Дисграфия.
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Дисграфия
(Ошибки на письме, их причины и коррекция)
В начальной школе наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности в целом.
Нарушения письма являются одной из самых распространенных форм трудностей обучения учащихся младших классов. По данным ряда авторов, особое расстройство письма, дисграфия, становится причиной неуспеваемости у 20-32 % младших школьников.
Многие дети при обучении письму испытывают серьезные трудности, резко снижающие их школьную мотивацию, ведущие не только к школьной дезадаптации, но и к неуспеваемости.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляется в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
В логопедической практике изучение письма учащихся младших классов традиционно проводится путем анализа самостоятельных, проверочных и контрольных работ по русскому языку.
Важной адаптационной мерой считается предъявление к детям с дисграфией сниженных требований. Контрольные измерения проводятся специфически, с заменой письменных работ устными ответами. Учитель должен очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика – логопата. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнять задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. При оценивании навыка чтения у детей с дислексией (нарушение чтения) необходимо помнить о специфических ошибках, которые также не должны учитываться.
№ | Педагогическая симптоматика трудностей | Причины |
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр. «зуки» вместо «жуки», «шапоги» вместо «сапоги», «панка» вместо «банка»). |
| |
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр. «трва» вместо «трава», «кродил» вместо «крокодил»). |
| |
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр. «васелки» вместо «васельки», «кон» вместо «конь», «смали» вместо «смяли»). |
| |
Ошибки на определении места звука в слове, на выделении звука из слова. |
| |
Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов. |
| |
Неразличие звуков в слове, выделение только акустически сильных. |
| |
Затруднение при определении последовательности звуков в слове. |
| |
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.). |
| |
Недоговаривание, добавление звуков. |
| |
Добавление гласных букв, (напр. «галака» вместо «галка», «тарава» вместо «трава», «клюкива» вместо «клюка», «кувашин» вместо «кувшин»). |
| |
Перестановка букв и слогов в словах, (напр. «звял» вместо «взял», «пеперисал» вместо «переписал», «уманя» вместо «умная»). |
| |
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок; (напр. «виситнастне», «подорожке», «при летели», «в зела» вместо «взяла», «жи вёт» вместо «живёт», «жвлсу» вместо «живёт в лесу», «послдаж» вместо «после дождя»). |
| |
«Зеркальное» написание букв, не узнавание букв в перевёрнутом виде. |
| |
Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п). |
| |
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки. |
| |
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца. |
| |
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки). |
| |
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закруглённых деталей букв и цифр. |
| |
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш. |
| |
Очень медленный темп письма. |
| |
С ошибками списывает с доски. |
| |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот. |
| |
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений). |
| |
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смещение печатных и письменных букв). |
| |
Тремор (дрожание руки) при письме. |
| |
Появление или возрастание ошибок к концу работы. |
| |
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; напр. «бабабушка», «ш» вместо «и», «п» вместо «т»). |
| |
Плохо ориентируется в пространстве листа тетради. |
| |
Трудности в усвоении алфавита. |
| |
Затруднения в употреблении заглавных букв. |
| |
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений. |
| |
Трудности при определении слова как части речи (напр. «бег», «пение» называет глаголами, «лежать», «молчать» - не глаголами, т.к. не обозначает действие). |
| |
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня. (напр. часы-часовой, жарко-жаркий, светает-свечка). |
| |
Неумение применять правила в конкретной ситуации (напр. зная, что «жи – ши» пишется с буквой «и», пишет «сидел на крышы»). |
| |
Отсутствует «орфографическая зоркость» (не умеет найти орфограмму). |
| |
Неправильная постановка точки при письме. |
| |
Не умеет находить ошибки в собственной работе. |
|
Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:
1. Упражнение «Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.
Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
2. Упражнение «Пишем вслух».
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ищо адин чризвычаина важный прейом»). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).
Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют.
Важно определить, выработал ли ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
3. Упражнение «Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.
4. Каждый день писать короткие диктанты карандашом.
Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Нужно писать тексты с проверкой. Ошибки не исправлять, а просто пометить на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае не красной!) Затем давать тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Давать ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помнить несколько основных правил:
- На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
- Отказаться от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у детей с нарушениями может развиться невроз.
- Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
- Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Не нужно читать больших текстов и не писать больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
- Гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-144345-1353784141.jpg)
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-575314-1422443237.jpg)
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-554805-1419261321.jpg)
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-304293-1380460545.jpg)
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993723-1515643711.jpg)
Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/30/picture-1180755-1585582883.jpg)
Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...
Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...