Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Логоритмика для обучающегося с ТНР"
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Логоритмика для обучающегося с ТНР", 1 класс, вариант 5.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5.2._-_kosterin_i._logoritmika.docx | 49.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»
Рассмотрено: на заседании методического объединения СПС протокол № от « » сентября 2022 г | Согласовано: зам. директора по ВР _________С.Н. Троценко от « » сентября 2022 г | Утверждено: директором МОУ КСОШ «Радуга» ___________Н.Д. Майляв приказ № от « » сентября 2022 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
«ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТНР»
класс обучающегося: 1 (вариант 5.2)
срок реализации: 2022/2023 учебный год
Составитель: учитель-логопед О.Н.Карташова
с. Красноселькуп, 2022г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающегося класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ТНР (вариант 5.2) с учётом особенностей психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.
Для обучающегося характерны регуляторные нарушения, а также моторная недостаточность, проявляющаяся в нарушении координации движений, плохой осанке, моторном беспокойстве, двигательной неловкости. У ребёнка отмечается несформированность речевого дыхания, трудности интонирования, неразвитость чувства ритма. В области произносительной стороны речи для учащихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова.
Курс «Логопедическая ритмика» ориентирован на формирование у детей двигательных возможностей, в области как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики, темпо-ритмической организации движений и речи, развитие у них голосовых возможностей, речевого дыхания, слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, способности регулировать собственную деятельность.
Данная образовательная программа разработана с учётом нормативных документов:
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме), на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ТНР;
Учебный план МОУ КСОШ «Радуга» на 2022-2023 учебный год, реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ (для обучающихся с ТНР, Вариант 5.2).
Основная адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант В)
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой
Целью программы является «Логопедическая ритмика - преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голоса;
- развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся в различном темпе;
- воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма;
- воспитание умения вносить коррективы в характер выполняемых движений в соответствии с заданной установкой (с характером темпа и ритма музыкального произведения);
- коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Логопедическая ритмика представляет активную технологию, реализующуюся в структуре коррекционно-логопедического воздействия по устранению нарушений речи.
Логопедическая ритмика играет существенную роль как в коррекции нарушений речи, так и в развитии естественных движений обучающихся с ТНР. Содержательной основой логопедической ритмики является взаимосвязь речи, движения и музыки.
Проведение упражнений в определённой системе способствует успешной коррекции речи детей и воспитанию их личности.
Организация логоритмической работы предполагает учет типичных особенностей психомоторного и речевого развития ребенка на каждом возрастном этапе и при каждом виде речевой патологии, а также знание индивидуальных особенностей развития и поведения каждого ребенка,
На занятиях следует осуществлять дифференцированный подход, учитывая их подготовленность и индивидуальные возможности. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, не допускать переутомления, включать задания, предполагающие быструю смену деятельности детей, равномерное распределение психофизической нагрузки. Речь, музыка и движения должны быть тесно связаны, дополнять друг друга.
Все логоритмические упражнения обеспечивают нормализацию речевого дыхания, формирование умений произвольно изменять акустические характеристики голоса параллельно с формированием правильного произношения звуков; координированную работу дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры; выражение эмоций разнообразными просодическими средствами.
Срок освоения коррекционно-развивающей программы, адаптированной для учащихся с ТНР составляет 34 часа, 1 час в неделю.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи основывается на следующих принципах:
Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.)[1];
Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
Принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
Онтогенетический принцип;
Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
Принцип преемственности, предполагающий при проектировании коррекционно-логопедической программы речевого развития обучающихся с ТНР ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
Принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области»;
Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
Принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
Принцип сотрудничества с семьей.
Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:
- развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у обучающихся с ТНР (слухового и зрительного внимания, памяти; оптико- пространственных представлений; сукцессивных и симультанных процессов; артикуляторного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма в движении в соответствии с темпом и ритмом музыки);
- развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания и на его основе – речевого дыхания с воспитанием его объема, плавности, ритмичности, продолжительности; коррекция нарушений голосообразования; темпа, ритма, интонационного оформления речи, паузации, обучение умению правильно использовать логическое и словесно-фразовое ударение; развитие фонематического восприятия; коррекция речевых нарушений в зависимости от механизма, структуры речевого дефекта и методических подходов к их преодолению).
