Логопедические проблемы, которые делают ребенка неуспешным в учёбе.
консультация по логопедии (2 класс)
Сейчас при поступлении ребенка в школу не требуется обязательная консультация отдельных специалистов. Консультация со школьным психологом на предмет готовности детей к школе происходит по желанию родителей. Потому, по сути, мы получаем «кота в мешке». В процессе обучения начинают «выплывать «проблемы, по которым ребенок не способен усваивать программу. И дело вовсе не в лени или отсутствии мотивации, а в том, что он просто не способен к этому. С конца 1 и начала 2 класса можно заметить некоторые проблемы с формированием навыка чтения и письма, а это основа, которая закладывается в начальной школе и без которой невозможно дальнейшее обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_po_teme.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Логопедические проблемы, которые делают ребенка неуспешным в учёбе.»
Введение.
Сейчас при поступлении ребенка в школу не требуется обязательная консультация отдельных специалистов. Консультация со школьным психологом на предмет готовности детей к школе происходит по желанию родителей. Потому, по сути, мы получаем «кота в мешке». В процессе обучения начинают «выплывать «проблемы, по которым ребенок не способен усваивать программу. И дело вовсе не в лени или отсутствии мотивации, а в том, что он просто не способен к этому. С конца 1 и начала 2 класса можно заметить некоторые проблемы с формированием навыка чтения и письма, а это основа, которая закладывается в начальной школе и без которой невозможно дальнейшее обучение.
Сегодня мы поговорим о дисграфии и дислексии. Дети,у которых проявляются такие проблемы, имеют вполне сохранный интеллект, но нуждаются в особом подходе.
Зачем об этом знать учителю, ведь считается, что такие дети не должны обучаться в общеобразовательной школе? Но это не так. У 12-35% учащихся , поступающих в школу имеются такие проблемы. Очень часто ни родители, ни учителя не понимают причину неуспешности ребенка. Родители заставляют ребенка больше заниматься дома, много раз переписывать домашнее задание, ругают свое чадо за грязь в тетради, за непонимание прочитанного текста, заставляют работу выполнять много раз. В школе ребенок не успевает за классом, допускает множество ошибок при записи и чтении, за что получает неудовлетворительные отметки. Однако ни дополнительные занятия после уроков, ни дополнительные задания дома не дадут желаемого результата. Ребенок будет статься, но у него все равно не получится, как надо. В конце концов учеба становится ненавистной каторгой, падает самооценка и мотивация.
Понятно, что учитель не обязан иметь дефектологическое образование. Но мы можем, заметив симптомы помочь этим детям.
Дисграфия – это неполное расстройство письма, которое проявляется из-за распада отвечающих за контроль над письменной речью психических функций, а также их недостаточного развития.
При дисграфии человек совершает устойчивые, постоянно повторяющиеся письменные ошибки.
Симптомы дисграфии включают:
- Неразборчивое письмо «как курица лапой»;
- Неправильно отсчитывает строки и клетки, пропускает часть листа;
- Тетради отличаются грязью, неопрятностью, могут быть с дырами;
- Некоторые буквы зеркально записаны, прыгают, переставляются местами, повторяются или не дописываются;
- Пропуск слогов и их перестановка
- в математике тоже могут проявляться свои «особенности» – путаются цифры, нет понимания разрядов, решение задач превращается в темный лес;
- ребенок крепко, неудобно или болезненно сжимает карандаш или ручку, процарапывает листы.
- слитное написание слов в предложении, отсутствие границ предложение, не использует заглавную букву.
Почерк обычно либо аккуратный бисерный, либо размашистый и корявый. Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Зачастую к учебным трудностям присоединяются моторные (неуклюжесть, «руки как крюки», странно держит ручку и ножницы, спотыкается, часто падает, одевает одежду задом наперед, не завязывает шнурки, плохо застегивает пуговицы, теряет вещи).
Часто наблюдаются навязчивые движения: это когда ребенок постоянно ерзает, дергает ногой или чем-то другим, грызет ручки и карандаши, теребит волосы, одежду.
Также стоит отметить возможные проблемы с памятью (знания не автоматизируются), речью (тараторит, говорит неразборчиво, не может сформулировать мысль), чрезмерной чувствительностью (либо слишком остро реагирует, либо замыкается и не идет на контакт).
Дислексия проявляется в снижении скорости чтения и его недостаточной правильности (угадывающее чтение, замена оптически сходных букв, пропуски слогов, искажение окончаний слов, пропуски и повторы строк), а также в недостаточном понимании прочитанного.
Дети с нарушением чтения испытывают значительные трудности при самостоятельной работе с текстом.
Дети, имеющие нарушения письма и чтения, происхождение которых связано с неречевыми функциями (зрительно-пространственной ориентировкой, графомоторными дефицитами), могут не иметь значительных отклонений в устной речи (в ряде случаев может быть незначительно нарушено звукопроизношение).
