Логопедическая ритмика в школе в системе работы логопеда.
учебно-методическое пособие по логопедии
В книге раскрывается содержание работы по логопедической ритмике в школе. Данное пособие может быть использовано логопедами школ. Представленный опыт поможет логопедам школ составлять календарно-тематическое планирование и проводить интересные занятия для детей с уровнем развития 5.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пособие по логоритмике для логопедов школ | 105.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика в школе в системе работы логопеда.
Предисловие:
За исторически небольшой период времени в России произошел переход от закрытой « медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям , среди которых наибольшее распространение получил интегрированный ( инклюзивный ) подход к обучению.
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Инклюзия («inclusion» в пер. с англ. «включенность»), как включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, дает право получения школьного образования в соответствии с его образовательными потребностями и возможностями.
.
Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детей с ОВЗ.
Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ОВЗ.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
Необходимость развития инклюзивного образования в школе не вызывает сомнения. Все больше родителей хотят, чтобы их ребенок с особенностями в развитии обучался вместе со своими сверстниками и был включен в обычное детское сообщество.
В решении этих задач родителям помогают специально созданные комиссии ЦП МПК, которые рекомендуют детям с ОВЗ адаптированные образовательные программы и специальные условия обучения.
В таких специальных условиях нуждаются дети с тяжелыми нарушениями речи.
Цель, задачи и содержание коррекционной программы.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности.
Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются специальные условия, поскольку принципы и структура обучения детей с ТНР должны быть совершенно иными. Для того, чтобы обучение детей в данных классах было наиболее эффективным требуется программа логопедического сопровождения учащихся.
Предлагаемая программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений речи с позиций принципа природосообразности образовательного процесса.
Целью данной программы является предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.
Для реализации поставленной цели, определены следующие задачи работы:
- Коррекция нарушений устной речи детей для успешной интеграции и социальной адаптации.
- Коррекция нарушений письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой.
- Развитие речевых психических функций и активация подкорковой зоны головного мозга посредством логопедической ритмики.
- Формирование компетенций учащихся: образовательной, личностной, коммуникативной ,информационной.
Программа предназначена для учащихся с уровнем образования 5.2 и рассчитана на четыре года обучения. Программа опирается на теоретические положения и принципы о тесном взаимодействии развития речи и мышления, на представление о семантике, как ведущем уровне речевой деятельности, на принцип учета возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга и принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня овладения языком.
Программа определяет содержание, основные пути развития речи и направлена на создание условий для получения ими качественного образования и коррекции нарушений речи.
Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов логопедического воздействия и включает в себя 3 этапа коррекционно-развивающего обучения, на каждом из которых определены цель, задачи и содержание коррекционно-логопедической и коррекционно-воспитательной работы и сроки работы.
Коррекционно-развивающая область включает часы следующих коррекционных курсов:
«Произношение», «Развитие речи» для уровня образования и « Логопедическая ритмика» для уровня образования 5.2. В структуру коррекционно- развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия.
Индивидуальные занятия проводятся в течение 25 минут два раза в неделю с уровнем образования 5.2.
Подгрупповые занятия проводятся в течение 30 -45 минут два раза в неделю . Для детей с уровнем образования 5.2 проводится дополнительное занятие по логопедической ритмике 1 раз в неделю. Длительность занятия 30 мину.
Предмет, цели и средства логопедической ритмики
Логопедическая ритмика – комплексная методика, которая включает в себя средства логопедии, музыкально-ритмические и средства физического воспитания.
Логоритмика стоит на трех китах: речь, движение, музыка.
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Предметом – многообразные нарушения психомоторных , сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом..
У детей с ОВЗ наблюдается недоразвитие ряда психомоторных функций, моторная неловкость, ,недостаточная координация. В мелкой моторике наблюдается некоторая нескоординированность , нарушение подвижности мышц кистей рук.
Сенсорное развитие запаздывает, нарушается зрительное восприятие ,ориентация в пространстве.
Дефекты слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на речевом инструменте логопеда.
Отсутствие чувства ритма и рифмы влечет за собой нарушения слоговой структуры слова , а также недоразвитие фонематических процессов.
Цель- преодоление речевого нарушения путем развития координации неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные воспитательные и коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные и сенсорные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве, развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости ,точности, координации движений. При реализации образовательных задач дети с речевой патологией усваивают знания по ритмике, музыкальной культуре, развивается музыкальное восприятие.
Решение воспитательных задач способствует развитию чувства ритма, способность ощущать в музыке , движениях и речи ритмическую выразительность. Развивается восприятие музыкальных образов, умение ритмично , выразительно двигаться в соответствии с данным образом.. Воспитываются положительные качества личности, чувство коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности.
Средства логоритмики помогают детям регулировать процессы возбуждения и торможения, формировать рефлекс сосредоточения. Также можно доступно в интересной форме развивать общеречевые навыки. Отрабатывать мимические и артикуляционные упражнения, расширять и уточнять словарь, отрабатывать грамматические категории, автоматизировать и дифференцировать звуки, развивать фонематический слух, развивать голос и интонацию. Весь речевой материал подкрепляется музыкально-ритмическими движениями.
Направление работы и структура занятия по логопедической ритмике.
Направления логоритмической работы.
Развитие неречевых процессов | Развитие речи |
Развитие крупной и мелкая моторики | Развитие дыхания, голоса |
Развитие координации движений | Развитие темпа речи, интонации |
Развитие ориентации в пространстве | Развитие мимической моторики |
Развитие мышечного тонуса | Развитие артикуляционной моторики |
Развитие чувства музыкального темпа, ритма | Координация речи с движением |
Развитие певческих способностей | Коррекция звукопроизношения |
Развитие внимания, памяти, мышления | Формирование фонематического слуха |
Структура логопедического занятия.
- Вводная часть – до 10% времени.
- Основная часть- 80 % времени.
- Заключительная часть- 10 % времени.
Средства логопедической ритмики в теории.
Различные виды ходьбы, маршировки.
Ходьба — автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Она используется на каждом занятии на протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию дети осваивают все более сложные виды ходьбы.
- Ходьба друг за другом по разметке.
- Ходьба змейкой.
- Ходьба с высоким подниманием бедра.
- Ходьба со сменой направления движения.
- Ходьба в полуприсяде
- Ходьба с предметами
- Ходьба приставным шагом
- Ходьба с изменением тепа
- Ходьба скрестным шагом
- Ходьба с движениями рук
- Ходьба строевым шагом
- Ходьба приставным шагом
- Ходьба со сменой ширины шага
- Ходьба на пятках
- Ходьба на внутренней стороне стопы
Различные виды бега.
Бег- интенсивный автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Он используется на каждом занятии на протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию дети осваивают все более сложные виды бега..
- Бег друг за другом
- Бег с имитацией
- Бег предметами
- Бег широким шагом
- Бег с переходом на ходьбу
- Бег по разметкам
- Бег змейкой
- Бег семенящий.
- Бег с прыжками
- Бег на носках
- Бег в переменном темпе
Подвижные, малоподвижные . дидактические, речевые игры, инсценировки.
- Игра» Птички и медведи»-Обыгрывание разных музыкальных темпов.
- Игра « Топотушки». Отбивание музыкальных темпов
.
- Игры с имитацией движений. Осенние листья, Одевание.
- Игры с подражанием животным
- Игры с изображение. Работа инструментами. Людей различных профессий .
- Подвижные игры с предметами
- Игры на лексические темы
- Малоподвижные игры с предметами
- Малоподвижные игры на развитие воображения
- Дидактические игры « Мерсибо»
Общеразвивающие упражнения. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушениями речи. Они направлены на развитие статической и динамической координации движений, развитие координации движений и речи, развитие точности и пластики движений.
- ОРУ с предметами
- ОРУ с имитацией
- ОРУ с мелодекламацией.
Упражнения на дыхание и голосоведение. Эти упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха. Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов. Упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки имеет целью развитие высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, развивая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз.
Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Эти упражнения способствуют выработке четкого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения гласных звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся движения рук.
Упражнения для развития тонкой моторики Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале.
