Развитие диалогической речи у детей с РАС
статья по логопедии
Главной целью для родителей и педагогов должно быть обучение ребенка общению, а не тому, чтобы ребенок начал говорить.
Сама речь не всегда обозначает коммуникацию, особенно это характерно для детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dialogicheskoy_rechi_u_detey_s_ras.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диалогической речи у детей с РАС
Главной целью для родителей и педагогов должно быть обучение ребенка общению, а не тому, чтобы ребенок начал говорить.
Сама речь не всегда обозначает коммуникацию, особенно это характерно для детей с РАС. Даже вербальные («говорящие») дети с достаточным обиходным словарем не всегда в состоянии сказать о своих потребностях и желаниях.
Важно осознать, что «невербальный» - это не просто тот, кто не умеет говорить, это тот кто не может/ не умеет общаться.
Невербальный ребенок — это ребенок у которого нет инструмента для общения.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Диалог – это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется.
У детей с РАС нарушены:
- собственно речевые умения;
- умение речевого этикета;
- умение общаться в паре;
- умение общения для планирования совместных действий;
- неречевые умения.
- умение вступать в общение; (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
- умение применять речевого этикета; (в речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др).
- умение общения в паре;
- умение общения для планирования совместных действий;
- неречевые умения (уместное использование мимики и жестов)
Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство (сочетание двух или более взаимосвязанных реплик) и строится по определенным схемам:
- вопрос-ответ
- вопрос-ответ-вопрос
- сообщение-вопрос
- сообщение-сообщение
- побуждение-сообщение и т. д.
Дети с РАС при построении диалога:
- с трудом распределяют внимание между слушанием реплики собеседника и подготовкой собственной реплики;
- нарушают диалог, вследствие долгого обдумывания ответа;
- испытывают языковые трудности при слушании высказывания собеседника и при построении собственного ответа;
- не догадываются о том, что может сказать собеседник;
- с трудом формируют собственные реплики (выбор слов, грамматических структур и т. п.).
Исходя из этого при обучении диалогической речи у детей с РАС развиваю следующие умения:
- Внимательно слушать.
- Задавать вопросы.
- Отвечать на вопрос собеседника.
- Подбирать необходимые грамматически правильные выражения по темам.
- Выражать согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т. д.
- На логопедических занятиях я учу воспитанников создавать шаблон диалога используя различный наглядный материал. (схемы,картинки, символы….)
Для вовлечения детей в диалог использую на занятиях различные виды театров (пальчиковый, перчаточный, теневой….), также атрибуты костюмов. Предлагаю детям поиграть в сказку. Это уже не урок, а интересное для детей дело: перевоплощение, драматизация, игра.
Для развития умений диалогической речи использую условно-речевые упражнения с разными опорами, упражнения с подсказкой и упражнения эквивалентными заменами.
Условно речевые упражнения.
а) имитативные - многократное прослушивание и проговаривание предъявленных грамматических образцов;
б) подстановочные - предполагают другое лексическое наполнение предложенной грамматической конструкции (возразить, помочь вспомнить).
в) трансформационные - учащиеся должны вспомнить и использовать названные в исходной грамматической структуре лексические единицы в нужной форме (высказывание по аналогии).
г) репродуктивные - ученики сами выбирают, какую лексическую единицу употребить (свободный ответ на вопрос).
Упражнения с подсказкой учителя.
1. Расширение и сужение высказывания. Цель этого упражнения - умение различать ключевые слова, «смысловые вехи» от второстепенных элементов, от деталей. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании -излагать мысль без лишних деталей.
2. Комбинирование двух речевых образцов. Цель упражнения - овладевать умениями комбинирования языкового материала.
3. Формулировка вопроса при помощи картинки и с подсказкой.
4. Упражнения с опорой на образец:
5. Микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи.
Упражнения с эквивалентными заменами.
Наша мысль может выражаться различными средствами языка. Умение выражать по-разному одну и ту же мысль очень важно при овладении речевой деятельностью.
Упражнения с опорой на наглядность:
1. Ответы на вопросы по картинкам.
2. Составление диалога, пользуясь картинкой или серией картин.
С опорой на ситуацию:
1. С ограниченным языковым материалом.
2. Без ограничения материала.
3. Созданную при помощи изображения на фланелеграфе.
После формирования и создания алгоритма диалога переходим к отработке диалог в парах, драматизации прослушанного или прочитанного текста.
Все эти упражнения я использую для развития умения переносить в новую ситуацию выученные слова и речевые образцы в естественные ситуации общения, связанные с жизнью и интересами школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...
Покупки- 5-6 класс (развитие диалогической речи)
Презентация для развития навыков диалогической речи у учащихся 5-6 классов средней школы на тему " Покупки"...
Тематический контроль "Развитие диалогической речи"
Материал рекомендован для использования старшему воспитателю ДОУ...
Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности
На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...
Система работы по формированию диалогической речи у детей с нарушениями слуха.
Цель сурдопедагогики - нормализация общения ребёнка с нарушениями слуха с окружающим социумом. В работе представлен опыт работы по формированию навыков диалогической речи у слабослышащих младших школь...