феям», «Лесная прогулка».
Сказочные сюжеты позволяют объединить все элементы урока в единую канву. В конце года или четверти проводятся уроки-концерты для учащихся других классов или родителей.
Данная программа рассчитана на 33 учебных часа (33 учебные недели) 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.
Виды и формы контроля: текущий, итоговый.
Для достижения требуемых результатов обучения предполагается использование технологии деятельностного подхода, игровой и информационно-коммуникационной технологий обучения.
Содержание рабочей программы.
Особенностью предлагаемой программы, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.
Коррекционная направленность программы требует введения в урок специфических видов деятельности. С этой целью дополнены некоторые разделы:
- раздел «упражнения, игры» дополнен компонентом «ритмография»;
- раздел «азбука танцевального движения» выделен в отдельный раздел, объединил в себе не только работу над танцевальным движением, но и теоретические сведения о них.
Специфика урока искусства, каким является логопедическая ритмика, требует особого построения урока. Автор предлагает сквозное развитие построения уроков с введением частных и общих кульминаций, что позволяет не дробить урок логоритмики на различные виды деятельности и добиваться целостности урока.
Уроки музыки и логоритмики – это уроки, в которых велика роль единства эмоций и разума, познания и чувства, движения и выразительности. Следует отходить от механического переноса общедидактических принципов и методов в урок искусства. Необходимо направлять усилия на создание одухотворенного музыкой воспитательного процесса, сближая их с методами коррекционной педагогики.
Особенности развития ребенка с речевой патологией требуют от педагога тщательного отбора и анализа музыкального и двигательного материала, который должен быть доступным для определенного уровня речевого развития; подачи материала в четкой системе с учетом речевых дефектов и этапов коррекционной работы.
Направления и средства коррекционной работы
Направленность программы - коррекционно- развивающая.
По уровню освоения – ориентированная на устранение речевых дефектов.
Вид обучения – практико-ориентированный с коллективными, групповыми, индивидуальными формами работы.
№ | Направления | Средства коррекционной работы |
|
1 | Развитие внимания, памяти и восприятия | Упражнения на активизацию внимания, на развитие речи, наблюдательности, на объем внимания и его распределения. Игры (подвижные, с предметами и без предметов) |
|
2 | Развитие общей и мелкой моторики | Различные виды ходьбы и бега, упражнение с предметами и без предметов, пением , проговариванием текста. Общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища. |
|
3 | Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств | Упражнения на передачу музыкального образа, характера музыки, выразительности движений, речи. |
|
4 | Активизация интеллектуальной деятельности | Усвоение понятий через выполнение заданий на сравнение, через размышление, передачу впечатлений. Упражнения передачи музыкальных образов. |
|
5 | Исполнительская деятельность | Танцы (сюжетные, народные, бальные). Песни (программные и внепрограммные). Игра на музыкальных инструментах. Участие в школьных праздниках, конкурсах, спектаклях. | . |
6 | Коррекция речевых дефектов. Работа над звукопроизношением, связной речью, выразительностью. | Упражнения, песенный материал, подобранный для групп нарушений. Специальные упражнения на дыхание, силу голоса и его выразительность |
|
Движение является одним из основных механизмов уравновешивания и адаптации со средой, поэтому это мощный фактор в коррекционной работе.
Музыкально-ритмические движения.
Задачей этого вида деятельности является:
- развивать воспринимающий и воспроизводящий ритмический слух;
- воспитывать способность управлять мышечным тонусом;
- вырабатывать согласованность рук, ног в ходьбе и беге;
- дать представление о ритмической организации музыки, движения и речи;
- учить повторять заданный рисунок, двигаться в соответствии с характером музыки.
Общеразвивающие упражнения. Перестроения.
Задачи:
- всесторонне воздействовать на организм;
- развивать координацию, четкость, ритмичность, переключаемость движений;
- показать разницу между движениями (бег, ходьба, покой, прыжки);
- показать тесную связь движений и упражнений;
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
Игры и упражнения.