Хореографические, танцевальные движения. Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) , русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»), танца народов мира.
Пение. . В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи. При подборе песенного материала должен быть учтен певческий диапазон ребенка
Слушание музыки- Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Этот вид занятий способствует развитию внимания.
Игра на музыкальных инструментах. Эти упражнения тренируют слуховое, тактильное и моторное восприятие .
Упражнения на релаксацию. Эти упражнения используют для снятия напряжения мышечного тонуса в конце занятия.
- Упражнение « Как мы отдыхаем»
- Упражнение « Звери и птицы спят»
- Упражнение « Сорока-белобока»
- Упражнение « Толстячки – худышки»
- Упражнение Звери и птицы спят»
- Упражнение « Дождик»
- Упражнение « Олени»
- Упражнение « Наши алые цветки распустили лепестки»
Календарно-тематическое планирование и содержание занятий по логопедической ритмике :
Календарно-тематическое планирование и содержание занятий по логопедической ритмике в. 1 классе.
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Лексическая составляющая | Формы работы |
Сентябрь | 1 | Музыкальный звук | Беседа о музыкальном звуке | Вводная беседа о логоритмике. Ходьба, бег с переходом на ходьбу. Беседа о музыкальном звуке. Определение высоты звука с соответствующими жестами. Определение длительности звука. Музыкально-ритмическая игра «Птички и медведи»( обыгрывание различных музыкальных темпов.) Упражнение на релаксацию «Вот как мы отдыхаем» |
2 | Музыкальный ритм | Беседа на тему «Мифы разных народов о возникновении музыки» | Ходьба, бег .Беседа на тему «Мифы разных народов о возникновении музыки, об исполнителях , которые усмиряли звуками диких зверей». Слушание музыки с различными музыкальными ритмами. Ритмическая игра « Топотушки» Упражнение на релаксацию « Звери и птицы спят» | |
3 | Окружающий мир и музыка | Логопедическая игра Мерсибо « Сорока-Белобока» | Ходьба, бег .Беседа на тему «Живая природа и музыка» Соотнесение высоты звука с животными. Артикуляционная гимнастика. Слушание музыки Е. Крылатов « Откуда музыка берет начало?» Музыкально-ритмическая игра «Дикие животные и их детеныши» Пластический этюд « Зернышко» Игра Мерсибо « Сорока-Белобока» | |
4 | Фрукты, овощи | Логопедическая игра Мерсибо « Фрукты, Овощи» | Ходьба , бег. Беседа « Назови обобщающие понятия» Динамические упражнения « Яблоньки». Малоподвижная игра « Зеленая репка» Упражнение на релаксацию « Толстячки-худышки»» Игра Мерсибо « Фрукты, Овощи» | |
Ок тябрь | 1 | Сад, огород | Разучивание песни « Урожай» муз. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной | Ходьба хороводным шагом. Беседа « Что растет в саду, что в огороде» Упражнения на голосоведение. ОРУ « Отгадай овощ» Игра «Превратись в овощ» Инсценировка песни «Урожай» |
2 | Осень | Разучивание песни муз. В.Витлина, сл. Т. Волгиной « Осень спросим» | Ходьба змейкой. Бег. Беседа о приметах осени. Дыхательное упражнение « Ветерок». Слушание музыки. Ю. Слонов, В. Маслов «Здравствуй, осень!» Игра на музыкальных инструментах. Игра « Осень спросим» Упражнение на релаксацию « Дождик» | |
3 | Деревья | Беседа о деревьях | Ходьба со сменой ведущего. Бег. Беседа о деревьях. ОРУ « Ветка, другая» Упражнение на голосоведение « Осенние листья на веточках сидят» Музыкальная игра А. Филиппенко, сл. Машканцев « Танец осенних листочков» Упражнение на релаксацию « Звуки природы» | |
4 | Инструмен-ты | Логопедическая игра Мерсибо « Рабочий инструмент» | Ходьба, бег. Беседа об инструментах. ОРУ с палкой. Игра « Угадай инструмент» Подвижная игра « Челнок» Дыхательные упражнения « Молоток» « Пила» « Рубанок» Логопедическая игра Мерсибо « Рабочий инструмент» | |
Ноябрь | 1 | Птицы | Разучивание стихотворения С. Черного «Воробей» | Ходьба с высоким подниманием бедра. Бег с имитацией .Беседа о перелетных, зимующих и домашних птицах» ОРУ « Птичий двор» Упражнения на голосоведение « Наши птички с утра» Слушание музыки Ю. Антонов « Воробьиная дискотека» Подвижна игра « Воробей и кошка» Упражнения на релаксацию» Звери и птицы спят» |
2 | Насекомые | Разучивание русской народной песни « Как у наших у ворот» | Ходьба, бег с остановкой по звуковому сигналу. Беседа о насекомых. ОРУ Буренина « Танец бабочек» Дыхательные упражнения « Насекомые» Слушание музыки. Разучивание русской народной песни « Как у наших у ворот» Подвижная игра « Пчелки и ласточки» Релаксация под шум природы. | |
3 | Дикие животные | Логопедическая игра Мерсибо « Дикие животные» | Ходьба. Бег галопом. Беседа о диких животных. ОРУ « Тень-тень-потетень». Слушание музыки А.Журбин. « Косолапый мишка» Дыхательное упражнение « Сердитый ёж» Подвижная игра « У медведя во бору» Упражнение на релаксацию « Олени» Игра Мерсибо « Дикие животные» | |
4 | Домашние Животные | Разучивание стихотворения И. Беляевой « Лошадка» (Хацкалева) | Ходьба. Бег с забрасыванием голени назад. Беседа о домашних животных» ОРУ с имитацией повадок домашних животных. Слушание музыки Ф. Рыбицкий « Кот и мышь» Подвижная игра « Лошадки» Дыхательное упражнение « Кошка засыпает»( Гуськова) | |
Декабрь | 1 | Плоды, ягоды, грибы | Разучивание песни муз. М. Иорданского, сл. Н. Найденовой « Мы пойдем, пойдем. пойдем Т. Ткаченко « Там на горке,погляди-ка» | Ходьба на пятках. Бег широким шагом. Беседа о плодах . ОРУ « На полянку мы заходим» Разучивание песни муз. М. Иорданского, сл. Н. Найденовой « Мы пойдем, пойдем. пойдем» Хороводная игра на музыку М. Иорданского сл. Н. Найденовой . Русская народная хороводная игра « На горе-то калина» Подвижная игра « Ягоды» Упражнения на релаксацию « Там на горке, погляди-ка» (Гуськова) |
2 | Человек | Логопедическая игра « Мерсибо « Комариная школа» | Ходьба в полуприсяде. Бег с прыжками. ОРУ с флажками. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на голосоведение «Веселое настроение» Подвижная игра с мячом « Вызови по имени» Хороводная игра « Дударь» ( Гуськова) Игра « Мерсибо « Комариная школа» | |
3 | Зима | Разучивание стихотворения И. Сурикова « Белый снег пушистый» | Ходьба с изменением темпа. Бег в переменном темпе. Обсуждение стихотворения С. Есенина « Зима». ОРУ « Наконец пришла зима». Слушание музыки П.Чайковский « Декабрь» Упражнение на голосоведение « Вьюга» Подвижная игра « Мороз Красный нос»( гуськова) Упражнение на релаксацию по стихотворению И. Сурикова « Белый снег пушистый» | |
4 | Зимние забавы | Обсуждение стихотворения С. Есенина « Белая береза» | Ходьба боком. Бег на носках. Обсуждение стихотворения С. Есенина « Белая береза» ОРУ « Ой, мороз!» Слушание музыки. Римский-Корсаков « Песня Деда Мороза» вступление к опере « Снегурочка». Подвижная игра « Снежная баба» Релаксация по музыку Вивальди « Зима» | |
