ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
консультация по логопедии
Среди разнообразных нарушений речи у младших школьников с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность. Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта с детей с ОНР.
В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появлении первых слов в длительной форме.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._may.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Среди разнообразных нарушений речи у младших школьников с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность. Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта с детей с ОНР.
В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появлении первых слов в длительной форме.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.
Характер нарушений слоговой структуры слова:
- Нарушение количества слогов:
- сокращение слога (моток) –молоток;
- опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;
- увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных: (команата) – комната.
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов (деворе) – дерево;
- перестановка звуков соседних слогов (гебемот) – бегемот.
- Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных: (туль) – стул;
- вставки согласных в слог: лимон – (лимонт).
- Уподобление слогов: абрикосы – (кококосы).
- Персеверации-(застревание в речи били… били… билитекарь)
- Антиципации ( замена предшествующих звуков последующими) : (нананасы)-ананасы.
- Контаминации (смешение элементов слов ): (в холодильнице) –в холодильнике и хлебнице.
Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной е и носят более стойкий характер.(Т. Б. Филичева , Г. В. Чиркина.)
Нарушение слоговой структуры речи структуры слова отрицательно влияет на формирование лексикой и грамматической стороны речи, фонематическое восприятие, на овладение детьми письменной речью. Особенностью этих нарушений является их стойкость.
Эти нарушения встречаются у детей с различной патологией: при дизартрии, моторной алалии, общем недоразвитии речи, у детей с задержкой психомоторного развития, у детей с интеллектуальной недостаточностью, у детей с нарушением слуха. Выявление специфических механизмов и симптомов искажения слоговой структуры слов способствует более точной дифференциальной диагностике и, следовательно, более эффективной коррекции речевых расстройств.
У детей с дизартрией проявляются трудности моторного программирования и реализации моторной программы. В результате для них характерны такие нарушения звуковой структуры слова, как: пропуски звуков и слогов, замены одних звуков другими, перестановки и уподобление звуков.
У детей с моторной алалией не формируются знания "о том, каким набором фонем обозначается то или иное слово" (Е.Ф. Соботович) - у ребенка затрудняется перевод смысловой программы в языковую. Для этих детей характерен разнотипный характер нарушений как звуковой, так и слоговой структуры слов в виде искажений, замен, пропусков, перестановки звуков и слогов. Эти искажения носят нестабильный, хаотичный характер и проявляются даже у детей, значительно продвинутых в своем речевом развитии.
В структуре общего недоразвития речи искажение слогового состава слова чаще встречается у детей I и II уровня. У детей III уровня развития речи чаще встречаются упрощение групп стечения согласных, искажение слоговой структуры в иноязычных словах, незнакомых, длинных. Почти все дети с ОНР испытывают значительные трудности при восприятии и воспроизведении ритмических структур различной сложности, что проявляется в моторной неловкости, некоординированности движений рук и ног - с одной стороны, и в трудностях воспроизведения ритмов - с другой.
У большинства детей наблюдается нарушения оптико-пространственной ориентации. Искажение слоговой структуры отрицательно влияет на формирование лексики, грамматики, на формирование письменной речи, затрудняет коммуникации.
Таким образом, коррекционная работа должна создавать базисные системы, на которых в последствии будет строиться обучение: системы пространственных представлений, звуковосприятия и звуковоспроизведения, зрительного восприятия, программирования и контроля, управление кинестетическими и кинетическими процессами.
Учитывая взаимосвязь между овладением звуко- слоговой структурой слова и развитием ритмических способностей (двигательных, пространственно-временных, музыкальных) логопедическая работа должна включать задания по их формированию. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.
Исходя из этого, работе над слоговым составом слова должна включать следующие направления:
1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового ритма.
2. Запись слова с проговаривакием.
3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный), а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.
4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.
5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана (ширмочка и т.п.).
6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).
7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью тоже под такт.
8. До записи слова требуется, чтобы дисграфик посчитывал количество букв в нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по - пу и т.д.)
9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются, переставляются) он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или расчленения слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам или слогам: ннн-а ссс-то ллл-е ллл-е-жж-ит пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша живет дома.
10. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание их (учит..., книж..., удоч...), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так целые фразы. Детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.
Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с рифмующимся словом.
Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные буквы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Коррекционная школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...
Приемы коррекции нарушений структуры слова
Вашему вниманию предлагаю приемы коррекции нарушений структуры слова (перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв)....
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА (перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв).
Рекомендации по исправлению нарушений слоговой структуры слова....
КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава: нарушение порядка в слове, пропуски, добавление новых слогов или ...
КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
презентация к статье...
КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Раздаточный материал...
Консультация учителя-логопеда по теме: "Приёмы коррекции нарушений структуры слова (перестановок, пропусков, не дописывания слогов и букв).
quot;Приёмы коррекции нарушений структуры слова (перестановок, пропусков, не дописывания слогов и букв)....