Постановка звуков по системе Архиповой Е.Ф. с использованием приемов нейростимуляции
статья по логопедии

Описана методика постановки и автоматизации звукоав по системе Архиповой Е.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx448.38 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка звуков по системе Архиповой Е.Ф. с использованием приемов нейростимуляции.

Для логопедов всегда является актуальным поиск и определение самого короткого и эффективного пути к постановке звуков у детей. Использование средств нейростимуляции (кинезитерапии, биоэнергопластки и др.) позволяет оптимизировать логопедическую работу. Артикуляционные упражнения по системе «Дерево», предложенные Архиповой Е.Ф., представляют алгоритм, позволяющий формировать навык самоконтроля и вызывать звуки по подражанию.

Архипова Е.Ф., доктор педагогических наук, профессор, практикующий логопед, разработала эффективную систему, дающую быстрые результаты при работе с учениками любого возраста и с различными речевыми нарушениями. Такую результативность дает применение приемов нейростимуляции.

По мнению автора, приемы нейростимуляции используются. когда:

• Трудоемкий и длительный путь коррекции звуков.

• Трудности с артикуляционной гимнастикой и при создании укладов для звуков.

• Сложности вызывания звуков по подражанию и коррекции их при искажениях разного вида.

• Затруднения при постановке звуков с механической помощью при дизартрии.

• Поставленные звуки не автоматизируются.

• Поставленные звуки не вводятся в речь.

• Нарушена просодия и внятность речи.

• Нарушены тонкие движения пальцев рук.

• Выявляются предпосылки артикуляторно-акустической дисграфии.

• Выявляется артикуляторно-акустическая дисграфия (2-3 класс)

Автор предлагает особую артикуляционную гимнастику по определенной системе, отрабатывающей только необходимые уклады для каждой группы звуков, а также сильный толчкообразный выдох. Артикуляционную гимнастику сочетать с активной кинезитерапией с функциональной нагрузкой. Все упражнения выполнять утрированно. На максимальной улыбке. В самом начале артикуляционная гимнастика проводится на артикуляцию гласных звуков, а затем по системе «Дерево».

            Рис.1

Артикуляционная активная гимнастика проводится с функциональной нагрузкой и с приемами кинезитерапии по системе «Дерево». Отрабатываются 4 комплекса - ветви «Дерева». Каждое упражнение отрабатывается в 4 шага: перед зеркалом, по подражанию, по инструкции, с биоэнергопластикой. Активная гимнастика (20 упр.) для отработки качеств движений. Цель - создать положительные кинестезии и ощущения в мышцах и артикуляционные уклады. 

Артикуляционные упражнения в данной гимнастике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и тонкой моторики рук для формирования артикуляционных укладов звуков: свистящих, шипящих и соноров. Комплекс упражнений подбирается после обследования моторики рук. Используют в биоэнергопластике доступные движения обеих рук ребенка. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.

Система работы включает три основных этапа:

 - 1 этап Подготовительный;

- 2 этап Выработка новых произносительных умений и навыков;

 -3 этап Выработка коммуникативных функций.

1 этап. Подготовительный этап включает: массаж, работу над силой голоса, дыханием, мелкой моторикой и артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика по системе «Дерево» проводится с функциональной нагрузкой – это утрированные движения с включением в работу мышц. Функциональная нагрузка относится к кинезиотерапии, а кинезиотерапия является нейростимуляцией. Кроме этого артикуляционная гимнастика сопровождается биоэнергопластикой, способствующей синхронизации работы артикуляционного аппарата и пальцев рук. Моторика пальцев подкрепляет моторный образ артикуляции звука. Таким образом, артикуляционный уклад закрепляется быстрее. Цель активной гимнастики: улучшить качество артикуляционных движений; -выработать тонкие дифференцированные движения», сформировать кинестетическую основу артикуляционного движения. Проводится работа по формированию правильного диафрагмального дыхания и сильного толчкообразного выдоха и работа по формированию мелкой моторики. Упражнения по формированию мелкой моторики можно в будущем использовать для биоэнергопластики.

