Трудные дети. Пути решения проблем обучения.
статья по логопедии (1 класс)

Пысина Светлана Павловна

Каких детей называют трудными. Почему некоторые дети  в начальной школе испытывают трудности в овладении чтением и письмом? Как учитель и родители могут помочь  таким детям преодолеть их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_deti.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Трудные дети.  Пути решения проблем обучения.

Число трудных детей растет с каждым годом. По статистике 10-15% от общего числа детей имеют серьезные проблемы в обучении. Это сотни тысяч несчастных детей, не получающих качественного образования, сотни тысяч несчастных семей.

Почему эти дети не могут успешно обучаться?

  1. Недостаточно высокий IQ
  2. Психологические отклонения
  3. Неблагоприятные условия
  4. Физиологические проблемы (глухота, слепота)
  5. Еще одна группа детей  не имеет физиологических проблем, воспитываются в благоприятной среде, не имеет  психологических отклонений, уровень IQ средний и выше среднего, но они плохо учатся в школе. Это дети дислектики.  

Изначально  термин  дислексия имел другое значение. Им  обозначалась неспособность к обучению. Позднее это понятие в зарубежном опыте стало  включать  в себя все проблемы, связанные с овладением письменной речью. Сейчас различают

  1. Дислексия – трудности в обучении чтению.
  2. Дискалькулию – трудности в обучении математике.
  3. Дисграфия  - трудности в обучении письму
  4. Диспраксия – нарушение моторики и координации,
  5. СДВ – синдром дефицита внимания.

 20% детей с СДВ имеет дислексию. Хочется подробнее остановиться на этой группе учеников. Учителям в классе сразу видно таких детей.

  • им трудно усидеть на месте
  • они  часто отвлекаются,  неспособны  концентрировать внимание.
  • у них отсутствует самоконтроль, им  присуща эмоциональная неустойчивость

У таких детей зоны головного мозга развиваются неравномерно. Десять раз прошу об одном и том же -  не реагирует на замечания. Создается впечатление, что ребенок не слышит. Со слухом у таких детей все в порядке. Звуковой сигнал как и положено поступает в височную долю головного мозга. Обработка информации происходит в лобных долях. Но биоимпульс не может пройти  из височной доли в лобную.  Представим  себе автобус, который  имеет течь в бензобаке, топливо закончилось,  машина остановилась, не попала в пункт назначения.   Доказано, что во время движения, занятий спортом  в организме человека выделяются вещества, которые позволяют биоимпульсам беспрепятственно передвигаться по нейронным сетям. Детям с ДВ необходимо делать утреннюю зарядку,  заниматься спортом, чтобы концентрироваться и адекватно реагировать.

В период обучения грамоте многие дети сталкиваются с трудностями. Они догоняют сверстников, проблемы в чтении исчезают. У дислектиков трудности в чтении не исчезают, им трудно

  • узнавать  знаки
  • понимать  прочитанное
  • правильно читать  окончания слов и др.

Все действия человека делятся на автоматические и когнитивные (требующие высокой концентрации, продуманные действия) У дислектиков процесс чтения никогда не автоматизируется, это тяжелая работа с запредельным напряжением.

Реакция ребенка-дислектика на негативный опыт:

  • панический страх перед чтением, стресс.
  • сверстники надсмехаются,
  • самооценка ученика низкая,
  • родители разочарованы, не поддерживают ребенка, списывают все на лень.
  • преподаватели негодуют, трудно обучить.

Психическое состояние дислектика.

Растерянность, дезориентация – это состояние, в котором человек теряет связь с действительностью. Дезориентация влияет на все органы чувств:

  • равновесие   (головокружение, потливость, боль,  тошнота),
  • на зрение  (иллюзии, буквы разлетаются, расплываются)
  • происходит потеря чувства времени, пространства.

Восприятие ребенка не соответствует реальности. Такой ребенок, кажется, витает в облаках, отключается.

