Трудные дети. Пути решения проблем обучения.
статья по логопедии (1 класс)
Каких детей называют трудными. Почему некоторые дети в начальной школе испытывают трудности в овладении чтением и письмом? Как учитель и родители могут помочь таким детям преодолеть их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_deti.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудные дети. Пути решения проблем обучения.
Число трудных детей растет с каждым годом. По статистике 10-15% от общего числа детей имеют серьезные проблемы в обучении. Это сотни тысяч несчастных детей, не получающих качественного образования, сотни тысяч несчастных семей.
Почему эти дети не могут успешно обучаться?
- Недостаточно высокий IQ
- Психологические отклонения
- Неблагоприятные условия
- Физиологические проблемы (глухота, слепота)
- Еще одна группа детей не имеет физиологических проблем, воспитываются в благоприятной среде, не имеет психологических отклонений, уровень IQ средний и выше среднего, но они плохо учатся в школе. Это дети дислектики.
Изначально термин дислексия имел другое значение. Им обозначалась неспособность к обучению. Позднее это понятие в зарубежном опыте стало включать в себя все проблемы, связанные с овладением письменной речью. Сейчас различают
- Дислексия – трудности в обучении чтению.
- Дискалькулию – трудности в обучении математике.
- Дисграфия - трудности в обучении письму
- Диспраксия – нарушение моторики и координации,
- СДВ – синдром дефицита внимания.
20% детей с СДВ имеет дислексию. Хочется подробнее остановиться на этой группе учеников. Учителям в классе сразу видно таких детей.
- им трудно усидеть на месте
- они часто отвлекаются, неспособны концентрировать внимание.
- у них отсутствует самоконтроль, им присуща эмоциональная неустойчивость
У таких детей зоны головного мозга развиваются неравномерно. Десять раз прошу об одном и том же - не реагирует на замечания. Создается впечатление, что ребенок не слышит. Со слухом у таких детей все в порядке. Звуковой сигнал как и положено поступает в височную долю головного мозга. Обработка информации происходит в лобных долях. Но биоимпульс не может пройти из височной доли в лобную. Представим себе автобус, который имеет течь в бензобаке, топливо закончилось, машина остановилась, не попала в пункт назначения. Доказано, что во время движения, занятий спортом в организме человека выделяются вещества, которые позволяют биоимпульсам беспрепятственно передвигаться по нейронным сетям. Детям с ДВ необходимо делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, чтобы концентрироваться и адекватно реагировать.
В период обучения грамоте многие дети сталкиваются с трудностями. Они догоняют сверстников, проблемы в чтении исчезают. У дислектиков трудности в чтении не исчезают, им трудно
- узнавать знаки
- понимать прочитанное
- правильно читать окончания слов и др.
Все действия человека делятся на автоматические и когнитивные (требующие высокой концентрации, продуманные действия) У дислектиков процесс чтения никогда не автоматизируется, это тяжелая работа с запредельным напряжением.
Реакция ребенка-дислектика на негативный опыт:
- панический страх перед чтением, стресс.
- сверстники надсмехаются,
- самооценка ученика низкая,
- родители разочарованы, не поддерживают ребенка, списывают все на лень.
- преподаватели негодуют, трудно обучить.
Психическое состояние дислектика.
Растерянность, дезориентация – это состояние, в котором человек теряет связь с действительностью. Дезориентация влияет на все органы чувств:
- равновесие (головокружение, потливость, боль, тошнота),
- на зрение (иллюзии, буквы разлетаются, расплываются)
- происходит потеря чувства времени, пространства.
Восприятие ребенка не соответствует реальности. Такой ребенок, кажется, витает в облаках, отключается.
Особенности восприятия дислектика.
Различают 2 способа мышления: вербальный и невербальный.
- в первом случае мысль последовательна во времени
- невербальная мысль не подчиняется законам времени, она намного быстрее (в 100, 1000 раз)
Дислектик мыслит образами. Фраза «прогулка в парке» вызывает в его представлении в один момент времени тысячи картинок. А если у ребенка нет образа на это слово. Слон – это животное, груша – это фрукт. Какой образ возникает у вас на слово этот, вокруг, за, с и др.
Непонятный символ, слово вызывает у дислектика дезориентацию. Дезориентация вызывает иллюзии, искажения. Это ведет к усвоению неправильной информации, далее к низкой успеваемости, состоянию уныния и стресса, понижению самооценки и к отсутствию мотивации. Порочный круг замыкается.
Дислектику дали прочитать предложение. Этот коричневый конь перепрыгнул через каменный забор и побежал по пастбищу.
Предлоги служат для связи слов в предложении, дислектик не может связать слова по смыслу, не понимает прочитанного.
Что делать? Какой существует выход?
Программа коррекции по системе Рона Дейвиса. Ей более 30 лет.
- Дети учатся фокусироваться. Распознавать состояние дезориентации, останавливать это состояние.
- Инструменты: разрядка научит постепенно снимать напряжение, расслабляться.
- Упражнения на слуховую ориентацию научат слышать, выбирать из окружающих шумов и звуков нужные звуки. Дислектики одновременно могут слышать 20 различных звуков: и шум машин, и звук дождя, и скрип дверей и шуршание страниц.
- Существует программа по чтению « 3 шага».
- Энергетическая шкала учит измерять свою энергию, настраивать ее на других людей.
- Упражнения с мячами улучшают равновесие и исправляют почерк.
- Пластилин трехмерный материал. Дети много лепят, осваивают новый материал, создавая свой творческий продукт труда.
- Следующий инструмент освоение слов-пускателей. Работа со словарем.
- Прочитать в словаре значение слова. (Слово «за» в русском языке имеет 18 значений)
- Вылепить так, как ребенок это понимает . (Я стою между папой и мамой)
- Важен комплексный подход в решении проблем обучения.
С началом обучения в школе родители «трудных детей» испытывают разочарование, раздражение, тревогу. От учителя они получают инструкции как им взаимодействовать с ребенком. Таким детям важно уделять внимание, проявлять терпение, принимать такими, какие они есть, помнить, что это состояние возможно изменить к лучшему.
Школьному учителю необходимо знать об особенностях этих детей, знать как их мотивировать. Конечно, это создание на занятиях ситуации успеха. Выполнение посильных заданий от простого к сложному. Всегда находить моменты, за которые можно похвалить.
Для решения проблем в обучении «трудных детей» важно
- школьному учителю наладить прочные добрые связи в системе учитель – ученик – родитель
- родителям поддерживать своих детей, проявлять терпение, принимать их такими, какие они есть
- учителю продумывать индивидуальную работу с детьми на уроке
- знакомить родителей с особенностями «трудных детей»
- указывать источники информации в интернете, делиться ссылками
- рекомендовать занятия спортом.
Источники: http://www.sulamot.ru/...
Выражаю огромную благодарность за помощь в самообразовании Ван Дин Шин Оксане Анатольевне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....
Родительское собрание на тему: "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о...
Традиционные и нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса как главный фактор решения проблем сотрудничества педагога и ребенка на первой ступени обучения
Урок - это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ребенка....
Виртуальный класс как один из способов оказания помощи родителям учащихся в решении проблем в обучении
Статья о работе виртуального класса....
Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй
Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"...
Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй
Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"...
Педагогическая симптоматика трудностей при обучении учащихся 1 классов- пути решения проблем.
Данное выступление посвящено 1 классу, т.к именно в 1 классе решаются проблемы, чтобы в дальнейшем обеспечить успешную учебную деятельность....