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно - развивающей области» и проводится во внеурочное время, с учетом режима работы школы. Количество занятий- 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 33 часа (1 класс) в год. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития ребенка.
Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуального занятия – 30 минут.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, поэтому планируемые результаты формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (далее УУД):
• личностные;
• регулятивные;
• коммуникативные;
• познавательные.
Личностные результаты освоения коррекционной программы:
- целостное восприятие окружающего мира;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные УУД:
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совме¬стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитываю¬щие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- Предметные результаты освоения содержания коррекционной программы:
- ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией движений рук в ускоренном и замедленном темпе;
- менять темп своего движения в зависимости от темпа сопроводительной музыки;
- отмечать в движении акценты, ритмический рисунок;
- бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;
- прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно;
- действовать с предметами в определённом ритме и чередовать два ритма, автоматизируя движения;
- распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с различными динамическими оттенками;
- сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
- различать по характеру звучания различные мелодии;
- находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и строением музыкальных произведений;
- различать в музыке и передавать ритмический рисунок;
- менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой темпа мелодии в музыке;
- петь ритмично, выразительно;
- артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни;
- следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении песен;
- работать с предметами в определенном ритме;
- воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на примитивных музыкальных инструментах.
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов.
Развитие слухового восприятия. Формирование ритмического, гармонического, мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического слуха. Восприятие и воспроизведение различных ритмических структур, как простых (неакцентированных), так и акцентированных, с целью развития слухомоторных дифференцировок, сукцессивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведения; развитие межанализаторного взаимодействия (слухо-зрительных, слухо-двигательных, зрительно-двигательных связей); создание предпосылок для усвоения словесного ударения, правильного воспроизведения акцентно-ритмической, звукослоговой структуры слова; дифференциация звучания различных по высоте источников звука (звучащие колокольчики, поставленный вертикально металлофон и др.), различных по силе и характеру звучания источников звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты).
Развитие слухового восприятия как основы формирования фонематического восприятия.
Развитие внимания и памяти. Формирование концентрации (устойчивости), объема, переключения и распределения внимания; быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые сигналы; способности распределять внимание между сигналами различной модальности. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Развитие качеств всех видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной; умения удерживать в памяти и воспроизводить заданный ряд последовательных движений, сохраняя двигательную программу.
Регуляция мышечного тонуса. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц по контрасту с напряжением/расслаблением и по представлению. Формирование умений регулировать мышечный тонус, обеспечивающих произвольное управление движениями общескелетной/артикуляторной мускулатуры. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого пояса, ног, артикуляторного аппарата.
Развитие движений. На фоне нормализации мышечного тонуса развитие всех параметров общих/ручных/артикуляторных движений. Обучение различным видам ходьбы; формирование статической и динамической координации общих/ручных/артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений); пространственно-временной организации двигательного акта. Все движения выполняются ритмично, под счет или в соответствии с определенным акцентом в музыке.
Развитие чувства музыкального размера (метра).Усвоение понятия об акценте как ударном моменте в звучании. Умение прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, давать на них ответную реакцию движением. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочередное выполнение движения и т.п.).
Развитие чувства музыкального темпа. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей работы над темпом речи. Восприятие и различение темпа музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, построения, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). Умение чувствовать темп музыкального произведения с целью его соотнесения темпом речи.
Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как основа дальнейшей работы по формированию ритма речи. Основные сенсорные компоненты чувства музыкального ритма: отношения длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка; отношения акцентированных и неакцентированных звуковых элементов, составляющих основу музыкального метра; скорость следования опорных звуков, определяющая музыкальный темп. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
Развитие речи и коррекция речевых нарушений
Развитие дыхания и голоса. Развитие дыхания и голоса проводится в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решает задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата, создает предпосылки для формирования четкой дикции. Формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания (смешанно-диафрагмального) и на его основе – продолжительного плавного речевого выдоха. Статические дыхательные упражнения, обеспечивающие дифференциацию носового и ротового дыхания, подготавливающие речеголосовой аппарат к ощущению правильного резонирования и создающие необходимые условия для развития фонационного дыхания. Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы), обеспечивающие навыки полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха и способствующие снятию голосовой зажатости. Произнесение различного речевого материала на выдохе (гласных, глухих согласных звуков, их сочетаний, двух- трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами, фраз) с учетом параметров движения: интенсивности (характеризующей динамический компонент артикуляции), напряженности (характеризующей степень напряжения различных мышц, участвующих в артикуляции), длительности.
Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. При этом учитываются физиологические возможности обучающихся с ТНР.
Развитие темпа и ритма дыхания в процессе двигательных упражнений сначала без речи с музыкальным сопровождением (что обеспечивает музыкально-ритмические стимуляции), затем с речью. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой без труда различаются ритмические удары (акценты).
Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса. Голосовые (ортофонические) упражнения как средство выработки координированной работы речевой мускулатуры. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения.
Специфика содержания работы по формированию дыхания, голоса, звукопроизношения определяется с учетом механизма речевой патологии.
Развитие фонематического восприятия. Подготовительные упражнения: восприятие и анализ музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками.
Развитие темпа и ритма речи. Ритмическая основа речи, обеспечивающая овладение слоговой/акцентной структурой слова, словесным ударением. Ориентация на ритмическую основу слогов, слов и фраз на основе формирования чувства ритма (музыкального и двигательного). Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). Счетные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движений. Двигательные инсценировки стихотворений, песни-пляски, в которых движения согласуются со словом, а речевой материал обеспечивает автоматизацию и дифференциацию звуков, обогащение лексикона, развитие грамматического строя речи.
Развитие просодической стороны речи. Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация. Развитие просодии на основе воспитанных характеристик речевого дыхания, темпо-ритмической организации движений, звуковысотных, динамических изменений, речевого слуха, обеспечивающего способность точно распознавать интонации, устанавливать связь интонационных средств со смыслом высказывания. Организация и уточнение семантической стороны речи, лексического значения слов. Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером музыки.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Содержание занятий | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Содержание |
1 четверть (9 часов) | ||||
Логопедическое обследование | 1 | Выявление индивидуальных речевых нарушений. Составление логопедических характеристик на обучающихся на начало года. | Работа с дидактическим материалом | |
Наша школа | 1 | Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений, пропевание гласных звуков, выполнение упражнений на развитие диафрагмально-брюшного дыхания. Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений). | «Наша школа» Знакомство с кабинетом. Развитие плавного, длительного речевого выдоха с помощью гласных звуков, игра “осенний лес”, артикуляционные этюды, дыхательная гимнастика “солнышко”. Согласованность движений с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук). Правила поведения на занятии, в школе. Профессии работников школы. | |
