Методическая разработка учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Юлия Александровна Орлова

 Использования дидактических игр в коррекционной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _metodika.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игры направленные на развитие мелкой моторики.

1.ЛАДОШКИ

На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней(пальцы вместе, врозь, согнуты и т.д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.

2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. 

Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА. 

Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.


5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ


Сначала учатся разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание –  дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ИГРЫ – ШНУРОВКИ


Эти игры быстро надоедают детям. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка..


7. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины,

семена, ракушки, мелкие камушки). 

Так можно сделать картины – мозаики на пластилине.


8. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ. 

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

9. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ. 

Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.
10. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

 11. Использование массажных мячей  СУ-ДЖОК и поп -ит

Развитие артикуляционной моторики

 

Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем  картинки и стихотворения.

Игры направленные на развитие и активацию словаря.

 1. ДОБАВЬ СЛОВО

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.

2. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО

Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.

3. ПРИЗНАКИ СЛОВ

Ребенку говорят:

1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - ?; ветер - ..., а снег - ...; дождь -…, а солнце - ... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

3-й вариант. «Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм».

4. СЛОВА - ПРИЯТЕЛИ

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

 

6. СЛОВА - ПРИЯТЕЛИ

Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

7. УМЕНЬШЕНИЕ

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч - это мячик, маленький стол - ..., и так далее».

 

8. НАЗОВИ ДЕТЕНЫША

Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.

9. НАЙДИ СЛОВО

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, - люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем - неживые.

Игры направленные на развитие грамматического строя речи.

Дидактические игры  по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

Игры и упражнения на словоизменение:

  •  учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.

  • употреблять несклоняемые существительные типа пальто,  кофе,  радио,  кенгуру  игры "Ателье", "Кафе" и др.)

  • правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").

  •  различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Алло,алло.." и др.).

Игры и упражнения на словообразование:

           Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

  • Образование названий детенышей животных
  • Образование названий профессий
  • Образование названий посуды
  • Образование однокоренных слов

           В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

           · суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;

           · приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;

           · смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.

            В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…".

Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.

Игры направленные на развитие связной речи

  1. Игра "Сочини предложение".


Логопед предлагает группе 2 карточки из  лото, на которых изображены предметы. Дети садятся полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

2.Словесная игра « Внимание! Розыск!»

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

3.Игра « Предлоги».

Предлагается картинка с  предлогом и нужно составить предложение с ним.

4.Игра «Кто с какими буквами дружит».

На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит:

" Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой  говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д.

5. Словесная игра « Придумай предложение со словами….»

Педагог предлагает слово(картинку), а дети составляют с ним предложение.

6.Словесная игра «Сплетем венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.

7.Игра «Загадай и отгадай ».

Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков»  слово.

Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.

8.Игра «Составь рассказ»

Логопед раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и  предлагает составить по схеме рассказ на тему « Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.

9. Игра «Магазин»

С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т.д.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя-логопеда Шуманковой Ольги Викторовны апробированная в профессиональном сообществе .

Методическая система учителя-логопеда апробированная в профессиональном  сообществе . В  своей  деятельности  руководствуюсь :1.Законом  РОССИЙСКОЙ  Федерации ...

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов

В выступлении описана система работы учителя-логопеда по сотрудничеству с педагогами начальной школы для осуществления коррекции трудностей в обучении младших школьников....

Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда

Планируемые мероприятия на учебный год логопеда...

Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью

В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....

Общий годовой план коррекционно-методической работы учителя-логопеда

Общий головой план коррекционно-методической работы составлен для работы учителя-логопеда с различными категориями участников образовательного ппроцесса....

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ учителей–логопедов (начального общего и дошкольного образования)

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯучителей–логопедов (начального общего и дошкольного образования)...

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития.

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития.      Под понятием «задержка психи...