Причины дислексии и дисграфии
Причины возникновения дислексии и дисграфии. - Незрелость определённых психических функций, нарушение межполушарного взаимодействия, которое является следствием многих причин (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы, затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы).
Кто может поставить диагноз дисграфия?
Педагогам или родителям, столкнувшимися с трудностями чтения и /или письма у ребенка, следует обратиться к логопеду. Логопед с помощью специальных методик констатирует наличие нарушений письма и / или чтения и рекомендует дополнительные обследования.
Необходимо определить неврологический статус ребенка (обследование невролога), исключить снижение слуха у ребенка (проводится аудиометрическое исследование), скорригировать при необходимости зрение. Частые или хронические заболевания (заключение педиатра), приводящие к пропускам занятий, снижают эффективность обучения в целом и коррекционной работы, в частности, в силу несистематичности.
Нейропсихологическое обследование и последующие занятия чаще всего входят в программу диагностической и коррекционной работы.
Что может сделать учитель:
- Провести беседу с родителями. Важно быть очень мягким и тактичным. Рассказать, на что вы обратили внимание. А если они поймут, что учитель на их стороне и готов к сотрудничеству в меру своих сил на пользу ребенка, то можно рассчитывать на еще более качественную и успешную коррекционно-вспомогательную работу с их стороны.
- Посоветовать проконсультироваться со специалистами в данной теме: нейропсихолог или психиатр, логопед, невролог.
- Хвалите ребенка даже за малейшие успехи. Обеспечьте ребенку посильную моральную поддержку. Не наделяйте его уничижительными эпитетами.
- Так как у ребенка трудности с письмом и чтением, стараться с ним на уроке больше работать устно. Предложить текст не прочитать, а прослушать. Лучше для объяснения использовать не только параграф учебника, но и учебные фильмы, так восприятие материала будет удобнее, и в целом разнообразит уроки.
- Для понимания сути задач по математике использовать чертежи, схемы или рисунки.
- Использовать принцип мини-макса( сделать минимум, но с максимальным качеством). Пусть он успеет 1 упражнение, но оно должно показать, понял ли он тему урока , оно должно быть выполнено максимально хорошо, на сколько способен ребенок.
- Изменить систему оценивания: стараться оценивать динамику ребенка относительно его самого, по-хорошему, типичные ошибки дисграфии и дислексии не учитываются при оценивании работы в общее количество ошибок.
- Можно рекомендовать родителям на каникулах и по выходным работать по методике О.В. ЧИСТЯКОВой. - Занятия по русскому языку для предупреждения дисграфии . Эти книги помогут младшим школьникам не только улучшить свой почерк, но и научиться писать без ошибок. В каждой тетрадке есть задания, на развитие графо-моторного навыка, закрепление правил русского языка, а также упражнения, развивающие орфографическую зоркость, внимание, память, мышление и воображение. Эти пособия можно купить в книжном магазине, заказать или скачать бесплатно.
Дисграфия и дислексия – это не приговор. Лишь нужно дать ребенку шанс на успех. Ведь каждый из них может быть по-своему талантлив . История знает множество выдающихся людей, которые страдали дислексией и дисграфией. К ним относятся: Пётр Первый, Владимир Маяковский, Уолт Дисней, Стивен Спилберг, Леонардо да Винчи, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Эрнст Хемингуэй, Чарли Чаплин и другие. Это не помешала им стать великими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 вещей, которые нельзя заставлять делать ребенка.
Каждый родитель, независимо от того, воспитывает ли он ребенка только несколько лет или всю жизнь, делает для себя много выводов и устанавливает для себя определенные правила воспитания. Многие считаю...
10 вещей, которые нельзя заставлять делать ребенка
10 вещей, которые нельзя заставлять делать ребенка 1. Лгать В том числе и по мелочам («Скажи, что меня нет!»). И не только потому, что врать вообще нехорошо. Если ваш ребенок будет относить...
Логопедическое занятие № 2 для ребенка с РАС (ранний аутистический спектр). Использование "Личного букваря" в целях формирования понимания у ребенка с РАС положения его в социуме "семья"
Обучение ребенка с РАС (ранний аутистический спектр) глобальному чтению через ведение "Личного букваря" ("Мой альбом")...
Логопедическое занятие № 1 для ребенка с РАС. Социализация ребенка с РАС через занакомство с буквами А, И, У и усвоение глобального чтения по определенной лексической теме.
Логопедическое занятие для ребенка РАС (не говорящий) с учетом специфики развития данной категории детей, направленное на социализацию воспитанников и привитие коммуникативных навыков....
Как создать в семье именно такую обстановку, которая подготовит ребёнка к успешной учёбе.
Как создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовить ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. ...
СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ РЕБЕНКА И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ
В материале представлены рекомендации родителям...
Интерактивная игра "Числа, которые делятся на 4"
Данная игра помогает быстро запомнить числа, которые делятся на 4 и выучить таблицу умножения.https://wordwall.net/ru/resource/37046181...