Ягоды. Грибы. | 1 | Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений). Развитие плавного, длительного речевого выдоха, развитие дыхания и голоса. | Игра “перелетные птицы”, артикуляционные этюды, дыхательная гимнастика “солнышко”. Согласованность движений с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук). | |
Осень. Сентябрь. | 1 | Развитие координации движений, игро-гимнастика “марш”, “узкая тропинка”, пальчиковая игра “ёжик”, развитие слухового внимания. Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук). | Сдувание с поверхности листа нарисованных птиц, ходьба под музыку в стиле марш с поднятыми коленками, выполнение артикуляционных упражнений, выполнение дыхательных упражнений, выработка навыка сочетания темпа движений (ходьбы) с ритмом музыки. Ходьба под музыку в стиле марша с высоко поднятыми коленками, изменение темпа ходьбы в зависимости от изменения темпа музыки, ходьба в разных темпах мысками друг за другом, выполнение пальчикового упражнения, выработка слухового внимания. Характерные признаки осени. | |
Овощи. | 1 | Уметь сочетать броски мяча с ритмом музыки, пропевание стиха, сопровождающегося движением тела: уметь сочетать движения рук, ног и поворотов тела с плавным пропеванием стиха, выполнять дыхательные упражнения. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.) | Выполнение упражнения “марш”, упражнения с мячом на координацию движений, упражнения на развитие темпо-ритмической стороны речи, разучивание стихотворения, сопровождающегося движением тела. Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. Овощи, фрукты. | |
Фрукты | 1 | Уметь сочетать броски мяча с ритмом музыки, пропевание стиха, сопровождающегося движением тела: уметь сочетать движения рук, ног и поворотов тела с плавным пропеванием стиха, выполнять дыхательные упражнения. | Дыхательная гимнастика “ветерок”, развитие фонематического восприятия, развитие координации движений, игра “замри”, “делай как я”. Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. Осенние месяцы, их последовательность. Фрукты. | |
Осень. Октябрь. | 1 | Выдувать с поверхности листа нарисованных пчелок, при пропевании логопедом разных звуков, услышать звук А и при этом звуке сесть на стул, при остальных звуках - ходить в разном темпе под музыку по классу. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.) | Мимические упражнения, дыхательная гимнастика “море”, голосовые упражнения на произнесение гласных звуков и слогов на одном выдохе, артикуляционные этюды. Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. Временные понятия: начало, конец, середина. Названия дней недели, их последовательность. | |
Деревья. | 1 | Пропевать и проговаривать потешки и короткие стихи, уметь передавать правильно разные интонационно окрашенные фразы, правильно четко и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения, уметь сочетать артикуляционные упражнения с мимическими и двигательными. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.) Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.) | Артикуляционные этюды, дыхательная гимнастика “зоопарк”. Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. Обобщение знаний по теме «Осень». | |
2 четверть (7 часов) | ||||
9 | Осень. Ноябрь | 1 | Пропевать и проговаривать потешки и короткие стихи, уметь передавать правильно разные интонационно окрашенные фразы, правильно четко и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения, уметь сочетать артикуляционные упражнения с мимическими и двигательными. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.) | Развитие плавного речевого выдоха, развитие интонационной стороны речи, артикуляционные этюды, дыхательная гимнастика “зоопарк”. Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. Обобщение знаний по теме «Осень». |
10 | Домашние животные | 1 | Координировать ритмические движения в соответствии с музыкой и ее характером, динамикой и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). | Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами, артикуляционные этюды, пропевание двух гласных на один слог. Домашние животные. |
11 | Дикие животные. | 1 | Использовать счетные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движения. | Мимические упражнения, дыхательная гимнастика “море”, голосовые упражнения на произнесение гласных звуков и слогов на одном выдохе, артикуляционные этюды. Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами. Дикие животные. |
