Специфика обучения детей с ОВЗ.
учебно-методический материал по логопедии
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности учащихся с ОВЗ. Методы и приемы организации занятий с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_spetsifika_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 31.74 КБ |
prilozhenie.docx | 310.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Специфика обучения детей с ОВЗ. Психолого-педагогические особенности учебной деятельности учащихся с ОВЗ»
Докладчик учитель-логопед ГОБОУ «Оленегорская школа-интернат» Дёгтева Оксана Владимировна
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.
Существуют различные причины появления детей с ОВЗ:
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
• Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
• Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков.
• Постнатальные (после рождения): например, травмы, заболевания.
2.Экзогенные (или внешние) причины: причины социально- биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм.
Главная цель и стратегическое направление современной коррекционной педагогики заключается в содействии лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в достижении ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, интеграции в социум. В соответствии с этим, актуальной становится проблема «индивидуализации в образовании», поскольку в настоящий момент в России идет процесс развития новой системы образования на основании рекомендаций ФГОС, в том числе и интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка.
У детей с ОВЗ интенсивность и качество работы ниже, чем у здоровых детей. Отвлечение внимания приводит к слабой дифференциации элементов воспринимаемого, к не различению их по степени важности, к восприятию не ситуации в целом, а лишь отдельных и не самых главных её звеньев, что обуславливает ослабление познавательных способностей ребёнка и значительно снижает эффективность обучения.
Характер усвоения учебного материала детьми с ОВЗ, несколько отличается от возможностей обычных школьников, в силу их образовательных потребностей. Кроме того, дети с ОВЗ низкомотивированы. Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты и добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Если взять для сравнения нормотипичных детей и детей с ОВЗ, то можно проанализировав, увидеть, что мотивы у детей к учебной деятельности абсолютно разные. Первые - высокомотивированы, с выстроенной перспективой того, для чего им нужен данный навык, умение, когда и где он может им пригодиться, а дети же второй группы (ОВЗ) – не строят долгосрочных планов, порой они неосознанно приходят на определенный кружок, а чаще их просто приводят взрослые наставники, родители, стараясь разносторонне их развить.
Чтобы помочь ребёнку более качественно усвоить учебный материал, необходимо тщательно разрабатывать и реализовать индивидуальную образовательную программу ребёнка с ОВЗ. Педагогу, обучающему детей с ОВЗ, необходимо адаптировать объём и характер учебного материала к познавательным возможностям обучающихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо использовать способы облегчения трудных заданий. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать ребёнка с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды заданий. Поддерживать интерес к занятиям поможет введение игровых приёмов. При обучении детей с ОВЗ большую роль играют доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрения его малейших успехов.
Темп урока необходимо задавать в соответствии с возможностями ребенка.
Обучение детей с ОВЗ должно носить коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие высших психических процессов. Правильная организация процесса обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья даёт значительные результаты в обучении детей и их социализации.
Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять, в этом и есть основной смысл инклюзивного образования.
В реализации образовательной деятельности педагог должен придерживаться следующих принципов работы:
- индивидуальный подход (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
- междисциплинарный подход (привлечение психологов и логопедов);
Составляющие профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ:
- знание педагога об особенностях развития детей с ОВЗ (по категориям),
- степень эмоционального принятия ребенка с ОВЗ,
- уровень готовности взаимодействовать с ребенком с ОВЗ;
- понимание сути инклюзивного образования и его отличие от традиционных форм образования;
- владение навыками анализа особенностей взаимодействия ребенка с особыми потребностями и социального окружения;
- владение способами педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды.
Каждый педагог должен помнить о том, что
- деятельность обучающихся должна быть ориентирована на создание ситуации успеха – похвалите ребенка в начале урока – это аванс на целое занятие: «Ты сможешь, ты лучше, чем думаешь, у тебя все получиться….»;
- обучение и воспитание таких детей затруднено, потому что они воспринимают окружающий мир порой враждебно и агрессивно; им хочется «уйти» от такого мира. Иногда требуется очень много времени, чтобы ребенок впустил педагога в свое личное пространство, отреагировал на имя, речь, инструкцию. Доверие у таких детей завоевывается очень долго, но потерять его можно в один момент;
- в процессе общения нужно принимать ребенка таким, какой он есть, не сравнивать с окружающими, обращаться только по имени;
- важно хвалить и поощрять ребёнка в целях повышения его самооценки (но ребёнок должен знать, за что его хвалят);
- замечания вредны и по возможности нужно делать их пореже, не высмеивать слабости и ошибки;
- вести себя нужно спокойно в любой ситуации;
- речь и поведение педагога важны: тон ровный и выдержанный, говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса;
- движения должны быть спокойными и уверенными;
- нельзя обсуждать при детях отрицательные качества их самих, их родственников либо других детей;
- ребёнок может чрезмерно фантазировать, придумывать в своих рассказах факты его жизни или окружающих и надо учитывать это в работе.
- при реализации образовательной программы чаще нужно использовать игровую деятельность (дети учатся общаться друг с другом), упражнения по развитию общей и мелкой моторики, психогимнастику и релаксацию (снимает мышечные спазмы и зажимы);
Немалое значение имеет также сочетание различных методов, которое зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности обучающихся, но и состава группы.