Январь | 1 | Транспорт | Изучение правил дорожного движения. | Ходьба с изменением направления. Бег с ускорением. Беседа о транспорте. ОРУ « Колеса»(Сорокина) Слушание музыки М.Раухвергер « Автомобиль». Подвижная игра « Поехали» Беседа о правилах дорожного движения. |
2 | Профессии | Логопедическая игра Мерсибо « Угадай профессию» Знакомство с стихотворением В. Степанова « Плотник» | Ходьба приставным шагом в сторону. Бег по разметкам. Беседа о профессиях. ОРУ . Просмотр и слушание песни из мультфильма « Все профессии важны» Подвижная игра « Почта» ( Гуськова) Пластический этюд по стихотворению В. Степанова « Плотник» Игра Мерсибо « Угадай профессию» | |
3 | Строители | Разучивание песни. Е. Тиличеева. Н. Найденова. « Строим дом»» Игра Мерсибо « Стройка-перестройка» | Ходьба с лентами. Семенящий бег. Беседа о профессиях на стройке. ОРУ « На стойке» Разучивание песни. Е. Тиличеева. Н. Найденова. « Строим дом» Подвижная игра « Сторож» Малоподвижная игра « Этот кубик передай» Пальчиковая гимнастика « В переулке дом растет»( Гуськова) Игра Мерсибо « Стройка-перестройка» | |
4 | Шоферы | Разучивание и пение песни А.Потапенко, сл. Н. Найденовой « Машина». Логопедическая игра Мерсибо « Такси вызывали?» | Ходьба с изменением направления. Бег с прыжками. Беседа « Из каких частей состоит автомобиль» ОРУ с палками. Пение песни А.Потапенко, сл. Н. Найденовой « Машина». Подвижная игра « Шоферы» Игра-упражнение на автоматизацию звуков .Игра Мерсибо « Такси вызывали?» | |
Февраль | 1 | Машинисты | Разучивание песни « Поезд» Муз.Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан. | Ходьба с изменением частоты и длины шагов. Бег с ускорением. Беседа о профессиях на железнодорожном транспорте. ОРУ с Флажками. Мелодекламация под музыку Бурениной « Скоро поезд отойдет» Музыкально-подвижная игра « Поезд» Муз.Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан. Упражнение на голосоведение « Песенка паровоза» |
2 | Летчики | Беседа на тему: Летчики | Ходьба с чередованием с бегом. Беседа о самолетах. ОРУ с имитацией. Слушание песни Г. Гладков Ю. Ким « Ковер-самолет». Подвижная игра « Самолеты полетели» под муз.М. Раухвергера ( Таран) « Самолеты» Упражнение на релаксацию « Крылья самолета» | |
3 | Моряки | Беседа на тему Моряки | Ходьба строевым шагом. Бег змейкой. Беседа о морских профессиях. ОРУ « Ветер по морю гуляет» Пение песни « У матросов нет вопросов». Азбука матросского танца « Яблочко» Подвижная игра « Два ерша» Пальчиковая игра на морскую тему.( Цвынтарный «Лодочка» « Пароход») | |
4 | Защитники Отечества | Беседа на тему Защитники Отечества | Спортивная ходьба. Бег с препятствиями. Беседа о Дне Защитника Отечества. ОРУ « Аты-баты, шли солдаты». Пение песни « Солдатушки - бравы ребятушки». Подвижная игра « Борьба за флажки». Упражнения на дыхание и голосоведение « Солдаты» « Пулемет» | |
Март | 1 | Дом | Беседа на тему Дом | Беседа на тему « Твой дом». Ходьба с ОРУ. Бег с различными положениями рук. ОРУ с имитацией на музыку А. Пончиели « Танец часов». Упражнения на дыхание и голосоведение «Включи свет» « Дверь скрипит» Слушание музыки Ю.Антонов. « Родные места» Подвижная игра « Теремки». Логоритмическое упражнение «Чтобы дом построить новый» |
2- | Продукты | Беседа на тему Продукты | Беседа о продуктах. Ходьба на носках. ОРУ с кубиками. Упражнения на дыхание и голосоведение « Жарим пирожки» « Варим суп». Артикуляционная гимнастика. Слушание музыки А. Хочинский « Песня о хлебе» Подвижная игра « Пирог». Пальчиковая гимнастика « Пирожки пшеничные» | |
3 | Одежда, обувь. | Беседа на тему Одежда, обувь. | Беседа об одежде и обуви. Ходьба в полуприсяде. Бег с изменением направления. ОРУ с платочками. Слушание музыки . Русская народная песня « Сапожки»Пальчиковая гимнастика « Обновки» Подвижная игра « Иголки и нитки» Логоритмическая игра « Есть в шкафу у Кати» Упражнение для ног « Башмачки» | |
4 | Куклы | Беседа на тему Куклы | Беседа об игрушках. Ходьба на прямых ногах. Бег на носках. ОРУ « Куклы» Пение песни М. Красев « Колыбельная для куклы» Хороводная игра « Будет кукла танцевать» Упражнение на релаксацию « Буратино и Шалтай-Болтай» | |
Апрель | 1 | Мебель | Беседа на тему Мебель | Беседа на тему « Мебель» Ходьба с преодолением препятствий. Бег с прыжками. ОРУ с кубиками. Логоритмическая игра «Девочка Марина порядок наводила» Подвижная игра « На стульчике». Пальчиковая игра « Мебель я начну считать». |
2 | Весна | Беседа на тему Весна | Беседа о весне. Ходьба по кругу. Бег по кругу. ОРУ с лентами. Дыхательные упражнения « Приход весны» Пение Песни Н. Жемойтук. Слушание музыки. Леммик. « Песня птиц» « Золотые капельки »Хороводная игра « Матушка-весна». Игра-превращение « Какой бывает лес?» | |
3 | Зоопарк | Беседа на тему Зоопарк | Беседа об обитателях зоопарка. Ходьба на внутренней стороне стопы. Имитационный бег лошадки. ОРУ « Зоопарк» Слушание музыки Упражнения на дыхание и голосоведение «Как кричат животные» Подвижная игра « Обезьянки» Упражнение на релаксацию « Олени» | |
я | Цирк | Беседа на тему Цирк | Ходьба с султанчиками. Бег с султанчиками. ОРУ с султанчиками. Пальчиковая игра « Животные Севера» Слушание музыки . Галынин « Медведь» Подвижная игра « Олень» Хороводная игра под музыку Маликов. Пресняков « Дрессировщик»( Таран) | |
Май | 1 | Рыбы | Беседа на тему Рыбы | Ходьба улиткой. Бег с различными положениями рук. ОРУ с имитацией .Пальчиковая гимнастика» Жил, да был один налим» Слушание музыки Н. Римский – Корсаков. « Пляска золотых рыбок» Подвижная игра « Два ерша» Дыхательное упражнение « Чайки ловят рыбу» |
2 | Цветы | Беседа на тему Цветы | Беседа о цветах. Игра « Подбери слово» ОРУ с лентами. Пение песни Е.Тиличеева. « Летние цветы». Малоподвижная игра « Садовник» Упражнение на дыхание « Аромат цветов» Упражнение на релаксацию « Наши алые цветки распустили лепестки» | |
3 | Школа | Беседа на тему Школа | Беседа о школе. Ходьба с чередованием с бегом. ОРУ с палками. Упражнение на голосоведение « Веселое настроение» Пение песни Шаинского « Чему учат в школе» Подвижная игра « Уголки» Пальчиковая гимнастика « Книги» | |
4 | Лето | Беседа на тему Лето | Беседа о лете. Ходьба на пятках. Бег противоходом. Пальчиковая и мимическая гимнастика « Что такое лето?» ОРУ. Упражнения на голосоведение « Собираем цветы» Пение песни Н. Песковой « Я на солнышке лежу» Подвижная игра» Родничок» Пластическая композиция « Цветок» |
Календарно-тематическое планирование и содержание занятий по логопедической ритмике во 2 классе.