12 | Домашние птицы. | 1 | Уметь определять заданный звук в начале, середине и конце слова. Повторять за логопедом ритмический рисунок слова, фразы с помощью хлопков ладоней. Выполнение артикуляционных упражнения правильно и в полном объеме. Выполнять пальчиковую гимнастику правильно в разном темпе. Координировать ритмические движения в соответствии с музыкой и ее характером, динамикой и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). | Развитие фонематического слуха, развитие слуховой памяти и внимание, развитие фонематического слуха, артикуляционные этюды, развитие интонационной стороны речи, пальчиковая игра “кот и мыши”. Движения в соответствии с характером, динамикой музыки. Домашние птицы. Домашние птицы. |
13 | Дикие птицы. | 1 | Развитие чувства ритма и динамик, упражнения на развитие мышечного тонуса, дыхательная гимнастика “Крылья Снежной Королевы”, разучивание потешек с согласованными движениями. Движения в соответствии с характером, динамикой музыки. | Выполнять ритмический рисунок прослушанной фразы, куплета песни с помощью хлопков ладони, ударов бубна. Выполнение дыхательных упражнений, выработка плавного речевого выдоха, разучивание потешек с согласованными движениями тела. Координировать ритмические движения в соответствии с музыкой и ее характером, динамикой и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). |
14 | Рыбы. | 1 | Дыхательные и голосовые упражнения, пантомимы | Выполнение дыхательных и голосовых упражнений, направленных на выработку плавного речевого выдоха. Выполнять правильно и в полном объеме артикуляционные упражнения. Бросать и ловить мяч. Ловить мяч, когда услышишь заданный звук. Разучивание стихотворения и движения тела. |
15 | Зима. Декабрь. | 1 | Выполнение дыхательных и голосовых упражнений, направленных на выработку плавного речевого выдоха. Выполнять правильно и в полном объеме артикуляционные упражнения. Бросать и ловить мяч. Ловить мяч, когда услышишь заданный звук. Разучивание стихотворения и движения тела. | Дыхательные и голосовые упражнения, пантомимы “повадки животных”, артикуляционные этюды, развитие фонематического слуха, разучивание стихотворения, сопровождающегося движением. Движения в соответствии с характером, динамикой музыки. Зимняя одежда и обувь. |
3 четверть (9 часов) | ||||
16 | Транспорт. | 1 | Выполнение дыхательных и голосовых упражнений, направленных на выработку плавного речевого выдоха. Выполнять правильно и в полном объеме артикуляционные упражнения. Бросать и ловить мяч. Ловить мяч, когда услышишь заданный звук. Разучивание стихотворения и движения тела. | Дыхательные и голосовые упражнения, пантомимы “повадки животных”, артикуляционные этюды, развитие фонематического слуха, разучивание стихотворения, сопровождающегося движением. Движения в соответствии с характером, динамикой музыки. Транспорт. |
17 | Зима. Январь | 1 | Выполнять голосовые упражнения на развитие голоса: пропевать на мягкой голосовой атаке звуки, слоги, слова, фразы с разной силой. Составление слов по заданной схеме, выполнять мимические упражнения, имитирующие мимику состояний (веселый гном, грустный гном, задумчивый гном и т.д.) | Игры на развитие голоса, игра “выбери меня”, игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, мимические упражнения “театр”. Передача различного характера музыки походкой, походкой, бегом, поскоками, движениями рук. Зимняя одежда и обувь. |
18 | Мебель. | 1 | Умение изменять темп ходьбы, темп движений тела в зависимости от темпа и ритма музыки, умение выделить в музыке ритмический рисунок с помощью хлопков в ладони, с помощью ударов в бубен. Пропевание потешек с сохранением четкой артикуляции, выразительной интонации и плавного речевого выдоха и мягкой голосовой атаки. Ходьба по классу колонной, с левой ноги с правильной осанкой, координация движений рук и ног в ускоренном и замедленном темпе, уметь действовать с мячом в определенном темпе, чередовать два ритма (медленный и быстрый). | Контроль полученных навыков отмечать в движении акценты, ритмический рисунок, бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен, сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог, распределять дыхание при пении. умения ходить в колонне с левой ноги с правильной осанкой и координацией движений рук и ускоренном и замедленном темпе, действовать с предметами в определенном ритме и чередовать два ритма |
19 | Посуда. | 1 | Выполнять голосовые упражнения на развитие голоса: пропевать на мягкой голосовой атаке звуки, слоги, слова, фразы с разной силой. Составление слов по заданной схеме, выполнять мимические упражнения, имитирующие мимику состояний (веселый гном, грустный гном, задумчивый гном и т.д.) | Игры на развитие голоса, игра “выбери меня”, игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, мимические упражнения “театр”.Передача различного характера музыки походкой, походкой, бегом, поскоками, движениями рук. |
