Результаты работы по современной личностно-ориентированной образовательной системе «Школа 2100» (из опыта работы)
статья на тему

Львова Ирина Александровна

Интерес к изучаемому и познаваемому                             

   углубляется по мере того, как истины,

    которыми овладевает ученик,

   становятся его личными убеждениями.

В.А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_1statya._lvova_i.a.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты  работы  по современной личностно-ориентированной

образовательной системе «Школа 2100» (из опыта работы)

Львова Ирина Александровна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

 Интерес к изучаемому и познаваемому                              

                                                                                                 углубляется по мере того, как истины,

                                                                                   которыми овладевает ученик,

   становятся его личными убеждениями.

В.А. Сухомлинский

       Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе.     Только самоизменяющаяся личность учителя сможет оказать непосредственное влияние на личность ребенка, его развитие и становление.  На мой взгляд, эта проблема связана не столько с осознанием дидактической задачи, продумыванием возможности тех или иных видов учебно-познавательной деятельности учащихся, сколько с профессиональной компетентностью, опытом учителя, его личностными качествами.  

       Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. В связи с этим педагог не просто персонификатор нормативной деятельности, но и активный субъект, реализующий свой способ жизнедеятельности на благо общества.[9] Учитель начальных классов должен быть готов ориентировать каждый учебный предмет на поиск своего места в развитии личности младшего школьника, в формировании у него ведущей, учебной деятельности, умения и желания учиться, чтобы он смог без труда продолжить свое образование в основной школе и адаптироваться в жизни.

Чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Исходя из актуальности проблемы, я определила для себя следующую задачу – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самой  учиться вместе с ними.

         Используя новейшие достижения педагогики и психологии, сочетая и апробируя наиболее оптимальные и эффективные  формы и методы,  стараюсь творчески организовать  учебно-воспитательный процесс. С целью реализации поставленной задачи,  последние годы успешно работаю по современной личностно-ориентированной образовательной системе «Школа 2100». Целостная система  «Школа 2100» обеспечивает непрерывность обучения на методологическом, целевом, содержательном, оценочном, диагностическом уровнях, что дает возможность создать условия для поступательного развития и продвижения личности ребенка в образовательном процессе.

        Цели развития детей считаю основными на каждом уроке! Способность мыслить, говорить, запоминать, концентрировать внимание, желание и умение включаться в деятельность – это тот фундамент, на котором в дальнейшем строится моя работа на любом уроке.

        Хорошие результаты дает освоенная мною технология проблемного диалога.  Дети  привыкли «открывать» новые знания с интересом и радостью. Они не бояться высказываться, ошибаться, находят правильное решение, высказав и проверив разные идеи.

          Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности на всех уроках обеспечивает способность ребенка осмысленно читать тексты разных типов, стилей и жанров. Ученик имеет собственное мнение о прочитанном и высказывает его, даже если оно не совсем совпадает с мнением учителя.

         Использование технологии оценивания образовательных достижений развивает у ребенка способность адекватно оценить собственные умения, аргументировано оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем определить оценку своей работы. Одним словом, мои дети привыкли к такой атмосфере на уроке, которая не сковывает,  и в которой они чувствуют себя комфортно, как дома. Психологи и педагоги (например, А.С. Злотникова, В.А. Канн-Калик) называют такой стиль общения между учителем и учениками совместной увлеченностью познавательной деятельностью.

      Радует высокая познавательная активность, работоспособность и увлечённость моих учеников. Это создаёт мотивацию успеха, положительное отношение к учёбе,  обеспечивая высокую результативность труда.

      Хочу привести несколько примеров заданий по таким предметам, как:

Русский язык.  Это задание нацеливает  ребенка на многоаспектный анализ текста, предложения, слова. Уже в период обучения грамоте дети наблюдают, как меняется смысл высказывания при изменении форм слова. Дети читают предложение: Шура говорила с мамой. Рядом следует вопрос: Он или она? Далее на этот же вопрос они отвечают при чтении следующих предложений: Шура говорил с мамой. (Первые два варианта доступны всем детям.) Шура говорит с мамой.  (Проблема. Что отвечать?)  Варианты бывают самые разные: он, она, он и она, он или она. Александра говорит с мамой. (Появляется другой указатель на род деятеля, но он тоже доступен любому ребенку.) Саша говорит с мамой. (Опять проблема.) Александр говорит с мамой. (Прозрачный для любого ребенка вариант).

     За этим заданием - анализ речевой ситуации, расширение словаря, осмысление языковых средств, если различия не улавливаются на словесном уровне, то дети инсценируют каждую ситуацию. За этим заданием – предупреждение угадывающего чтения (различия в глаголах в одну букву), многократное “добровольно – принудительное” перечитывание и, конечно же, самостоятельно принятое решение в новой ситуации. Создаются условия для разностороннего анализа любого речевого материала, а это значит, что каждый ребенок найдет нишу для успешной познавательной деятельности.

Математика. Задания заставляют размышлять, позволяют пробовать ошибаться, находить рациональный способ решения, правильный ответ, делать открытия.

Задание 1. (На вычисление). Учащимся предлагаю самостоятельно решить примеры: 8-6, 7-6, 8-4, 8-5, 7-4, 6-5, 1+7, 2+4, 3+6, 4+5. (задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны). Проверка.