Среди детей с особыми образовательными потребностями (особенно среди старших дошкольников и учащихся младших классов) велико количество детей с различными дефектами речи. И хотя над исправлением этих дефектов работает специалист-логопед, тем не менее это не умаляет роли других педагогов. Каждому педагогу необходимо работать над выразительностью своей речи. Работая с детьми, имеющими проблемы с речью, необходимо самому уметь выразительно читать и рассказывать, выразительно говорить. Своей интонацией учитель оттеняет своеобразие излагаемого материала, делая его доступным для понимания учащихся.
Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если учитель говорит быстро, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.
Спокойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски речь учителя дает большой педагогический эффект. Она должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Такие требования к речи учителя предъявляются, потому что в условиях обучения детей с ОВЗ она является средством коррекции мышления учащихся.
Успешная организация урока в коррекционной школе и различных образовательных организациях, где обучаются дети с ОВЗ, зависит от многих факторов: хорошего знания преподавателем возможностей каждого воспитанника, обеспечения щадящего и охранительного режима, учета личностных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Но еще урок зависит от настроения, которое начинается с того самого момента, когда наши ученики только переступают порог класса. Дети, которые обучаются в наших школах, в основном, ведомые, им свойственно подражание; поэтому нотации и беседы в большинстве случаев бесполезны, в них, как в зеркале, отражается эмоциональный настрой самого учителя.
Любое занятие – это, прежде всего, общение. Коррекционно-развивающее занятие необходимо строить так, чтобы детям было интересно общаться с педагогом, узнавая одновременно что-то новое, закрепляя пройденный материал, применяя знания в новых условиях. Особенность организации работы с детьми с нарушением интеллекта в том, чтобы коррекционно-развивающая направленность урока была не одним моментом или видом работ, а всем уроком, его содержанием, психологической атмосферой и добрым отношением друг к другу. Пусть дети работают каждый в своем темпе, каждый с учетом своих возможностей и приходят к концу урока к общим выводам и итогам. Наиболее продуктивная форма работы на занятии - коллективная. Когда ребята имеют возможность с помощью педагога обсудить какой-то вопрос или задание все вместе.
Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья
Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия педагога и ребенка в процессе реализации методов обучения.
Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка (приложение).
Использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других (либо, если нет магнитной азбуки – задания на планшетах с маркерами).
Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
При сильном возбуждении ребенка, или если он пришел после активного занятия и необходимо ребенка успокоить, не может настроиться на урок, можно применять метод на восприятия материала с закрытыми глазами - используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия, а также будет актуальным этот метод после выполнения задания повышенной трудности и т. д. (напр. сенсорный куб)
Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз. На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. (игры Мерсибо, интерактивные пособия по лексическим темам).
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. (Интерактивные пособия, корректурные пробы, пазлы).
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте, когда происходит усиленное физическое и психическое развитие детей, обогащается их сенсорный опыт.
Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге.
Существуют основные сенсорные системы: тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Если слуховая, обонятельная, зрительная и вкусовая системы начинают работать на более поздней стадии развития, то и нарушается развитие ребенка.
Применение игр и упражнений для развития вестибулярной и гравитационной системы. Основная цель данных упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения («Вестибулярное раскачивание» на доске-качалке, «Прыгаем на мяче» на гимнастическом мяче или мяче для лечебной физкультуры, Устоять на борде, как усложнение борд с лабиринтом и т.д.).
Использование игр и упражнений для развития проприоцептивной системы. Общая цель данных упражнений и игр – стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы ( Прыжки на батуте, «Гребля»
«Поочередные прыжки», «Делай как я», «Полоса препятствий», «Футбол бумажным пакетом»).
Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейсвия: агрессия, плохое запоминание, непонятная и сбивчивая речь, зеркальное написание букв и цифр, сложности в описании действия, изображенного на рисунке, сложности в общении с ровесниками, проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.
Укрепление и формирование новых нейронных связей между полушариями помогает: улучшить память и мышление; концентрировать внимание; облегчить процесс чтения и письма. Очень полезными будут задания на развитие графомоторных навыков двигательной координации, а также слаженности работы рук и глаз. Например, левая рука выводит в воздухе квадрат, а правая треугольник. Это упражнение можно выполнять не только в воздухе, но и на бумаге или мелом на асфальте. Для усложнения можно предложить ребенку закрыть глаза (доска, ламинированные рисунки, лабиринты и круги, пособия Ш.Ахмадулина, корректурные пробы двумя руками).
Логоритмика — это отличный способ развития речевого и моторного ритмов. В ней сочетается музыка, движения и слова. Выговаривание слов и совершение определенных действий прекрасно развивает речь и способствует формированию межполушарного взаимодействия.
Также на занятии рекомендуется применять игры и упражнения для развития двусторонней координации. Общая цель данных упражнений – скоординировать работу двух сторон тела и развить способность ребенка к согласованному двустороннему движению (ходьба по «кочкам», перекладывание предметов через «среднюю линию», бросать предметы поочередно правой, левой рукой, пинать мяч в ворота поочередно право-левой ногой, чередовать выполнение упражнений (ходьба приставным шагом сначала в левую сторону, затем в правую сторону и т.д.).
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения позволяет педагогу чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей
В материале представлены теоретические аспекты обучения правополушарных и левополушарных детей....
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...
Специфика обучения письма леворуких детей
В статье рассмотрены психофизиологические особенности детей с ведущей правой и левой рукой....
Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей
Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей...
родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
родительское собрантие в старшей группе...
Возможности и специфика использования средств наглядности в процессе обучения детей с РАС
Тенденция роста обучающихся с расстройством аутистического спектра побуждает педагогов повышать уровень своих компетенции для эффективной работы с данной категорией детей с ОВЗ. Наглядность при ...