Консультация "Игры на развитие фонематического слуха"
консультация по логопедии
Представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников" | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру, интерактивным и другим электронным игрушкам. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, однако восприятие, воображение их менее продуктивны. В связи с этим всё чаще в группах появляются дети, у которых фонетическое оформление речи значительно отстает от возрастной нормы: у них наблюдаются все виды нарушения звукопроизношения, отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Наряду с этими нарушениями наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух, что является вторичным нарушением. Такого рода нарушения вызваны недоразвитием процессов фонематического восприятия речи.
Что же такое фонематический слух? Человеческая речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения (а особенно звуки речи, как наиболее звучащие комплексы) носит название смыслоразличительного или фонематического слуха (О. В. Правдина, Логопедия).
Иначе говоря, фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л. С. Волкова. Логопедия).
По определению Р.И. Лалаевой, термин «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» являются синонимами.
Термин «фонематическое восприятие» обозначает «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным, соответствующим современным представлениям о процессах восприятия речи.
Различение звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно).
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи учителя - логопеда.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляторных навыков можно добиться лишь минимального успеха, и притом временного. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на формирование письма.
Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха логопеды уделяют много времени.
Работу по развитию фонематического слуха необходимо начинать с развития неречевого слуха – умения воспринимать, различать и узнавать природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихо-громко», «быстро-медленно», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения.
Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это тема для свободной импровизации взрослых и детей.
«Шумящие коробочки»
Можно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнить их различными материалами (песок, крупа, горох, кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.). Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них коробочку, звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность. Не забывайте меняться ролями и обязательно ошибайтесь.
«Чудо-звуки»
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки: какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию.
Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой - скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной - капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей. А еще не забывайте про запахи - это тоже опоры для детей в познании и обучении.
«Слушай, пробуй, как звучит»
Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать, а ребенок должен угадывать, что и как звучало.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами. Постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи.
«Что как звучит»
Сделайте с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся дома, в группе. Пусть все предметы вокруг зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? Можно взять волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры - узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я стучала? Что звучит похоже? Где вы слышали похожие звуки?»
«Где позвонили»
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный - «Жмурки». Ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
«Выбери предмет»
Вы стучите, гремите, шелестите, играете на инструментах, а ребенок отгадывает, что вы делали, что звучало, и показывает нужный предмет.
«Создаем мелодию»
Вступайте с ребенком в диалог на инструментах - чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга, можно создавать мелодию с помощью хлопков. Внимательно слушайте друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».
«Отработка ритмических рисунков»
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки.
На следующем этапе можно начинать играть в игры на узнавание и различение речевых звуков.
Игры на восприятие и различение речевых звуков
«Выдели звук» - первый ударный гласный звук в слове.
Цель: определить первый звук в словах (с опорой на картинки);
Выделение начального гласного в безударной позиции (с опорой на картинки). Выделение гласного звука в середине слова (с опорой на зеркало).
«Загадки» - отгадать загадку и определить первый звук в слове-отгадке;
«Поезд» - подобрать для поездки в поезде предметы или картинки на определенный гласный звук;
«Кружки» - выложить на стол столько красных кружков, сколько гласных звуков произнес логопед
Узнавание согласного в слове (хлопнуть в ладоши на определенный звук).
«Улавливай шепот». Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям четким и внятным шепотом, уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.
«Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала...
Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.
«Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предлагаем ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [р] (звук [с] и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
Желаем вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"
Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...
Развитие фонематического слуха.
Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....
Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции
"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...
Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...
Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...