Особенности восприятия дислектика.

Различают 2 способа мышления: вербальный и невербальный.

  • в первом случае мысль последовательна во времени
  • невербальная мысль  не подчиняется законам времени, она намного быстрее (в 100, 1000 раз)

         Дислектик мыслит образами.  Фраза «прогулка в парке» вызывает в его представлении в  один момент времени   тысячи картинок. А если у ребенка нет образа на это слово. Слон – это животное, груша – это фрукт. Какой образ возникает у вас на слово этот, вокруг, за, с и др.

Непонятный символ, слово вызывает у дислектика  дезориентацию. Дезориентация вызывает иллюзии, искажения. Это ведет к усвоению неправильной  информации,  далее к низкой успеваемости, состоянию уныния и стресса, понижению самооценки и к  отсутствию мотивации. Порочный круг замыкается.

         Дислектику дали прочитать предложение.  Этот коричневый конь перепрыгнул  через каменный забор и побежал по пастбищу.

Предлоги служат для связи слов в предложении, дислектик не может связать слова по смыслу, не понимает прочитанного.

Что делать? Какой существует выход?  

Программа коррекции по системе Рона Дейвиса. Ей более 30 лет.

  1. Дети учатся фокусироваться. Распознавать состояние дезориентации, останавливать  это состояние.
  2. Инструменты: разрядка научит постепенно снимать напряжение, расслабляться.
  3. Упражнения на слуховую ориентацию научат слышать, выбирать из окружающих шумов и звуков  нужные звуки. Дислектики одновременно  могут слышать 20 различных звуков: и шум машин, и звук дождя, и скрип дверей и шуршание страниц.
  4. Существует программа по чтению « 3 шага».
  5. Энергетическая шкала учит измерять свою энергию, настраивать ее на других людей.
  6. Упражнения с мячами улучшают равновесие и исправляют почерк.
  7. Пластилин трехмерный материал. Дети много лепят, осваивают новый материал, создавая свой творческий продукт труда.
  8. Следующий инструмент освоение слов-пускателей. Работа со словарем.
  • Прочитать  в словаре значение слова. (Слово «за» в русском языке  имеет 18 значений)
  • Вылепить так, как ребенок  это понимает . (Я стою между папой и мамой)
  1. Важен комплексный подход в решении проблем обучения.

С началом обучения в школе родители «трудных детей»  испытывают разочарование, раздражение, тревогу.  От  учителя  они получают инструкции как им взаимодействовать с ребенком. Таким детям важно  уделять внимание, проявлять терпение,  принимать такими, какие они есть, помнить, что это состояние возможно изменить к лучшему.

Школьному учителю необходимо знать об особенностях этих детей, знать как их мотивировать. Конечно, это создание на занятиях ситуации успеха. Выполнение посильных заданий  от простого к сложному. Всегда находить моменты, за которые  можно похвалить.

Для решения проблем  в обучении  «трудных детей» важно

  • школьному учителю наладить прочные добрые связи в системе учитель – ученик – родитель
  • родителям поддерживать своих детей, проявлять терпение,  принимать  их  такими, какие они есть
  • учителю продумывать индивидуальную работу с детьми  на уроке
  • знакомить родителей с особенностями «трудных детей»
  • указывать источники информации в интернете, делиться ссылками
  • рекомендовать занятия спортом.

Источники:  http://www.sulamot.ru/...

http://youtu.be/UT2TX-k1Pc

Выражаю огромную благодарность за помощь в самообразовании Ван Дин Шин Оксане Анатольевне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....

Родительское собрание на тему: "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о...

Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй

Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"...

Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй

Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"...

Педагогическая симптоматика трудностей при обучении учащихся 1 классов- пути решения проблем.

Данное выступление посвящено 1 классу, т.к именно в 1 классе решаются проблемы, чтобы в дальнейшем  обеспечить успешную учебную деятельность....