2 этап.  Выработка новых произносительных умений и навыков включает следующие направления работы: определение последовательности работы над звуками, развитие фонематического слуха,  постановка звука, автоматизация,  дифференциация.

Последовательность работы над звуками определяет логопед в зависимости от подготовки артикуляционной базы. По системе «Дерево» какая веточка быстрее растет.

Система автоматизации звуков у Архиповой Е.Ф.  заключается в использовании приемов нейростимуляции: кинезиотерапии, биоэнергопластики и тактильно-кинестетической стимуляции. Пальчики ребенка лежат на колючих ковриках (иппликаторах), каждый пальчик отвечает за какой-то гласный звук. Большой – А, Указательный – О, Средний – У, Безымянный – И, Мизинчик – Ы, Ладошка – Э. Ребенок по очереди прижимает пальцы рук к коврику и при этом произносит утрированно гласные звуки.

 Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких афферентых импульсов (кинестезий) в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии – воспроизведению. Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, проводимые в умеренном темпе, создают прочные кинестетические ощущения. Формируется стереотип новых четких артикулем.  Движения пальцев по аппликатору подкрепляют моторные образы звуков. Данный прием способствует профилактике артикуляторно-аккустической дисграфии.

3 этап. Выработка коммуникативных функций включает следующие направления: выработка самоконтроля, тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

Рассмотрим систему работы по Архиповой Е.Ф. при постановке шипящих звуков. По системе «Дерево» это 1 комплекс упражнений для шипящих: Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает – Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер No 1 No 2 No 3 No 7 No 8 No 9 No 20 No 10.

Работу начинать с выработки аритикуляционных укладов гласных.

Рис.2

Затем закрепляется артикуляция гласных в речедвигательной гимнастике, в упр. «Ступеньки» с пропеванием гласных звуков, с пропеванием гласных звуков по различным звуковым дорожкам, в пропевании гласных в различных голосовых упр.(тихо, громко, длительно и коротко).

Выполняются упражнения на развитие мелкой моторики с целью подготовки рук к биоэнергопластике. Далее переходят к активной гимнастике по системе «Дерево» - ветка для шипящих. К следующему укладу переходят, когда уже отработан предыдущий в 4 шага: перед зеркалом, без зеркала по образцу и подражанию, без зеркала по инструкции без образца, затем с синхронно с движением рук. По ветке последовательно отрабатывают упражнения «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Теплый ветер». Дополнительно можно использовать упражнение «Маляр» - для растягивания уздечки и упражнение «Фокус» для отработки направленной воздушной струи.

Далее идет постановка звука по подражанию и автоматизация звука заключается в утрированном произнесении звука в разных звуковых сочетаниях (модулях).

Рис. 3

Используются пальцевые прижимы на гласные звуки при произнесении сочетаний. В момент автоматизации пальчики детей лежат на колючих ковриках (ипликаторах) для тактильно-кинетической стимуляции.

Такая система автоматизации звуков служит средством улучшения просодии у детей при любом нарушении речи, служит средством закрепления и введения звуков в речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Мастер-класс "Использование приемов ТРИЗ и ТРКМ как условие создание методической системы эффективного педагога"

Методическая система эффективного педагога основана на сотрудничестве,  направлена на создание оптимальных условий для самореализации каждого обучающегося....

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Дже...

Эффективные приемы постановки звуков (Дефектологический всеобуч)

Цель постановки звуков: добиться правильного произношения изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений положений органов артикуляционной базы да...

Эффективные приемы постановки звуков (Дефектологический всеобуч)

Основу метода положена закономерность усвоения нормально развивающимся ребенком произносительной стороны речи, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения ...

Использование приема постановки «толстых» и «тонких» вопросов при работе с учебным научно-познавательным текстом

Статья об использовании одной из технологий критического мышления при работе с учебными текстами на уроках окружающего мира, ОРКСэ, и т.д....