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Лексическая тема | Формы работы |
Сентябрь | 1 | Приходи сказка | Беседа по сказке Приходи сказка | Беседа о сказках. Ходьба в чередовании с бегом. ОРУ с имитацией муз. Шаиского « В траве сидел кузнечик» Артикуляционная и мимическая гимнастика « Мерсибо» Пение песни Ю Антонов. « Детские сказки» Игра Мерсибо « В гостях у сказок» Подвижная игра « Жмурки» Пластический этюд « Превращения» |
2 | Волк и козлята | Беседа по сказке Волк и козлята | Беседа по сказке « Волк и семеро козлят». Ходьба с крестным шагом. Семеняший бег. ОРУ имитационные « Танец маленьких утят». Слушание музыки. Отрывки из оперы М. Коваль « Волк и семеро козлят» Пение песни « Целый день поем, Играем». Подвижная игра « Волк и козлята». Игра на музыкальных инструментах под колыбельную песню из фильма « Мама» | |
3 | Три поросенка | Беседа по сказке Три поросенка | Беседа по сказке « Три поросенка». Ходьба в полуприсяде. Бег с притопами. ОРУ имитационные. Пение песни Е.Ботяров « Поросенок». Подвижная игра инсценировка « Хоть полсвета обойдешь» Пластический этюд « Обед поросят» | |
4 | Теремок | Беседа по сказке Теремок | Беседа по сказке « Теремок». Ходьба на носках мелким и широким шагом. Прыжки с ноги на ногу. Прыжки с продвижением вперед. Бег на носках. Бег широким шагом. Ходьба на наружной стороне стопы. ОРУ с имитацией. Слушание музыки. В. Малышев. Сюита « Теремок». Подвижная игра « Зайчик». Логоритмическая игра « Строим дом» | |
Ок тябрь | 1 | Репка | Беседа по сказке Репка | Беседа по сказке « Репка» Ходьба обычным шагом. Стремительный бег. ОРУ с имитацией. Слушание музыки. Отрывки из оперы Р. Сагдиева « Репка» Подвижная игра « В гостях у жителей Теремка» Логоритмическая игра « Эту репку , передай» |
2 | Колобок | Беседа по сказке Колобок | Беседа по сказке « Колобок» Ходьба с движениями руками. Бег мелким и широким шагом. ОРУ с имитацией. Слушание музыки. Отрывки музыки Р. Щедрина к мультфильму « Колобок». Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра» Колобок» Логоритмическое упражнение « Колобок»( Хацкалева) | |
3 | Три медведя | Беседа по сказке Три медведя | Беседа по сказке « Три медведя» Ходьба на внешней стороне стопы. Бег имитационный. ОРУ имитационные. Слушание музыки. Отрывки из оперы М.Мееровича « Три медведя». Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « У медведя во бору» Пластический этюд « Медведь по лесу бродит» | |
4 | Лиса и заяц | Беседа по сказке Лиса и заяц | Беседа по сказке « Лиса и заяц» Ходьба имитационная .Бег скрестным шагом. ОРУ с имитацией. Слушание музыки М. Меерович к мультфильму « Лиса и заяц» Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « Лиса и зайцы»( Гуськова) Пластический этюд на стихи М. Цвынтарного « Ушки длинные у зайки» | |
Ноябрь | 1 | Лисичка сестричка и серый волк | Беседа по сказке Лисичка сестричка и серый волк | Беседа по сказке « Лисичка сестричка и серый волк» Ходьба с имитацией. Бег скрестным шагом. ОРУ и имитацией. Слушание музыки В. Малышев « Лиса» « Волк» Подвижная игра « Лиса близко затаилась»(Гуськова) Упражнение на дыхание и голосоведение «Волк» |
2 | Кошкин дом | Беседа по сказке Кошкин дом | Беседа по сказке Маршака « Кошкин дом» Ходьба парами. Бег на носках. Инсценировка отрывка из сказки. Слушание музыки. П. Вальдгардт сцены из музыкального спектакля « Кошкин дом». Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « Кот и мыши» Упражнение на дыхание и голосоведение « Кошка засыпает» | |
3 | Петушок золотой гребешок» | Беседа по сказке Петушок золотой гребешок» | Беседа по сказке « Петушок - Золотой гребешок» Ходьба на пятках. Бег с прыжками. ОРУ имитационные. Слушание музыки. Р.Щедрин « Петушок - Золотой гребешок». Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « Петух». Упражнение на голосоведение « Петушок» | |
4 | Лиса и журавль | Беседа по сказке Лиса и журавль | Беседа по сказке « Лиса и журавль». Ходьба скрестным шагом и с высоким подниманием бедра. Бег по кочкам. ОРУ с имитацией. Слушание музыки. Игра на инструментах. Железнова «Лиса и журавль» Подвижная игра « Лиса- лиска» Упражнение на координацию « Ножницы» | |
Декабрь | 1 | Кот лиса и петух | Мужик Кот лиса и петух | Беседа по сказке « Кот, лиса и петух» Ходьба на согнутых ногах. Бег с забрасыванием голени назад. ОРУ с имитацией. Слушание музыки . Р.Щедрин музыка к мультфильму « Кот, лиса и петух» игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра» Лиса близко затаилась» Упражнение на дыхание и голосоведение « Петушок» |
2 | Мужик и медведь | Беседа по сказке Мужик и медведь | Беседа по сказке « Мужик и медведь» Ходьба на внешней стороне стопы. Бег с хлопками. ОРУ с имитацией. Слушание музыки .Е. Ботяров музыка к мультфильму « Мужик и медведь» Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « У медведя во бору» Упражнение на релаксацию « Медведь» | |
3 | К.И. Чуковский Муха Цокотуха | Беседа по произведению К.И .Чуковский Муха Цокотуха | Беседа по сказке « Муха Цокотуха» Ходьба с движениями рук. Стремительный бег. ОРУ с имитацией. Слушание музыки И.Егиков музыка к мультфильму « Муха – Цокотуха» Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « Перестали птицы петь. Значит снова нам лететь» Таран. Упражнение на координацию « Как у наших у ворот». | |
4 | Г. Карпова. Волшебные превращения дождевой Капельки. | Беседа по сказке Г. Карпова. Волшебные превращения дождевой Капельки. | Хобьба на носках. Бег на полупальцах. Знакомство и инсценирование сказки Г.Карповой « Волшебные превращения дождевой капельки» Слушание музыки. П. Дука « Ученик чародея» Подвижная игра « Солнышко и дождик» Пластический этюд « Пластилин и художник» | |
Январь | 1 | О.О.Дриз. Семицветная страна. | Беседа по произведению О.О.Дриз. Семицветная страна. | Знакомство с творчеством поэта О.Дриза. Ходьба простым хороводным шагом. Бег на полупальцах. ОРУ « Деревья» Слушание музыки на стихи О.Дриза А.Суханов « Зеленая карета». Пение песни Г.Гладкова на стихи О.Дриза « Вот я вижу». Творчество поэта в картинах художников. Пластический этюд « Превращения» |
2 | И. Караваева. Волшебный сон | Беседа по сказке И. Караваева. Волшебный сон | Ходьба на носках. Бег легкий. Знакомство инсценирование сказки Караваевой « Волшебный сон». Слушание музыки С.Прокофьев. « Сказочка» Пение песни И. Дунаевский» Колыбельная» Пластический этюд « Превращения» | |
