Совершенствование качества образования в условиях ФГОС посредством логоритмики на уроках «Речь и альтернативная коммуникация»
картотека по логопедии (1 класс)

Асламова Анна Вячеславовна

Виды упражнений, способствующие развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Совершенствование качества образования

в условиях ФГОС посредством логоритмики

на уроках «Речь и альтернативная коммуникация»

Выполнила:

Учитель начальных классов

Асламова Анна Вячеславовна


Совершенствование качества образования

в условиях ФГОС посредством логоритмики на уроках

«Речь и альтернативная коммуникация»

Речь представляет собой одну из высших психических функций наряду с восприятием, вниманием, памятью, мышлением, воображением.

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Основой высших психических функций являются не отдельные "центры", а сложные функциональные системы, которые расположены в разных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

В формировании функций принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса. Локальные корковые поля не являются самостоятельными центрами речи, они являются частью функциональной системы.

Специализированную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов - фонемы. Различие фонем (фонематический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения этих слов становится невозможным. Такую же роль в восприятии слов играют вторичные зрительные зоны.

Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ) страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухоречевую память, и центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему. При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание становится невозможным.

Сложноорганизованной является и система называния предметов и устной речи. Непосредственно реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован центр Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции.

Называние предмета требует перекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта операция связана с теменно-затылочными отделами мозга. Нарушение называния может быть связано и с более сложными мозговыми процессами – необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных альтернатив, что включает лобную кору, управляющую всей регуляторной системой мозга.

Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива).

Несмотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию. При пораженииправого полушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические – интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска. Структуры, управляющие голосовыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент. Нарушается зрительно-пространственный анализ вербального материала.

Основу нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют следующие особенности:   а) системный характер речевых нарушений, проявляющийся в несформированности всех компонентов речи (артикуляционная моторика, звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, фонетические процессы, фонематические представления, связная речь, смысловая сторона речи);

 б) стойкая несформированность психических процессов (низкая концентрация внимания, малый объём и кратковременность памяти, конкретность мышления, узость воображения);  

 в) наличие сопутствующих невротических проявлений (синдром двигательных расстройств, низкая умственная работоспособность, высокая психическая истощаемость, возбудимость, эмоциональная неустойчивость).

В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией в отношении лиц с психическими и речевыми расстройствами.

Логоритмика - форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Цели и задачи логоритмики

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:  развить чувство ритма и такта;  научить правильному речевому дыханию;  улучшить общую и мелкую моторики;  развить внимание, память и слуховое восприятие;  включить в речь ребенка мимику и жесты;  научить плавности произнесения слов и фраз.

Методы логоритмики

На логоритмических занятиях используются  наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы  обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.

Словесные методы  обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

Практические методы  обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Чаще всего используется игровой метод - близкий к игровой деятельности детей.

Он учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.

Задачами логоритмического воздействия на обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального слуха, чувства ритма, голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, оптико-пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • развитие эмоционально-волевой сферы, праксиса;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Особенности проведения логопедической ритмики с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключаются в следующем:

  • простота выполнения;
  • использование любых вспомогательных предметов;
  • многократное повторение упражнения (на протяжении нескольких занятий), доведение упражнения до автоматизма, использование музыкального сопровождения;
  • подбор речевого и двигательного материала с опорой на лексические темы и в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Упражнения на развитие дыхания

Помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

1. Статическая дыхательная гимнастика (сдуть листья с деревьев, подуть на султанчики, задуть ватные шарики, подуть в дудочку и т.д.)

2. Дыхательная гимнастика в сочетании с движениями туловища, рук, ног.

3. Фонационная дыхательная гимнастика (производить выдох в процессе произнесения звуков, слов, фраз).

4. Речевая дыхательная гимнастика (распределение выдоха на протяжении высказывания).

Их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и т.д.), туловища (вправо — влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (к плечу, на грудь, круговые повороты).

В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть сначала глухой звук [«с»] (или [«к»], [«ф»], [«х»]), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях, затем гласные в сочетании с согласными звуками. Далее —j на выдохе — произносить слова с открытыми слогами, закрытыми,, двухи трехсложные; фразы, состоящие из 3—4—5 слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.

Упражнения на развитие мимики лица

Часто у детей с интеллектуальными нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Упражнения направлены на развитие мимической моторики (подвижность губ, щек, глаз).

 Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений: 
      «Плакса» - зажмуривание глаз; 
      «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
      «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
      «Тигренок» - оскаливание зубов;
      «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
      Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие 
сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

Упражнения на развитие голоса

Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, развивать качества голоса – силу, высоту, тембр, диапазон. Проводится параллельно с развитием дыхания и артикуляционного аппарата.

Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение» (как звукоподражание кошке, гудку парохода), чтобы добиться изменения в высоте голоса. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных более громким или более тихим голосом, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезна мелодекламация: чтение стихотворений (а для взрослых—и прозаических текстов) с вопросительной, восклицательной, побудительной и другими интонациями под соответствующую музыку.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Данные упражнения направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.

Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Упражнения на развитие общей моторики и пространственной ориентации

Развитию основных движений способствуют различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения и общеразвивающие упражнения (повороты, наклоны и пр.)

Движения в различных направлениях формируют чёткую координацию рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, развивают внимание.

Упражнения в стихотворной форме с музыкальным сопровождением, которые помогают усвоить понятие «лево-право». Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировочными действиями повышает качество не только познавательной деятельности, но и продуктивно-творческой. Овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений. 

Упражнения на развитие мелкой моторики

Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Упражнения проводятся с пением, проговариванием текста, мелкими предметами (карандашами, палочками, мячами), а также с красками, мелками, глиной, мозаикой и т. д.

Упражнения на развитие графомоторных навыков

Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.

рафомоторные навыки включают в себя:

  • Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
  • Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
  • Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
  • Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Подготовка к овладению письмом: развитие зрительного внимания и памяти, зрительно-моторных координаций, самоконтроля и регулятивных функций.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата

Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ.

Упражнения на развитие внимания и памяти

Воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

Упражнения на развитие чувства ритма

Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, темпа, что позволяет детям лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

 

Основные задачи этих упражнений :

1) Восприятие и воспроизведение простого   ритма

Обязательно   в занятия   включается игра на детских музыкальных инструментах. Кроме развития чувства ритма, этот вид деятельности способствует развитию эмоционально – волевой сферы.

2) Движение под музыку в соответствующем ритме.

Широко используются песенки – игры.

Упражнения на развитие фонематического слуха

1)различение неречевых звуков

Упражнения направлены на воспитание умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, определять направление звука, различать высоту, силу, тембр, длительность звуков и звукокомплексов, а также воспроизводить ритм.

2)различение речевых звуков

Произношение под музыку текстов, насыщенных звуками, способствует развитию слухо-произносительной дифференциации фонем.

Упражнения для активизации речи

Произнесение звукоподражаний, чистоговорок для запуска речи, автоматизации и дифференциации звуков, чтение стихов.

Работа над дикцией проводится с помощью дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений. Вначале под ритмическую музыку или счет педагога занимающиеся обозначают гласные немой артикуляцией, затем произносят на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2, 3, 4 гласных,, всего ряда. Далее на выдохе произносятся слоги, слова произносятся на шепоте со звуками [««»], [«т»], [«/с»], [«ф»\, [«ш»\ («па-по-пу-пы», «паф-поф-пуф-пыф» и т.д.) и громко, четверостишья, пословицы, поговорки произносятся со сменой ударения и темпа речи.

Упражнения на развитие координации движений и речи

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий.

Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений.

Стихотворения на лексические темы, в начале и конце уроков, введение в новую тему, развитие коммуникативных нвыков и т. д.

Затем и стихотворения с музыкальным сопровождением, песни.

Использование логоритмики на уроках «Речь и альтернативная коммуникация» способствует эффективному развитию речедвигательной и речемыслительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а именно:

всех компонентов речевой системы (артикуляционной моторики, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, фонетических процессов, фонематических представлений, связной речи, смыслового компонента речи), двигательной сферы, когнитивных и регуляторных функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Речь и альтернативная коммуникация, 1 класс. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Сказка «Репка», постановка-импровизация.

Технологическая карта урока. ФГОС, вариант (II). Подробно описана деятельность учителя и обучающихся. Используемые технологии - игровая и здоровьесберегающая....

Конспект урока «речь и альтернативная коммуникация» 1 класс Русская народная сказка «Колобок»

Тема: Русская народная сказка «Колобок». Цель: Знакомство с содержанием и героями сказки «Колобок».Задачи:Образовательные: Познакомить с содержанием сказки «Колобок...

Развитие речи на уроках "Речь и альтернативная коммуникация"

Речь и альтернативная коммуникацияПояснительная записка        Цель программы – формирование коммуникативных и речевы...

Презентация к уроку Речь и альтернативная коммуникация для обучающихся 3 класса "Звук и буква З"

Презентация к уроку составлена для обучающихся 3 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 2)...

Презентация к уроку Речь и альтернативная коммуникация для обучающихся 3 класса "Чтение обратных слогов с буквой К"

Презентация составлена для обучающихся 3 класса , обучающихся по программе АООП (вариант 2)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Речь и альтернативная коммуникация» Тема "Зима"

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" . Тема "Зима". Развитие связной речи. Класс 4 (вариант 2) "Особый ребенок"....