Личностно-ориентированный подход учителя-логопеда в коррекционной работе
статья по логопедии

Юлия Александровна Орлова

  В своей коррекционно-развивающей работе я использую личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка-логопата, на сохранение и развитие доверия к миру, развитие индивидуальности и личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lchnostno-orientirovannnyy_podhod.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход учителя-логопеда

в коррекционной работе

 

Учитель-логопед Орлова Ю.А.

  В своей коррекционно-развивающей работе я использую личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка-логопата, на сохранение и развитие доверия к миру, развитие индивидуальности и личности ребенка. Знания, умения и навыки в этой модели выступают средством достижения цели.

Обучающиеся данной категории испытывают определенные трудности при усвоении программы школьного образования вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью. У них отмечаются нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, дефектное произношение некоторых звуков, недостаточная сформированность фонематических процессов, в результате чего в последующем возникают трудности овладения письмом и чтением, нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы, недостаточное развитие связной речи.

Кроме того, у детей с нарушениями речи отмечаются: неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

В связи с этими особенностями детей с речевыми нарушениями я определила следующие направления работы:

- развитие звуковой стороны речи и коррекция дефектов произношения;

- расширение лексического запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи;

- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

-формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

 Свою работу я начинаю со сбора анамнеза, данных о раннем развитии ребенка, перенесенных заболеваниях, исследования неречевых психических функций, состояния звукопроизношения, изучения анатомических особенностей артикуляционного аппарата, речевой моторики, состояния дыхательной и голосовой функций, воспроизведения звуко-слоговой структуры слова, состояния фонематического восприятия, состояния фонематического анализа и синтеза, исследования лексики и грамматического строя экспрессивной речи, состояния связной речи и др. После логопедического обследования и определения логопедического заключения (диагноза) я провожу индивидуальные и подгрупповые занятия  с детьми.

На занятиях осуществляется непосредственно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Проводится работа по развитию артикуляционной моторики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи, а также развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

На коррекционно-развивающих занятиях реализуется комплексный подход, так как одновременно ведется работа над мимикой, развитием мелкой моторики и др. Дети перевоплощаются в героев сказок, зверей, инопланетян. Таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, ведется работа над интонационной выразительностью речи, укрепляется лицевая мускулатура.

 На подгрупповых занятиях с детьми проводится работа по закреплению звуков в речи, расширению словарного запаса, развитию связной речи, используются настольные игры, настенные плакаты и дидактические пособия по разным лексическим темам. В занятия включены задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, игры на развитие мелкой моторики с массажными мячиками и другими атрибутами, голосовые и дыхательные упражнения, дидактические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи.

На логопедических занятиях я стараюсь уделять большое внимание развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, формированию черт гармоничной и незакомплексованной личности ребенка (дружбе, уважению, самоуважению, критичности самокритичности, оценке и самооценке).

Все коррекционные занятия ориентированы на психологическую защищенность воспитанников, их комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Созданы разные варианты проведения занятий с использованием литературных персонажей «Словознайкиным» и «Звукознайкиным», специально изготовленных сюжетов сказок на  магнитной доске, элементов сюжетно-дидактических игр, с использованием предметных и сюжетных картин.

Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания детей и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть то, что дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Такая организация занятий способствует развитию связной речи детей, их положительного эмоционального состояния, поддержания интереса и внимания к изучаемой теме, а значит и эффективной результативности.

В заключении хотелось бы отметить, что очень важно на коррекционно-развивающих занятиях создавать ситуацию успеха и давать предвосхищающую положительную оценку детям с речевыми нарушениями, чтобы они поверили в свои силы и стали более уверенными, проявляли познавательную активность к языковым явлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Концепции, содержание личностно ориентированного образования и использование его в условиях работы начальной школы.

Уже  много лет в педагоги­ческой науке обсуждаются про­блемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способ­ностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением быт...

Консультативная работа учителя-логопеда в специальных (коррекционных) классах V вида

Статья была опубликована в сборнике "Ребёнок с ОВЗ- в школе и дома"(материалы научно- практического семинара), г.Волгоград, 27 марта 2014г....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса, будь то учитель, родители, психологи (врачи) и сам ребенок....

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...