Методическая разработка по использованию средств логопедической ритмики в школе.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Каменко Людмила Николаевна

Методическая разработка содержит подборку  логоритмических упражнений и игр, направленных на формирование и коррекцию речи обучающихся. Разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям музыки и ритмики, учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Методическая разработка по использованию средств

                                логопедической ритмики в школе

Составила: учитель-логопед Каменко Людмила Николаевна

             Средства логопедической ритмики рассматриваются как лечебно-педагогический метод и может быть использован как фрагмент  и на логопедических занятиях, и на уроках ритмики. Основной принцип построения всех видов работы – тесная связь движения с музыкой. Музыка позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

            Следующий принцип использования логоритмических средств – обязательное включение в них речевого материала. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

            Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу занимающегося, его деятельность. Ритм воспринимается многими органами перцепции – кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно то, что у ребёнка нормализуется двигательная сфера и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно.

             Различают следующие группы упражнений логоритмики:

  1. ХОДЬБА И МАРШИРОВКА В РАЗЛИЧНЫХ     НАПРАВЛЕНИЯХ.

             На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы:

- отдельно по дорожке, обозначенной двумя канатами;

- группой;

- группой под барабан к противоположной стене зала;

- группой вдоль зала;

- «стайкой» вдоль каната, выложенного по кругу:  дети идут под чёткие, редкие удары барабана (или звуки марша), после остановки поворачиваются  лицом в круг и убирают канат;

- группой к противоположной стене зала с перешагиванием через канат, положенный поперёк зала;

- вдоль каната по кругу друг за другом;

- друг за другом, держась левой рукой за верёвку; и т.д.

            Упражнение:

- Выставление ноги на пятку. (Эстонская народная танцевальная мелодия. Автор упражнения Н. Сорокина).

            Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Такты 1 – 8: легко бегут вправо (влево). На счёт «два» 8-го такта останавливаются лицом в круг и отпускают руки. Такт 9: положив руки на пояс, дети на «раз» полуприседают, на «два» выпрямляются. Такт 10: на «раз» выставляют вперёд провую ногу, ставя её на пятку, на «два» приставляют её к левой, Такт 11: то же движение левой ногой. Такт 12: три шага на месте,  затем поворачиваются спиной к центру круга. Такты 13-15: повторение движений 9 – 11 тактов. Такт 16: дети поворачиваются лицом к центру круга.

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА И АРТИКУЛЯЦИИ

           Упражнение на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, подняться на носки, руки вытянуть вверх – вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс – выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо – вдох, возвращение в исходное положение: туловище – прямо, руки опущены  вниз – выдох. Поднять голову вверх – вдох, опустить медленно на грудь – выдох. Поднять голову вверх – вдох, опустить медленно на грудь – выдох.

            В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе.

            Упражнение «Тополиный пух»

            Начало лета. Жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Лёгкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и  проговаривать стихотворение, дирижируя рукой:

                             Летом снег! Просто смех!

                             Снег по городу летает,

                             Почему же он не тает?

  1. УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЙ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС

            Упражнения: Вращение кистями рук вверху (3-5 сек) – напряшая мышцы рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз – расслабление. Повторить 2-3 раза.

            Кружение на месте, руки на поясе (4-6 поворотов).

            Притопывание ногами, руки за спиной – мышцы напряжены (5-8 сек), руки опущены, исходное положение – основная стойка, мышцы расслаблены.

            Топтание на канате, стоя поперёк него (15-20 сек) – ноги напряжены, соскок с каната на пол, расслабление и т.д.

            Игры: Игра с водой. (Старинная французская мелодия).

            Дети, опустившись на колени и сидя на пятках, располагаются свободно лицом в одном направлении, руки лежат на коленях. 1-2 такты: дети отводят плавно руки назад, сводя лопатки и слегка откидываясь туловищем назад. 3-4 тукты: дети приводят руки в исходное положение, как бы захватывая воду китями рук. 5-8 такты: повторение движений. 9-12 такты: дети кистями рук, поочерёдно правой и левой, бьют по воображаемой воде, так, чтобы брызги летели во все стороны. 13-16 такты: движение рук назад и вперёд как в начале  упражнения.

