Программа логопедического курса внеурочной деятельности "Час чистописания"
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Основоположник советской педагогики К.Д.Ушинский считал, что «всякое толковое изложение на письме своих мыслей должно быть в то же время безукоризненным по правописанию и возможно чистым и красивым по чистописанию». Великий педагог, ставя красоту письма в одну линию со смысловой и орфографической его сторонами, тем самым утверждал, что чистописание в немалой степени содействуют правильному обучению ребенка.
Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру, которая включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет могут быть слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_chistopisaniya.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирской Области «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
п. Тулинский
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Приказ №__ от __ августа 201_г.
Протокол № _от __августа 201_ г. Директор школы______А.Ф.Головач
Коррекционно-развивающая программа
«Час чистописания»
1 класс
Оглавление
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Содержание программы
Тематическое планирование
Пояснительная записка
Основоположник советской педагогики К.Д.Ушинский считал, что «всякое толковое изложение на письме своих мыслей должно быть в то же время безукоризненным по правописанию и возможно чистым и красивым по чистописанию». Великий педагог, ставя красоту письма в одну линию со смысловой и орфографической его сторонами, тем самым утверждал, что чистописание в немалой степени содействуют правильному обучению ребенка.
Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру, которая включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет могут быть слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Данная программа имеет три направления:
- развитие ручной умелости
- развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку)
- Развитие графического умения.
Цель - привить учащимся навыки письма всех строчных, прописных букв с усвоением правильного строения и способа их начертания.
Задачи:
- Развивать координированные движения мелких мышц руки.
- Отрабатывать начальные графические навыки.
- Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
- Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
- Формировать внимание и контроль за собственными действиями.
- Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
- Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие тонкой моторики.
Планируемые результаты
Личностные: сознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные: правильно держать ручку при письме; ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки; фиксировать границу и величину элементов; знать и уметь выполнять разные виды штриховки; при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков; уметь по фрагментам продолжить узор.
Содержание программы
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Первые линии | 3ч |
2 | Контур | 3ч |
3 | Штриховка | 6ч |
4 | Линии в тетради | 11ч |
5 | Элементы букв | 10ч |
6 | Итог |
Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы “Час чистописания”
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
Первые линии | 3ч | ||
Цветные спирали | 1 | Проводить ровные линии; развивать зрительно - моторную координацию; прорисовывать невидимую линию до цели; проходить сложный лабиринт; проходить лабиринт на слух; рисовать ровные фигуры по типу “одна в другой” и т.д. | |
Лабиринт | 1 | ||
Уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры | 1 | ||
Контур | 3ч | ||
Контур по тонкой линии | 1 | Обводить изображения по бледному контуру; обводить изображения по пунктирным линиям; создавать изображения путем соединения точек по номерам и т.д. | |
Контур по точкам | 1 | ||
Контур по цифрам | 1 | ||
Штриховка | 6ч | ||
Виды штриховок | 1 | Узнать виды штриховок (основные, дополнительные, сложные виды); проводить параллельные линии в заданном направлении; штриховать контуры изображений в различных видах штриховки; формировать зрительно-моторную координацию; анализировать графический состав линии и т.д. | |
Горизонтальная штриховка | 1 | ||
Вертикальная штриховка | 1 | ||
Диагональная штриховка | 1 | ||
Крестовая штриховка | 1 | ||
Волнообразная штриховка | 1 | ||
Линии в тетради | 11ч | ||
Прямая наклонная линия | 1 | Познакомится с рабочей и вспомогательной строками в тетради; научиться держать правильно карандаш и ручку; познакомиться с названиями линий письма; проводить ровные и параллельные линии по образцу; делить линии на элементы; прописывать элементы по образцу и т.д. | |
Деление прямой наклонной линии на две - три части | 1 | ||
Письмо наклонной линии от середины строки вверх и вниз | 1 | ||
Наклонная линия с петелькой внизу и вверху | 2 | ||
Наклонная линия с закруглением внизу и вверху | 2 | ||
Написание второй наклонной линии вверх | 1 | ||
Написание второй наклонной линии вниз | 1 | ||
Письмо крючковой линии | 1 | ||
Элементы букв | 10ч | ||
Сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э | 1 | Познакомиться с названиями элементов письма букв; дифференцировать элементы для заданной буквы; условно делить букву на элементы письма; прописывать красивые буквы по элементам; прописывать соединительные слоги и слова; совершенствовать свой навык письма и т.д. | |
Сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ | 1 | ||
Сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т | 1 | ||
Сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я | 1 | ||
Сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё | 1 | ||
Сравнительные характеристики элементов букв Д, Ю, Ф, В, Б | 1 | ||
Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж | 1 | ||
Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч | 1 | ||
Сравнительные характеристики элементов букв Н, К | 1 | ||
Сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ | 1 |
Литература
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. 2000 г.
Васина В.В. Занимательное азбуковедение. 2013г.
Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. 2002 г.
Илюхина В.А. Технология “Письмо с открытыми правилами”
Клементович Т.Ф. Я учусь писать красиво. 2007г.
Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. 2005 г.
Учимся писать. 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет
Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса составлена на основе Приказа Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «об у...