3 | Р.Э.Распе из книги Приключения барона Мюнхаузена. | Беседа по произведению Р.Э.Распе из книги Приключения барона Мюнхаузена. | Ходьба в приседе. Бег пот диагонали. Беседа по произведению Р.Э.Распе « Приключения барона Мюнхаузена» ОРУ с палками. Слушание музыки Д.Кривицкого к мультипликационному фильму « Приключение барона Мюнхаузена». . Упражнение на передачу ритмического рисунка Пластическая композиция «Превращения» | |
4 | К. Чуковский « Мойдодыр» | Беседа по произведению К. Чуковский « Мойдодыр» | Ходьба с изменением характера в соответствии с музыкальной динамикой. Бег легкий. Беседа по произведению К. Чуковского « Мойдодыр». Слушание музыки. Ю.Левитин к мульфильму « Мойдодыр» Инсценирование произведения К.Чуковского « Мойдодыр» Поастическая композиция « Покажи музыкальный инструмент» | |
Февраль | 1 | А.С.Пушкин. « Сказка о царе Салтане» | Беседа по сказке А.С.Пушкин. « Сказка о царе Салтане» | Ходьба с изменением направления в соответствии с характером музыки. Бег с подскоками. Беседа по произведению А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане» Слушание музыки. Отрывки из оперы Римского-Корсакого « Сказка о царе Салтане». Упражнение на передачу ритмического рисунка. Подвижная игра « Море волнуется». Пластический этюд « Превращения» |
2 | Н.Островский «Снегурочка» | Беседа по сказке Н. Островский «Снегурочка» | Ходьба на носках. Бег на полупальцах. Ору с султанчиками. Беседа по сказке Н.Островского " «Снегурочка" Слушание музыки. Отрывки из оперы Римского-Корсакова « Снегурочка» Игра « Маятник» на передачу ритмического рисунка. Подвижная игра « Два Мороза» Пластическая композиция « Снегурочка» | |
3 | Ш.Перро. Золушка | Беседа по сказке Ш.Перро. Золушка | Ходьба по диагонали. Бег с забрасыванием голени назад. ОРУ с лентам. Беседа по сказке Ш.Перро « Золушка». Слушание музыки. Отрывки из произведения С.Прокофьева « Золушка». Игра « Маятник» на передачу ритмического рисунка. Азбука танцевальных движений. Разучивание танцевальных движений.( поскоки, хлопки, галоп) « Добрый жук» Пластическая композиция « Превращения» | |
4 | Картины из балета И.Стравинского « Петрушка» | Беседа по балете Картины из балета И.Стравинского « Петрушка» | Ходьба на носках. Бег на полупальцах. Беседа о балете. И.Стравинский «Петрушка». Игра « Маятник» на передачу ритмического рисунка. Картины из балета. Пластическая композиция « Фокусник и куклы» Упражнение на релаксацию « Петрушка» | |
март | 1 | Г.Ветрова. О грустном художнике.( Васнецов) | Беседа по сказке Г.Ветрова. О грустном художнике.( Васнецов) | Ходьба с различными движениями руками. Бег с притопами. Чтение сказки Г.Ветровой « О грустном художнике» Знакомство с произведениями художника Васнецова. Слушание музыки. Мусоргский. « Избушка на курьих ножках». Игра « Маятник» на передачу ритмического рисунка. Подвижная игра «Конь бежит, вся земля дрожит, в поле урожай ничком лежит» Пластическая композиция «Художник и пластилин» |
Март | 2 | Русская народная музыка | Беседа о русской народной музыке | Ходьба хороводным шагом. Легкий бег. ОРУ с платочками. Беседа о русской народной музыке. Слушание русской народной музыки « Ярмарка» Игра на музыкальных инструментах. Хороводная игра « Ой на горе» Подвижная игра « Колечко» Пластический этюд « Художник и глина» |
3 | Русская народная песня | Беседа Русская народная песня | Ходьба хороводным шагом. Легкий бег. ОРУ с платочками. Беседа о русской народной песне. Пение русской народной песни «Ой. Люли» Подвижная игра « Дятел»( Литвинова) Хороводная игра « Каравай» | |
4 | Русский народный танец (Камаринская) | Беседа Русский народный танец (Камаринская) | Ходьба хороводным шагом. Легкий бег. ОРУ с платочками. Беседа о русском народном танце . Слушание музыки Русская народная песня « Светит месяц» . Игра на музыкальных инструментах. Азбука танцевальных движений. Разучивание движений танца « Камаринская»( шаги подбоченясь, притопы, приседы с притопом) Русская народная игра « Солнце и месяц» | |
апрель | 1 | Русский народный танец (Калинка) | Беседа Русский народный танец (Калинка) | Ходьба хороводным шагом. Легкий бег. ОРУ с платочками. Беседа о русском народном танце. Слушание музыки .И. Ларионов «Калинка» Игра на музыкальных инструментах. Азбука танцевальных движений. Разучивание движений танца « Калинка»( хороводный шаг, шаги подбоченясь, кружение с хлопками, притопы, приседы с притопом) Русская народная игра « По тропинке кувырком» |
апрель | 2 | Русский народный танец (Барыня) | Беседа Русский народный танец (Барыня) | Ходьба хороводным шагом. Легкий бег. ОРУ с платочками. Беседа о русском народном танце. Слушание музыки . Русская народная песня « Барыня»Игра на музыкальных инструментах. Азбука танцевальных движений. Разучивание движений танца « Барыня»( шаги подбоченясь, притопы, приседы с притопопом) Пластический этюд « Комарики – мошки» ( Литвинова) |
3 | Марши спортивные | Беседа Марши спортивные | Ходьба спортивным шагом. Бег с чередованием с ходьбой. ОРУ с имитацией движений спортсменов. Беседа о маршах. Слушание музыки. И. Дунаевский. Спортивный марш. Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра» Спортландия» Пластический этюд « Превращения» | |
4 | Марши детские | Беседа Марши детские | Ходьба спортивным шагом. Бег с чередованием с ходьбой. ОРУ с палками. Беседа о маршах. Слушание музыки. С. Прокофьев. « Детский марш» . Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « Краски» Упражнение га голосоведение | |
Май | 1 | Марши игрушечные | Беседа Марши игрушечные | Ходьба спортивным шагом. Бег с чередованием с ходьбой. ОРУ с палками. Беседа о маршах. Слушание музыки. Чайковский « Марш деревянных солдатиков». Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « Море волнуется» Упражнение на голосоведение |
2 | Марши военные | Беседа Марши военные | Ходьба спортивным шагом. Бег с чередованием с ходьбой. ОРУ с палками. Беседа о маршах. Слушание музыки. И. Дунаевский. Спортивный марш. Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « Море волнуется» Упражнение на голосоведение | |
3 | Марши сказочные | Беседа Марши сказочные | Ходьба спортивным шагом. Бег с чередованием с ходьбой. ОРУ с палками. Беседа о маршах. Слушание музыки. И. Глинка . Марш Черномора из оперы « Руслан и Людмила. Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « Море волнуется» Упражнение на голосоведение. | |
4 | Марши пионерские | Беседа Марши пионерские | Ходьба спортивным шагом. Бег с чередованием с ходьбой. ОРУ с палками. Беседа о маршах. Слушание музыки. Лев Ошанин. М. Фрадкин. Пионерский марш. Игра на музыкальных инструментах. Марш с имитацией. |
Календарно-тематическое планирование и содержание занятий по логопедической ритмике в 3 классе .