            Игры, регулирующие мышечный тонус.

            Игра  «Весёлые ножки». (Любая плясовая мелодия).

            Дети сидят на стульях, упершись руками в бёдра, локти в стороны и выставляют правую ногу на пятку, сильно согнув её в подъёме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выпрямляют подъём, касаются пола концами пальцев и приставляют ногу к другой ноге; то же левой ногой; то же обеими ногами вместе.

  1. СЧЁТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

            Счётные упражнения включаются в зарядку. Например, дежурный даёт задание: на счёт «раз» - поднять руки вверх, на счёт «два» - руки в стороны, на счёт «три» - присесть.

Счётные упражнения проводятся и в стихотворной форме.

            Зарядка:   Дети маршируют, стоя на месте, или идут по залу, произнося текст:

Раз, два, раз, два,                             Бегать на зарядке.

Замелькали пятки,                           Раз, два, раз, два,

Как чудесно босиком                       Бегать на зарядке.

  1. РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 Речевые упражнения с одновременным выполнением действия.

            Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:

Вот поезд наш едет,                              Или: Едем,едем, долго едем,

Колёса стучат,                                        Очень длинен этот путь.

А в поезде нашем                                   Скоро до Москвы доедем,

Ребята сидят.                                           Там и сможем отдохнуть.

 Раздельное выполнение речевых упражнений и действий.

            Дети делают прыжки ногами врозь и вместе под текст, произносимый педагогом:

                            Ножки вместе, ножки врозь,

                            Ножки прямо, ножки вкось,

                            Ножки здесь и ножки там.

                            Что за шум и что за гам!

  1. РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения: 1. Дети встряхивают и развешивают бельё: на первую четверть – взять его, на вторую – встряхнуть, на половинную ноту – повесить бельё на верёвку.

            2. Дети, присев на корточки, изображают лягушек; на две четверти подпрыгивают два раза на месте; а на одну четверть делают прыжок, продвигаясь вперёд.

            3. Дети стоят парами по кругу, взявшись за руки. В первом такте идут по кругу. Во втором опускают руки, кружатся на месте вправо. При повторном исполнении во втором такте пары кружатся влево.

            Ритмические игры и с детьми, и со взрослыми строятся по двум принципам.

1. Отражающий порядок и беспорядок, т.е. быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, заранее предусмотренному.

2. «Третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.

Работа над речью проводится комплексно: над звуком, мимикой, жестом, т.е. над всей просодией. Речевой материал можно разделить на три группы:

1.        Движение со словом и жестом.

2.        Называние действия группой участников или одним участником.

3.        Диалоги, которые а) говорит только один из участников, а второй, слушая, действует молча; б) речевое общение ведётся двумя участниками или группами.

Первая группа упражнений используется в работе с детьми дошкольного и школьного возраста.

            «Весёлый танец»

            Дети стоят в кругах по 3-4 человека. Слова: «Раз, два. Раз, два, три! Как мы пляшем, посмотри!» На 1-2 такты: говорят слова и хлопают в ладоши. На 3-4 такты: говорят слова и топают ногами. 5-8 такты: повторяют 1-4 такты, берутся за руки и бегут по кругу дробным шагом.

            Вторая группа упражнений используется на занятиях с людьми любого возраста, например:

            Один из участников изображает пастуха, другие изображают стадо, свободно расположившись на «лугу» - полу. Пастух ходит вокруг своего стада, имитирует игру на дудочке и говорит:

            Ай, ду-ду, ай, ду-ду,                Ай, ду-ду, ай, ду-ду,

            Я всё стадо стерегу.                 На зелёном на лугу.

           «Стадо» идёт на корточках, щиплет траву и говорит: «Понемножку, понемножку, всю я вычистил дорожку». На условный сигнал все встают и повторяют слова.