Задание 2. На какие группы можно разделить эти примеры? Ответы самые разные.  Каждый ответ я принимаю: на суммы и разности (этот ответ “лежит на поверхности”, его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, т.е. в первую группу войдут: 8-6, 8-4, 8-5, - во вторую: 7-6, 7-4, а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат).

Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8-4, 8-5, 8-6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8-6, 8-5, 8-4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.

Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только “в одну сторону”: 8-6=2, 8-5=3, 8-4=4, 8-3=5, 8-2=6, 8-0=8. Но некоторые “достроят” его ещё одним примером: 8-7=1.

Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.

     Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая- на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных, класс придёт к открытию и формулировке одной из математических закономерностей. Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами развивающей  системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы.

Литературное чтение. Ученик выступает на уроке не просто в роли пассивного читателя, но и как соавтор учебника. Учебник большое количество заданий адресует фантазии ребёнка, стимулируя его к разным видам деятельности по поводу текста: дополнить, изменить, придумать, нарисовать. Например: попробуй оживить любой неживой предмет природы (связанный с освоением приёма олицетворения). Ответы детей: небо плачет, солнце смеётся, ветки машут, листочки пляшут и т.д.  Выскажи своё мнение: что нужно, чтобы стихи сочинять? Ответы: рифма, умение наблюдать, замечать, чувствовать, пользоваться литературными приёмами. Пофантазируй, о чём может думать: муха на потолке, рыбка в аквариуме, черепаха в коробке… Выдвини версию: Откуда у кенгуру сумка? Почему тигр полосатый? Продолжи мысль: В каждом живом существе в тебе, во мне – живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…(врун, драчун, неряха, плакса, грубиян..). Докажи, что рассказ Дж. Родари «Почему идёт дождь» - художественный. Доказывая, что это текст художественный, ученики находят в тексте «ненаучные разговоры». Попробуй сделать этот текст научным. Повторное чтение текста с целью «изъятия ненаучных разговоров», формирует навык чтения.

   Считаю, что такие задания формируют первичные исследовательские навыки, развитие творческих способностей, воспитывают внимательное отношение к слову, способствуют интеллектуальному развитию. Принцип осознания учения развивает рефлексию, самоанализ – взгляд на себя (сегодня на уроке мне удалось…, на мой взгляд,  поэзия это…, самым интересным для меня было…).

    Основная задача литературного чтения по развивающей системе – формирование отношения к литературе как к искусству. На материале поэтических и прозаических текстов разных жанров, созданных мастерами отечественной и зарубежной культуры, создаются условия для формирования мира нравственных и эстетических ценностей юного читателя. Результат: дети умеют работать с дополнительной литературой, ведут  читательские дневники, в которых наблюдается сотрудничество родителей с ребенком, имеют высокий темп чтения, скорость письма выше нормы.

      Проводя систематический мониторинг  учебных достижений моих учеников, на основе контрольных работ, республиканских тестов  и муниципальных срезов по предметам, показатели успеваемости  и  качества знаний в моем классе составляют 100% по всем предметам. Количество обучающихся на «4» и «5» по предметам составляет: русский язык – 82,5%;  литературное чтение – 92,5; математика – 75%;  природоведение – 95%;  в среднем по учреждению в данной образовательной области - 100% успеваемость;  русский язык -  75%;  литературное чтение – 90%; математика – 70%, природоведение – 90% , в среднем по району (городу) в данной образовательной области  успеваемость 99,5%, количество успевающих на «4» и «5»- 63,91%, у меня в классе  -86,2%. .   Показатели результативности моих  учащихся  выше, чем средние показатели качества знаний по предметам по школе и району в среднем на  12%.

     Результаты внеурочной деятельности по предметам – призовые места на муниципальных олимпиадах по русскому языку, математике, экологии,  участие в муниципальных творческих конкурсах сочинений, призовые места в  муниципальных конкурсах чтецов, школьных научно-практических конференциях младших школьников

   Считаю, что достоинства развивающего обучения очевидны: построение процесса обучения на основе самостоятельного поиска новых знаний в процессе наблюдений, сравнений, классификаций, обобщений; активность учащихся: на уроках ребята не боятся, что ответ будет неправильным, принимается и обсуждается любой ответ, который может перейти в спор, помогающим дойти до истины; предметы литературного чтения, информатики, окружающего мира обогащают кругозор, развивают наблюдательность, мышление, дают общее представление общей целостной научной истины мира, оптимальное общее развитее школьников, включающее три линии развития – ум, волю, чувства и формирование человека высокой нравственности. [6]

     Свою работу хочу завершить словами В.А. Сухомлинского: «Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

   Личностно - ориентированная система «Школа 2100» способствует этому:  готовит творческую,  социально адаптированную личность  к жизни в современном информационном обществе.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.
  2. Соловьева Т.А. Основы технологии развития интеллекта младшего школьника в учебном процессе //  Нач.шк. - 1997. - № 12.
  3. Вахрушев А.А. Использование личностно ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира// Нач.шк. плюс до и после. – 2005. -№ 12.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1991.
  5. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М., 1987.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1989.
  7. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.
  8. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1-2 классы (1-4) Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2000.
  9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)

Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Урок по литературному чтению во 2 классе по системе " Школа 2100" тема: "Современные с казки о животных"

Данный урок можно применить как открытый во 2 классе. Урок можно проводить как с тспользованием электронного диска  "Литературное чтение" 2 класс (по УМК " Школа 2100") электронное интерактивное ...