В коррекционной работе используются статические, подвижные, полуподвижные игры, игры – драматизации.
Задачи:
- дать представление о соблюдении правил игр
- развивать статическую и динамическую координацию движений, ловкость, быстроту реакции на звуковые или словесные сигн
- развивать ориентировку в пространстве, инициативу.
Пантомима, импровизация
Задачи:
- развивать наблюдательность, фантазию, воображение, уметь перевопло
- развивать способность к сценическому действию.
Развитие мелкой моторики
Задачи:
- вырабатывать четкость выполнения тонких движений пальцев одновременно с речью и музык
- развивать зрительно-моторную координацию.
Ритмография.
Это рисунок на бумажном шаблоне или по воображению.
Задачи:
-способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия;
- использовать графическое сопровождение рукой для закрепления двигательного навыка;
- развивать свободное движение руки во всех направлениях;
- передавать настроение и характер музыки средствами живописи (линией, пятном, ритмом штрихов)
Элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Задачи:
- развивать четкую дикцию, правильный артикуляционный уклад, способствовать исправлению дефектов произношения;
-развивать речевое и певческое дыхание, его продолжительность, постепенность;
- способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата;
- развивать четкую дикцию.
Азбука танцевального движения. Знакомство с элементами танцев. Разучивание танцев.
Задачи:
- приобщать учащегося к миру прекрасного, к культуре общения, к взаимопомощи;
- способствовать гармонизации личности;
- вырабатывать осанку, музыкально-ритмическую чуткость, выразительность;
- увеличивать количество энграмм;
- развивать чувство партнера в танцах.
Теоретические сведения.
Задачи: - раскрыть понятие «Язык танца»;
- знакомить с терминами, историей танцевального искусства;
- способствовать формированию символических функций (метр, ритм, нота);
- расширять кругозор, словарный запас.
Слово и речь
– материал этого раздела включает в себя комплексную работу над звуком, мимикой, жестом, т.е. над всей просодикой. Музыка и слово используются с активной реализацией движения.
Пение с движениями
Задачи:
- развивать слуходвигательную и слуховокальную координацию;
-совершенствовать вокально-хоровые навыки, развивать слуховое внимание, координацию между слухом и голосом;
-развивать чуткое отношение к слову в песне, уметьпередавать средства выразительности музыки;
- соотносить характер движений с характером музыки.
Развитее речи и словаря.
Задачи:
-создать условия для активизации пассивного словаря, для расширения активного словаря (глагольного, именного).
Упражнения на автоматизацию звуков.
Задачи:
- способствовать автоматизации звуков в речи;
- точно передавать в заданном ритме и динамике попевки, чистоговорки под музыку на проходимые на данном этапе гласные и согласные.
Учебно-тематический план.
Содержание | Количество часов |
| 9 |
| 7 |
| 10 |
| 7 |
Всего часов | 33 |
Ожидаемые результаты и способы проверки
Целенаправленное коррекционное воздействие, с одной стороны, ведет к исправлению речевых дефектов, с другой – создает базу для освоения программ других предметов общеобразовательных циклов и дает возможность продолжить обучение после школы. В результате практического воплощения программы происходит:
- исправление и смягчение дефектов речи детей;
- улучшение двигательных способностей детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
- усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;
- увеличение количества энграмм, появление потребности в красивом выразительном движении и «слиянии с музыкой».
Литература и материально-технические средства обучения.
- Волкова Г,А. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи», М., 1968
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М,. Просвещение, 1985
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М., Просвещение, 1968
- Гринер В.А. «Ритм в искусстве актера», М., 1966
- Кабалевский Д.Б. Программа «Музыка» для общеобразовательных школ, М., Просвещение, 1985
- Правдина О.В. «Логопедия», М., 1973
- Цвытарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Н.Новгород, 1995
- Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок», М., «1 сентября», 2004-2005.
- Журналы «Дефектология», «Методист», «Музыка в школе»
Технические средства обучения (ТСО) |
Музыкальный центр, CD/DVD-проигрыватели, мультимедиа-проектор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...