20 | Инструменты. Инвентарь | 1 | Выполнять прыжки на месте под музыку с продвижением на обеих ногах и попеременно. Слушание музыки и исполнения логопедом ритмических рисунков с помощью ударов бубна различные, различение различных ритмов. Уметь различать разный ритм в музыке и садится на стульчики, когда музыка прекращается. Уметь переключать свой темп ходьбы при разном звучании музыки (быстрая музыка-медленная музыка). | Инструменты и материалы». Упражнение: прыжки на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно, упражнение на различение по характеру звучания различные мелодии, упражнение “прогулка по сказочному лесу”. Передача различного характера музыки походкой, походкой, бегом, поскоками, движениями рук. |
21 | Зима. Февраль | 1 | Выполнять голосовые упражнения на развитие голоса: пропевать на мягкой голосовой атаке звуки, слоги, слова, фразы с разной силой. Составление слов по заданной схеме, выполнять мимические упражнения, имитирующие мимику состояний (веселый гном, грустный гном, задумчивый гном и т.д.) | Дыхательные и голосовые упражнения, развитие плавности речи посредством разучивания песни, развитие чувства ритма упражнения на развитие тонком моторики. Движения в соответствии с характером, динамикой музыки. Зимние развлечения детей, спортивные игры на воздухе. Обобщение знаний по теме «Зима». |
22 | Родина. Отечество. | 1 | «День защитника Отечества». Развитие зрительного восприятия, развитие координации речи с движением, развитие согласованных движений со словом, артикуляционные этюды. | Разучивать песенку с опорой на зрительные ориентиры, уметь сочетать пение с движением тела, выполнять правильно четко и в полном объеме артикуляционные упражнения. |
23 | Профессии. | 1 | Поймать мяч, когда услышишь заданный звук, заданный слог, заданное слово. Выполнять дыхательные упражнения. Выполнять правильно и в полном объеме артикуляционные упражнения. Выполнять упражнения на общий тонус мышц под музыку. Уметь сочетать движение тела с темпом музыки. | Игры на развитие фонематического слуха, дыхательные упражнения “веселый каток”, артикуляционные этюды, упражнения, регулирующие мышечный тонус под музыку. Передача различного характера музыки походкой, походкой, бегом, поскоками, движениями рук. |
24 | Весна. Март | 1 | Сдувание в разном темпе и объеме нарисованных кораблей с поверхности листа, выполнять упражнения на регуляцию выдоха, самомассаж губ и щек, выполнение артикуляционных упражнений, сесть на стул, услышав заданный звук, слог, слово, выполнять упражнения на релаксацию. Воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструментах (бубнах, маракасах и с движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук). | «Весна». Упражнение “попутный ветер” для формирования навыков чередования длительного плавного и сильного целенаправленного выдохов, активизация мышц губ, развитие фонематического слуха, упражнение на релаксацию “теплый бриз”. Восприятие и передача акцента в музыке хлопками ударами по бубну (барабану). Характерные признаки весны. Весенние месяцы. |
25 | «8 Марта – международный Женский день». | 1 | Выполнять упражнения на регуляцию тонуса мышц ног, уметь регулировать движения ног в зависимости от темпа мелодии, упражняться в запоминании ритма мелодии, передавать ритм мелодии с помощью хлопков ладонью, игры в бубен и погремушки. | Сдувание в разном темпе и объеме нарисованных кораблей с поверхности листа, выполнять упражнения на регуляцию выдоха, самомассаж губ и щек, выполнение артикуляционных упражнений, сесть на стул, услышав заданный звук, слог, слово, выполнять упражнения на релаксацию. Воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструментах (бубнах, маракасах и с движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук). |
4 четверть (8 часов) | ||||
26 | Весна. | 1 | Приседать, когда услышишь заданный звук, заданный слог, заданное слово. Разучивание потешек с опорой на зрительные ориентиры. Пропевание потешки в разном темпе с разной силой голоса. Воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструментах (бубнах, маракасах и с движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук). | Развитие фонематического слуха, разучивание потешек с опорой на зрительные ориентиры, развитие голоса, умение пропевать потешки в разном темпе и с разной силой голоса. Восприятие и передача акцента в музыке хлопками ударами по бубну (барабану). Жизнь животных весной. |