Месяц | Неделя | Лексическая тема | ||
Сентябрь | 1 | Выразительная роль мелодии | Беседа Выразительная роль мелодии | Ходьба на носках. Бег легкий. ОРУ с платочками. Беседа о роли мелодии ,как основы музыкального образа. Пение русской народной песни « Во поле береза стояла» Игра на музыкальных инструментах. Хороводная игра « Ой на горе-то» Упражнения на релаксацию « Яблочки»( Хацкалева) |
2 | Музыка русских композиторов | Беседа Музыка русских композиторов | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. Беседа о музыке русских композиторов. Слушание музыки. П. Чайковский. Сцены из балета. «Щелкунчик». Рост елки. Игра « Маятник» Пластический этюд под музыку П. Чайковского Танец фей Драже. | |
3 | Русские народные песни в обработке Русских композиторов. | Русские народные песни в обработке Русских композиторов. | Ходьба по кругу. Бег по кругу. Беседа о русских народных песнях в обработке русских композиторов. Слушание музыки Русская народная песня « Голова ль ты моя, головушка» в обработке Н. Римского-Корсакова и в обработке П. Чайковского. Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « На бабушкином дворе» Хороводная игра « Выйду ль, я» | |
4 | Русские народные инструменты | Беседа Русские народные инструменты | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. ОРУ с платочками. Беседа о русских народных инструментах. Слушание музыки.В. Вивальди « Весна» в исполнении оркестра народных инструментов им. Андреева. Игра на музыкальных инструментах. Пластический этюд « Ручеек» | |
Октябрь | 1 | Колокольная музыка | Беседа Колокольная музыка | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. ОРУ с колокольчиком. Беседа о колокольной музыке. Слушание музыки. П.Чайковский. Детский альбом. П Чайковский Торжественная увертюра Игра на музыкальных инструментах. Подвижная игра « Ваня-простота»( Хацкалева) |
2- | Праздники русской православной церкви. | Беседа Праздники русской православной церкви. | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. ОРУ с платочками. Беседа о праздниках русской православной церкви. Слушание музыки. Земле русская. Стихира русским святым. Игра « Маятник» Русская народная игра « Солнышко» | |
3 | Рождество. | Беседа Рождество. | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. Беседа о православном празднике –Рождество Христово. Слушание музыки П.Чайковский Рождественские колядки « Рождество Христово» Игра « Маятник». Слушание музыки Н.Римски1-Корсаков « Ночь перед рождеством» | |
4 | Пасха. | Беседа Пасха. | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. ОРУ с веточками. Беседа о православном празднике –Пасха. Пение произведения А.Архангельского, П. Чеснокова « Пасху радостно встречаем» Слушание музыки. С.Рахманинов « Светлый праздник» Игра на музыкальных инструментах. Русская народная игра « Солнышко» | |
Ноябрь | 1 | Обряды и песни зимы | Беседа Обряды и песни зимы | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. Беседа об обрядах зимы.Слушание музыки П.Чайковский Рождественские колядки. « Щедрый вечер» Игра « Маятник» Пение русской народной песни « Здравствуй, гостья , зима» Подвижная игра « Два Мороза» |
2 | Масленица | Беседа Масленица | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. ОРУ с ватными шариками. Беседа о празднике- Масленица. Слушание музыки. Н.Римский Корсаков . Проводы Масленицы из оперы « Снегурочка» Игра « Маятник» Упражнение на релаксацию « Раньше всех на свете солнце встало» Ю. Марцанкявичус. | |
3 | Обряды и песни весны | Беседа Обряды и песни весны | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. ОРУ с султанчиками. Беседа об обрядах и песнях весны.Слушание музыки.Веснянки.Игра « Маятник» Слушание музыки Н.Римский-Корсаков Третья песня Леля из оперы « Снегурочка» Подвижная игра « Скворушки»( Хацкалева) | |
4 | Обряды и песни лета | Беседа Обряды и песни лета | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. ОРУ с лентами. Беседа об обрядах лета. Слушание музыки. Обряд завивания бороды. Игра « Маятник» Подвижная игра « Угостим зайчика морковкой» | |
Декабрь | 1 | Обряды и песни осени | Беседа Обряды и песни осени | Ходьба бодрым шагом. Бег на полупальцах. Беседа об обрядах осени. Слушание музыки. Русская обрядовая песня « Ах, солнышко за бор» Хороводная игра « Здравствуй, осень!» Пластический этюд « За рекой растаял дождик»( Хацкалева) |
2 | Патриотические праздники России | Беседа Патриотические праздники России | Ходьба бодрым шагом. Бег с флажками ОРУ с флажками. Беседа о патриотических праздниках России. Слушание музыки. М. Глинка « Славься» Игра « « Маятник» Пение песни «славны были наши деды». Пластический этюд « Аты - баты, шли солдаты!» | |
Духовой оркестр | Беседа Духовой оркестр | Ходьба бодрым шагом под муз. Соловьева- Седова « В путь» Беседа о составе духовых оркестров. Слушание музыки В. Агапкин « Прощание славянки» Игра на музыкальных инструментах. ОРУ .Слушание марша А. Бородина из оперы « Князь Игорь» Подвижная игра «Добеги и убеги»( Литвинова) Пластическая композиция « Волшебные фигуры» | ||
4 | Танцевальные ритмы в исполнении духового оркестра | Беседа Танцевальные ритмы в исполнении духового оркестра | Ходьба бодрым шагом под муз. Соловьева- Седова « В путь» Беседа о духовых оркестрах. Слушание музыки Б. Беккер « Лесная сказка» Игра « Метроном». Азбука танцевальных движений. Вальс под музыку Е. Дрейзина « Березка» | |
1 | Эстрадный оркестр | Беседа Эстрадный оркестр | Ходьба быстрым шагом под музыку марша О. Лунстрем. В хорошем настроении. Беседа об эстрадном оркестре. Слушание музыки. Ф. Карле. Утренняя серенада. В исполнении О. Лунстрема . Игра Метроном. Пластический этюд под музыку И. Шамсутдинова Белая береза в исполнении О. Лунстрема. | |
2-ая | Танцевальные ритмы в исполнении эстрадного оркестра | Беседа Танцевальные ритмы в исполнении эстрадного оркестра | Ходьба быстрым шагом под музыку марша О. Лунстрем. В хорошем настроении. Беседа об эстрадном оркестре. Слушание музыки . О. Лунстрем Новоселы. Азбука танца .М. Лючеси. Чика. чика. чу . Бразильский танец. Пластический этюд под музыку И. Шамсутдинова Белая береза в исполнении О. Лунстрема. | |
3 | Электронные инструменты | Беседа Электронные инструменты | Ходьба приставным шагом. Бег змейкой. Беседа об электронных музыкальных инструментах. Беседа об академической электронной музыке. Слушание музыки Э. Варез. « Электронная поэма» Плпстический этюд « Изобрази инструмент». Слушание музыки Э. Артемьев « Солярис» Пластический этюд « Волшебные превращения» | |
4-ая | Электронная музыка в стиле рок | Беседа Электронная музыка в стиле рок | Ходьба приставным шагом. Бег змейкой. Беседа об электронных музыкальных инструментах. Беседа об электронной музыке в стиле рок. Слушание музыки Tne Beatles . Белый альбом. Пластический этюд « Изобрази инструмент». Слушание музыки Tne Beatles к мультипликационному фильму « Желтая подводная лодка» Пластический этюд « Волшебные превращения» | |
Январь | 1 | Клавишные инструменты | Беседа Клавишные инструменты | Ходьба с соблюдением интервала. Бег по диагонали. ОРУ « Только в лес мы все пришли» ( Анисимов) Беседа о клавишных инструментах. Слушание музыки Ф. Шуберт « Зимний путь» Весенний сон. Игра метроном. Слушание музыки Ф. Шуберт. « Вальс» Азбука танцевальных движений. Вальс. |
2 | Органная музыка | Беседа Органная музыка | Ходьба с высоким подниманием колена. Бег с высоким подниманием колена. ОРУ Слушание музыки. И.С.Бах. Адажио в исполнении органа. Игра « Метроном» | |
3 | Клавесинная музыка | Беседа Клавесинная музыка | Ходьба с высоким подниманием колена. Бег с высоким подниманием колена. ОРУ Слушание музыки. Ж.Ф.Рамо. Гавот. Клавесин.Игра « Метроном» Пластический этюд « В старинном замке» | |
4- | Фортепианная музыка | Беседа Фортепианная музыка | Ходьба с высоким подниманием колена. Бег с высоким подниманием колена. ОРУ Слушание музыки. Шопен. Вальс. Игра « Метроном» Азбука танцевальных движений . Вальс. | |
Февраль | 1 | Жанры вокальной, инструментальной, симфонической музыки. | Беседа Жанры вокальной, инструментальной, симфонической музыки. | Ходьба с ускорением. Бег с ускорением. ОРУ. Беседа о жанрах вокальной, инструментальной, симфонической музыки. Слушание музыки. Ф. Шуберт « Форель» Игра « Метроном». Пластический этюд « Рыбки» Слушание музыки. М. Легран. Шербурские зонтики. Пластический этюд « Пластилин и художник» |