            Третья группа упражнений проводится в форме диалога, например:

            Дети парами стоят по всему залу, повернувшись лицом в одну сторону. Каждая пара держится за руки. Свободная рука слегка отведена в сторону, ладонью вверх.

            1 часть музыки: на 1-й такт дети, стоящие справа, выставляют вперёд правую ногу, а стоящие слева – левую ногу, ставя их сначала на пятку, потом на носок. На 2-й такт они отпускают руки и делают 3 лёгких притопа, поворачиваются лицом в другую сторону, меняя руки. На 3-й и 4-й такты движения повторяются, и дети возвращаются в исходное положение. Затем первая часть повторяется ещё раз.

7.  ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

              Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Дети легко поддаются воздействию посредством игр. Групповые игры можно разделить на:

            -  игры на месте (статические игры), в которых движения ограничены по окличеству и главным действующим элементом является эмоциональный фактор.

            - малоподвижные и полуподвижные игры,  в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики.

            - подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет  положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Они характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения – бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.д. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают сильное и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

            «Скок-скок-скок» (3-8 лет)

            Дети прыгают поочерёдно на одной и другой ноге, потом всатют, поджав одну ногу, как аист, затем встают на четвереньки и скачут, как лягушки, 5-6 м. В конце игры  нужно проскакать на обеих ногах, держа руки на поясе. Одна часть детей говорит текст, другая выполняет движения, затем дети меняются ролями.

Мы скачем по дорожке,                  То уже не аист-птица,

Сменяя часто ножки.                       То лягушечка-квакушка.

Поскакали, поскакали,                     «Ква-ква-ква!» - кричит подружкам.

А потом, как аист встали.                Скок, скок, скок, скок,

Подойдите, посмотрите!                  Проскакал я, сколько мог.

            Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные и несюжетные игры, с элементами спортивных игр.

            Сюжетные подвижные игры отражают в условных формах жизненные и сказочные эпизоды.

            Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания, в зависимости от них подразделяются на игры типа перебежек, ловишек, пятнашек и т.д.; игры с элементами соревнования; несложные игры-эстафеты; игры с предметами.

            «Пятнашки с мячом»

            Дети свободно ходят по залу. Один держит в руках мяч и стоит спиной к играющим и лицом к педагогу. На неожиданный сигнал держащий мяч поворачивается и пятнает мячом любого из проходящих. Если мяч попал в цель, то играющие меняются ролями. Игра может проводиться и на беге.

            Игры с элементами спорта требуют большей, чем в подвижных играх, ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности.

            «Не зевай!»

            Посередине зала нарисован мелом большой круг, вне его нарисованы в разных местах маленькие круги в количестве на один меньше числа играющих. Все ходят в большом кругу. На сигнал стараются занять маленькие круги, а кто остался без места, считается проигравшим и выходит из игры. При продолжении игры один из маленьких кружков зачёркивается, и число кружков опять на один меньше участвующих.

            На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного или прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты.

           «Курица, цыплята и ястреб»

            Один из играющих изображает курицу, другой – ястреба, остальные – цыплят, которые в сопровождении «курицы» бегают по залу и «клюют» корм. На условный сигнал вылетает «ястреб» и ловит «цыплят». «Цыплята» в испуге разбегаются в разные стороны. «Курица» защищает «цыплят», нападает на»ястреба» и уводит их домой (место, очерченное мелом). Если «ястреб» всё-таки поймал «цыплёнка», он улетает к себе. «Цыплёнок» выбывает их игры и становится «ястребом». При повторении игры «цыплят» ловят два «ястреба». Игра проводится с музыкальным сопровождением.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.

Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...

Логопедическая ритмика в школе в системе работы логопеда.

В книге  раскрывается  содержание работы по логопедической ритмике в школе. Данное пособие может быть использовано логопедами школ. Представленный опыт поможет логопедам школ составлять кале...

Доклад на тему: «Средства логопедической ритмики»

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.Л...

Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“»

Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“» разработана по направлению дополнительного образования...

Методическая разработка Тема "Новые направления в ритмике и их место в структуре современного урока в коррекционной школе"

Методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца коррекционных школ ...