27 | Весна. Апрель. | 1 | Развитие эмоциональной выразительности речи и мимики, артикуляционные этюды, выработка умения сочетать речь с движением, развитие фонематического восприятия и совершенствование навыков звукового анализа, игра “весна”. Восприятие и передача акцента в музыке хлопками ударами по бубну (барабану). Бережное отношение человека к животным, птицам. | Выполнение артикуляционных и мимических упражнений. Сочетать речь с плавным речевым выдохом и движением тела. Ударить в бубен один раз, когда услышишь заданный звук, заданный слог, заданное слово. Составление и пропевание слова по заданной схеме. Воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструментах (бубнах, маракасах и с движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук). |
28 | Первоцветы | 1 | Пропевание слов, словосочетаний, предложений на мягкой голосовой атаке на выдохе. Уметь окрашивать одну фразу в разные интонационные смыслы. Пропевать разученные потешки с движением тела. Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). | Закрепление навыка плавного речевого выдоха, закрепление умения передавать разную интонацию на одном речевом материале, закрепление навыка сочетать голосовые упражнения с движением. Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами). Знакомство с пословицами о природе и ее явлениях,о первых растениях, об орудиях труда, с русскими народными сказками. |
29 | Насекомые | 1 | Пропевание слов, словосочетаний, предложений на мягкой голосовой атаке на выдохе. Уметь окрашивать одну фразу в разные интонационные смыслы. Пропевать разученные потешки с движением тела. Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). | Закрепление навыка плавного речевого выдоха, закрепление умения передавать разную интонацию на одном речевом материале, закрепление навыка сочетать голосовые упражнения с движением. Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами). Насекомые. |
30 | Весна. Май | 1 | Ходить по комнате в разном темпе, уметь услышать паузу и сесть на стул, пропевать разученные песни на выдохе, сочетая пение с движением тела, выполнять артикуляционные и мимические упражнения, выполнять упражнения на релаксацию. Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). | «Весна». Голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на регуляцию мышечного тонуса, развитие фонематического слуха, формирование навыка разучивания песни с опорой на зрительные ориентиры. Восприятие и передача акцента в музыке хлопками ударами по бубну (барабану). Обобщение по теме: «Весна». |
31 | Устное народное творчество | 1 | Петь песню плавно в нужном ритме и громкости для записи ее с помощью логопеда в мп3 формате. | Подведение итогов занятиям: игра “студия записи” (каждый ребенок с помощью программы “саунд фордж” записывает свое исполнение песни или стиха в мп3 формате) |
32 | Здравствуй, лето! | 1 | Петь песню плавно в нужном ритме и громкости для записи ее с помощью логопеда в мп3 формате. | Подведение итогов занятиям: игра “студия записи” (каждый ребенок с помощью программы “саунд фордж” записывает свое исполнение песни или стиха в мп3 формате) |
33 | Обследование | 1 | Отслеживание динамики индивидуального речевого развития обучающихся. Составление логопедических характеристик на обучающихся на конец года. | Обследование устной и письменной речи обучающихся. |
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудование
- Школьные парты – 1 – одноместная, 1 – двухместная
- Школьные стулья – 3
- Стол учителя – 1
- Доска -1
- Ноутбук – 1
Учебно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса
- Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников»- М.: ВЛАДОС, 2009
- И.С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» », М.: Аквариум,2005
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой.- М.: АСТ, Астрель. 2011.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой. -М.: АСТ, Астрель. 2012.
- Филичева Т. Б. «Логопедия», М.: Просвещение,2009
[1] Часть 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе:1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»
В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с РАС"
Авторско-составительская программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение учащихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации. (2018-2019 учебный год)...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ТНР"
Авторско-составительская программа (в соавторстве). Рабочая программа психологического сопровождения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном процессе (2018-2019 учебный год)...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - начальный общий)
Авторско-составительская рабочая программа. Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования (2018-2019 учебный год)...