2 | Вокальная музыка Песня Романс Ария | Беседа Вокальная музыка Песня Романс Ария | Ходьба в сочетании с другими движениями. Бег в сочетании с движениями. ОРУ. Беседа о вокальной музыке. Слушание музыки. Ф.Шуберт. отрывки из цыкла « Прекрасная мельничиха» Игра « Метроном». Слушание музыки. Алябьев. « Соловей». Пластический этюд « Соловей». Слушание музыки. Ж.Бизе. « Кармен» Ария Микаэлы. | |
3 | Песня | Беседа Песня Разучивание песни Александрова «Я по садику гуляла» | Ходьба в сочетании с другими движениями. Бег в сочетании с движениями. ОРУ. Беседа о песне. Слушание музыки. Ave, Maria Игра « Дирижер» Пение песни А. Александров « Я по садику гуляла» Пластический этюд « Я по садику гуляла». | |
4 | Хоровая музыка | Беседа Хоровая музыка | Ходьба в сочетании с другими движениями. Бег в сочетании с движениями. ОРУ. Беседа о хоровой музыке. Слушание музыки. « Выхожу один я на дорогу» Игра «Дирижер» Слушание музыки А.Бородин « Князь Игорь» хор невольниц .Пластический этюд « Дирижер и музыканты» | |
Март | 1 | Хоры детские | Беседа Хоры детские | Ходьба в сочетании с другими движениями. Бег в сочетании с движениями. ОРУ. Беседа о детских хорах. Слушание музыки. Ж.Бизе « Кармен» Хор мальчиков и девочек. Игра « Дирижер» Слушание музыки. Шаинский « Чему учат в школе» Пение песни. |
2 | Хоры мужские и женские | Беседа Хоры мужские и женские | Ходьба в сочетании с другими движениями. Бег в сочетании с движениями. ОРУ. Беседа о мужских и женских хорах. Слушание музыки Ж. Бизе « Кармен» хор девушек. Игра « Дирижер» Слушание музвки. Ж. Бизе. « Кармен» хор бояр. Подвижная игра « Бояре, а мы к вам пришли» | |
3 | Ансамбли. Фольклорные ансамбли. Современные. | Беседа Ансамбли. Фольклорные ансамбли .Современные. | Ходьба в сочетании с другими движениями. Бег в сочетании с движениями. ОРУ. Беседа об ансамблях. ОРУ. Слушание музыки. Русская народная песня « Капустка» Хороводная игра « Капустка» Слушание музыки | |
4 | Симфонические оркестры | Беседа Симфонические оркестры | Ходьба в сочетании с другими движениями. Бег в сочетании с движениями. ОРУ. Беседа о симфоническом оркестре. Слушание музыки . Прокофьев. Симфоническая сказка Петя и волк. Подвижна игра « Петя и волк» | |
Ритмы народов Мира | ||||
Апрель | 1 | Славянские танцы | Беседа О славянской культуре Славянские танцы | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о славянской культуре. Слушание музыки.П.Чайковский « Полька» из цикла « Детский альбом». Игра на музыкальных инструментах. Азбука танцевальных движений. Разучивание элементов танца « Полька» Белорусский танец – игра « Журавль» |
2 | Русский народный танец | Беседа Русский народный танец | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о русских народных танцах. Слушание музыки. П.Чайковкий « Камаринская» Игра на музыкальных инструментах. Слушание музыки. П. Чайковский « Трепак» Азбука танцевальных движений. Разучивание элементов танца « Трепак» Русская хороводная игра « Танок» | |
3 | Азбука танцевальных движений | Разучивание слов к русской народной игре « Мотаня» | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о русских народных танцах. Разучивание элементов русского народного танца. ( шаг, притопывание, присядка, присядка с выставлением ноги, шаг с приседаниями, шаг с покачиванием бедрами) М. Глинка. « Камаринская». Русская народная игра « Мотаня» | |
4 | Украинские народные танцы | Беседа Украинские народные танцы | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа об украинских народных танцах. Слушание музыки. М. Мусоргский. « Сорочинская ярмарка». Гопак. Игра « Метроном». Знакомство с элементами украинского танца « Гопак». Танец – игра « Метелица» | |
Май | 1 | Азбука танцевальных движений | Беседа Украинские народные танцы | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа об украинских народных танцах. Слушание музыки.» Казачок» А. Дарогомыжский « Малороссийский казачок» Игра на музыкальных инструментах. Разучивание танцевальных движений украинского народного танца « Казачок». Украинская народная игра – танец « Метелица» |
2 | Хороводные танцы | Беседа Хороводные танцы | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о русских народных танцах. Слушание музыки. И. Стравинский . Балет «Весна священная» « Вешние хороводы» Игра « Дирижер» Русская хороводная игра « Гарилки» | |
3 | Хоровод. Березка | Беседа Украинские народные танцы Хоровод. Березка | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о русских хороводных танцах. Слушание музыки.И. Стравинский . Балет « Петрушка» Хоровод « Эй, Ходит царь» Игра « Дирижер» Слушание музыки. « Березка» | |
4 | Азбука танцевальных движений | Беседа О хороводных танцах | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о хороводах. Пение русской народной песни « Во поле береза стояла» Игра на музыкальных инструментах. Разучивание танцевальных движений хоровода « Березка». Хороводная игра « Женитьба Терешки» |
Календарно-тематическое планирование и содержание занятий по логопедической ритмике в 4 классе
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Лексическая тема | Формы работы |
Сентябрь | 1 | Славянские танцы | Беседа Славянские танцы | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о славянских танцах. Слушание музыки. Е. Дога «Хора дружбы» Игра на музыкальных инструментах. Болгарский народный танец « Хора» Знакомство с элементами танца. Хороводная игра « Матаня» |
2 | Русский народный танец | Беседа Русский народный танец | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о русских народных танцах. Разучивание элементов танца « Трепак» Русская хороводная игра « Танок» | |
3 | Азбука танцевальных движений | Разучивание слов к хороводной игре «Журавль» | Ходьба хороводным шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о русских народных танцах. Разучивание танцевальных движений русского народного танца « Тройка» Хороводная игра « Журавль» | |
4 | Чешские танцы. | Беседа Чешские танцы. | Ходьба на носках. Бег с подскоками. ОРУ. Беседа о чешских народных танцах.Слушание музыки. А. Дворжак « Славянские танцы» « Полька» Игра « Дирижер» Б. Слушание музыки . Сметана « Чешские танцы» Знакомство с чешским народным танцем « Фуриант» | |
Октябрь | 1 | Азбука танцевальных движений. Полька | Беседа о чешских народных танцах . Полька | Ходьба быстрым шагом. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о чешских народных танцах. Разучивание элементов чешского народного танца « Полька» Игра « « Мерсибо» « Во круг света на плоту» |
2 | Польские танцы Мазурка Полонез | Беседа Польские танцы Мазурка Полонез | Ходьба приставным шагом. Бег с подскоками. ОРУ. Беседа о польских народных танцах. Слушание музыки . Ф. Шопен « Полонез» Игра « Дирижер» Слушание музыки. Ц. Пуни. Последнее действие « Конек – горбунок» . Пение песни « Жил был у бабушки серенький козлик» | |
3 | Азбука танцевальных движений | Беседа Польские танцы Мазурка Полонез | Ходьба с высоким подниманием колена. Бег на носках. ОРУ с платочком. Беседа о польских народных танцах. Слушание музыки. Ф. Шопен « Мазурка» Знакомство с танцевальными движениями польского танца « Мазурка Разучивание танцевальных движений польского народного танца « Полонез» | |
4 | Танцы народов входящих в состав России | Беседа Танцы народов входящих в состав России | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о культуре народов входящих в состав России. Знакомство с бурятским народным танцем « Ехор» Танец- игра «и Наадан». Разучивание танцевальных движений. | |
Ноябрь | 1 | Татарский танец | Беседа Татарский танец | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о культуре народов входящих в состав России. Знакомство с татарским народным танцем « Апипя» Игра « Дирижер» |
2 | Азбука танцевальных движений | Беседа О татарской культуре | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о татарской культуре. Знакомство с татарским народным танцем « Кызлар». Разучивание танцевальных движений. | |
3 | Кавказские народные танцы | Беседа Кавказские народные танцы | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о культуре народов Кавказа. Слушание музыки . Азербайджанский народный танец « Шалахо» Игра « Метроном» Знакомство с движениями армянского народного танца « Кочари» | |
4 | Грузинский | Беседа Грузинский народный танец | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о культуре Грузии. Слушание музыки. А. Хачатурян. Балет " Гаянэ» Лезгинка. Игра « Метроном» Слушание народной музыки « Узундара»из мультфильма « Пес и кот» Подвижная игра « Кот и пес» Пластический этюд « Лезгинка» | |
