Развитие диалогической речи у детей с РАС
статья по логопедии

Юлия Александровна Орлова

Главной целью для родителей и педагогов должно быть обучение ребенка общению, а не тому, чтобы ребенок начал говорить.

Сама  речь не всегда обозначает коммуникацию, особенно это характерно для детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogicheskoy_rechi_u_detey_s_ras.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи у детей с РАС

Главной целью для родителей и педагогов должно быть обучение ребенка общению, а не тому, чтобы ребенок начал говорить.

Сама  речь не всегда обозначает коммуникацию, особенно это характерно для детей с РАС. Даже вербальные («говорящие») дети с достаточным обиходным словарем не всегда в состоянии сказать о своих потребностях и желаниях.

Важно осознать, что «невербальный» - это не просто тот, кто не умеет говорить, это тот кто не может/ не умеет общаться.

Невербальный ребенок — это ребенок у которого нет инструмента для общения.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Диалог – это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется.

У детей с РАС нарушены:

  • собственно речевые умения;
  • умение речевого этикета;
  • умение общаться в паре;
  • умение общения для планирования совместных действий;
  • неречевые умения.

- умение вступать в общение; (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения;  выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

- умение применять речевого этикета;  (в речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др).

- умение общения в паре;

- умение общения для планирования совместных действий;

- неречевые умения (уместное использование мимики и жестов)

Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство (сочетание двух или более взаимосвязанных реплик) и  строится по определенным схемам:

  • вопрос-ответ
  • вопрос-ответ-вопрос
  • сообщение-вопрос
  • сообщение-сообщение
  • побуждение-сообщение и т. д.

Дети с РАС при построении диалога:

  • с трудом  распределяют  внимание между слушанием реплики собеседника и подготовкой собственной реплики;
  • нарушают диалог, вследствие долгого обдумывания ответа;
  • испытывают языковые  трудности при слушании высказывания собеседника и при построении собственного ответа;
  • не догадываются о том, что может сказать собеседник;
  • с трудом формируют  собственные реплики (выбор слов, грамматических структур и т. п.).

Исходя из этого  при обучении диалогической речи у детей с РАС развиваю следующие умения:

  • Внимательно слушать.
  • Задавать вопросы.
  • Отвечать на вопрос собеседника.
  • Подбирать  необходимые  грамматически правильные выражения по темам.
  • Выражать согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т. д.
  • На логопедических занятиях я учу воспитанников создавать  шаблон диалога используя  различный наглядный материал. (схемы,картинки, символы….)

Для вовлечения детей в диалог использую на занятиях различные виды театров (пальчиковый, перчаточный, теневой….), также атрибуты костюмов. Предлагаю детям поиграть в сказку. Это уже не урок, а интересное для детей дело: перевоплощение, драматизация, игра.

Для развития умений диалогической речи использую условно-речевые упражнения с разными опорами, упражнения с подсказкой и упражнения эквивалентными заменами.

Условно речевые упражнения.

а) имитативные - многократное прослушивание и проговаривание предъявленных грамматических образцов;

б) подстановочные - предполагают другое лексическое наполнение предложенной грамматической конструкции (возразить, помочь вспомнить).

в) трансформационные - учащиеся должны вспомнить и использовать названные в исходной грамматической структуре лексические единицы в нужной форме (высказывание по аналогии).

г) репродуктивные - ученики сами выбирают, какую лексическую единицу употребить (свободный ответ на вопрос).

Упражнения с подсказкой учителя.

1. Расширение и сужение высказывания. Цель этого упражнения - умение различать ключевые слова, «смысловые вехи» от второстепенных элементов, от деталей. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании -излагать мысль без лишних деталей.

2. Комбинирование двух речевых образцов. Цель упражнения - овладевать умениями комбинирования языкового материала.

3. Формулировка вопроса при помощи картинки и с подсказкой.

4. Упражнения с опорой на образец:

5. Микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи.

Упражнения с эквивалентными заменами.

Наша мысль может выражаться различными средствами языка. Умение выражать по-разному одну и ту же мысль очень важно при овладении речевой деятельностью.

Упражнения с опорой на наглядность:

1. Ответы на вопросы по картинкам.

2. Составление диалога, пользуясь картинкой или серией картин.

С опорой на ситуацию:

1. С ограниченным языковым материалом.

2. Без ограничения материала.

3. Созданную при помощи изображения на фланелеграфе.

После формирования и создания алгоритма диалога переходим к отработке диалог в парах, драматизации прослушанного или прочитанного текста.

Все эти упражнения я использую для развития  умения переносить в новую ситуацию выученные слова и речевые образцы в естественные ситуации общения, связанные с жизнью и интересами школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

Покупки- 5-6 класс (развитие диалогической речи)

Презентация для развития навыков диалогической речи у учащихся 5-6 классов средней школы на тему " Покупки"...

Тематический контроль "Развитие диалогической речи"

Материал рекомендован для использования старшему воспитателю ДОУ...

Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи  младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...

Система работы по формированию диалогической речи у детей с нарушениями слуха.

Цель сурдопедагогики - нормализация общения ребёнка с нарушениями слуха с окружающим социумом. В работе представлен опыт работы по формированию навыков диалогической речи у слабослышащих младших школь...