Декабрь | 1 | Азбука танцевальных движений | Беседа Грузинский народный танец | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о грузинских танцах. Слушание музыки. М. Глинка. 4д. оперы « Руслан и Людмила» « Лезгинка» Разучивание танцевальных движений грузинского танца « Лезгинка» |
2 | Танцы Средней Азии | Беседа Танцы Средней Азии | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о культуре народов Средней Азии. Знакомство с казахским народным танцем « Кусбегы-дауылпаз». Игра « Барабанщик» Слушание музыки. Туркменская народная песня « Куштдепди» в исполнении братьев Шахунц. | |
3 | Узбекский | Беседа Узбекский танец | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с платочками. Беседа о культуре народов Узбекистана. Слушание музыки . Узбекская народная песня « Лазги» в исполнении Отажона Худойшукурова. Игра « Метроном». Хороводная игра «Кусбегы» | |
4 | Азбука танцевальных движений | Беседа О культуре народов Узбекистана | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о культуре народов Узбекистана. Разучивание элементов узбекского народного танцы « Лазги» | |
Январь | 1 | Танцы Южной Азии | Беседа Танцы Южной Азии | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ . Беседа о культуре народов Южной Азии. Слушание музыки. Песни Тибетских Лам в исполнении хора Тибетских монахов. Игра « Дирижер». Знакомство с ритмами Тибета. Тибетский танец « « Снам». |
2 | Индийские танцы | Беседа Индийские танцы | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о культуре народов Индии. Слушание музыки. Индийская народная песня « Чарья Гити». Игра « Метроном». Знакомство с индийским народным танцем. | |
3 | Азбука танцевальных движений | Беседа О культуре народов Индии | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ . Беседа о культуре народов Индии. Слушание музыки. Индийская рага. Игра « Метроном» Разучивание элементов танцевальных движений индийского народного танца « Чарья Нритья». | |
4 | Танцы Южной Европы | Беседа Танцы Южной Европы | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о культуре народов Южной Европы. Слушание музыки. М. Глинка « Арагоснкая хота» Игра « Метроном». Слушание музыки. Л. Минкус.4 акт к балету « Дон Кихот» Балеро. Разучивание элементов танца. | |
Февраль | 1 | Греческий | Беседа Греческий танец | Ходьба семенящим шагом. Бег на носках. ОРУ с палками. Беседа о культуре народов Греции. Слушание музыки М. Теодоракис. Музыка к фильму « Грек Зорба» Греческий народный танец « Хора». Разучивание элементов танца. |
2 | Азбука танцевальных движений | Беседа О культуре греческого народа | Ходьба на носках. Бег с изменение положения рук. ОРУ. Греческий народный танец « Хасапико». Разучивание элементов танца. Греческий народный танец « Хасапико». Разучивание элементов танца. | |
3 | Испанский танец | Беседа Испанский танец | Ходьба на носках. Бег с изменение положения рук. ОРУ. Беседа о культуре народов Испании. Слушание музыки. М. Глинка . Увертюра № «Воспоминания о летней ночи. Сегидилья. Упражнение на голосоведение. | |
4 | Азбука танцевальных движений | Беседа О культуре народов Испании | Ходьба на носках. Бег с изменение положения рук. ОРУ. Беседа о культуре народов Испании. Слушание музыки. Гендель. Сюита ре-минор. Сарабанда. Разучивание танцевальных движений | |
Март | 1 | Танцы Северной Европы | Беседа Танцы Северной Европы | Ходьба на носках. Бег с высоким подниманием колена. ОРУ. Беседа о культуре Северной Европы.Слушание музыки Ф.Шопен « Экосез». Игра « Дирижер». Разучивание элементов шотландского танца « Экосез». |
2 | Ирландский | Беседа о культуре народов Северной Европы | Ходьба на носках. Бег с прыжками. ОРУ. Беседа о ритмах Северной Европы. Слушание музыки. Л.В.Бетховен. « Экосез». Игра « Метроном»П. Чайкоский. Экосез из оперы « Евгений Онегин». Разучивание элементов танца. | |
3 | Азбука танцевальных движений | Беседа о культуре народов Ирландии | Ходьба на носках. Бег с изменением направления движения. ОРУ. Слушание музыки Ф. Шуберт « Экосез». Игра « Дирижер». Разучивание элементов ирландского народного танца « Кейли» | |
4 | Английский народный танец | Беседа о культуре народов Англии Английский народный танец | Ходьба на носках. Бег змейкой. ОРУ. Беседа о английский народных ритмах. Слушание музыки. Герцог Кентский. «Контрданс». Игра « Дирижер». Разучивание элементов английского народного танца « Моррис» | |
Апрель | 1 | Азбука танцевальных движений | Беседа о культуре народов Англии | Ходьба на носках. Бег по кругу. ОРУ. Беседа о английском народном танце « Контрданс». Слушание музыки. М. Глинка. Вальс-контрданс из оперы « Иван Сусанин» Разучивание элементов английского народного танца « Контрданс» |
2 | Танцы Западной Европы | Беседа о культуре народов Западной Европы Танцы Западной Европы | Ходьба на носках. Бег стремительный. ОРУ. Беседа о культуре народов Западной Европы. Слушание музыки. В.А.Моцарт. « Менуэт». Игра « Дирижер». | |
3 | Французские танцы | Беседа о культуре народов Западной Европы Французские танцы | Ходьба на носках. Бег стремительный. ОРУ. Беседа о культуре народов Западной Европы. Слушание музыки. В.А.Моцарт. « Менуэт». Игра « Дирижер»». | |
4 | Менуэт | Беседа о культуре народов Франции Менуэт | Ходьба на носках. Бег с высоким подниманием бедра. ОРУ. Беседа о французском народном танце « Менуэт» Слушание музыки. Л. Боккерини « Менуэт». Игра « Пальчики танцуют» | |
Май | 1 | Азбука танцевальных движений | Беседа о культуре народов Франции | Ходьба на носках. Бег змейкой. ОРУ. Беседа о французском народном танце « Менуэт». Разучивание танцевальных движений французского танца « Менуэт» Пластический этюд « На балу» |
2 | Бранль | Беседа о культуре народов Франции Бранль | Ходьба на носках. Бег со сменой направления движения. ОРУ. Слушание музыки. Французский народный танец « Бранль». « Добрая дружба» Игра « Дирижер». Слушание музыки. « Официальный бранль». Разучивание элементов французского народного танца. | |
3 | Азбука танцевальных движений | Беседа о культуре народов Франции | Ходьба на носках. Бег на полупальцах. ОРУ. Беседа о французских народных танцах. Слушание музыки. « Конский бранль». Разучивание элементов французского народного танца « Конский бранль». Упражнение на голосоведение. | |
4 | Ритмические импровизации | Беседа о танцах народов мира | Ходьба на носках. Бег на полупальцах. ОРУ. Подведение итогов по теме « Ритмы народов мира». Игра « Музыкальная и ритмическая мозайка». |
Используемая литература:
1.Гуськова А.А. Сфера 2014, с.16
I Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Владос 2012, с.9
3Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры .Просвещение 1986 с. 17
4 Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи. Владос 2015, с.26,55.
5.. Таран В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда.ДОУ. Детство-Пресс 2011, с.31,126
6. Хацкалева Г.А.. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики. Детство-Пресс 2012, с. 63
7.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи. Академия с.9
Содержание:
Предисловие
Цель, задачи и содержание коррекционной работы
Предмет, цели и средства логопедической ритмики.
Направления работы и структура логопедической ритмики.
Календарно- тематическое планирование и содержание занятий по логопедической ритмике:
Календарно- тематическое планирование и содержание занятий по логопедической ритмике в 1 классе
Календарно- тематическое планирование и содержание занятий по логопедической ритмике во 2 классе
Календарно- тематическое планирование и содержание занятий по логопедической ритмике в 3 классе
Календарно- тематическое планирование и содержание занятий по логопедической ритмике: в 4 классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы логопеда
Данная презентация была подготовлена как сопровождение защиты системы работы на районный конкурс "Учитель года -2007"....
Система работы логопеда с родителями
План работы логопеда с родителями на 2014- 2015 учебный год...
Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....
Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...
Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....
Логоритмика в системе работы логопеда.
Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» - направлена на преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного, ...
Методическая разработка по использованию средств логопедической ритмики в школе.
Методическая разработка содержит подборку логоритмических упражнений и игр, направленных на формирование и коррекцию речи обучающихся. Разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям ...