Конспект занятия К-Кь
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Анисимова Юлия Евгеньевна

Конспект логопедического занятия по произношению в 1 А классе

Тема: « Дифференциация твердых и мягких согласных звуков К-Кь»

 

 

Цели: 

1. Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков.

2. Упражнять детей в правильном произнесении этих звуков изолированно, в слогах, словах.

3. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание,  логическое мышление, фонематический  слух, общую моторику, звуковой анализ на уровне слова.

4. Корригировать у детей оптическое представления, память, внимание.

5. Расширять словарь по лексической теме «Весна»

Ход занятия:

Этапы Содержание этапа Деятельность детей

1. Организационно-положительный.

Цель: настрой на работу - Ребята, встаньте все в круг. Посмотрите к нам сегодня назанятие пришли гости.

Поприветствуем гостей, скажем«Здравствуйте».

Начнем наше занятие.

Изображают удивление.

Изображают радость.

Здороваются

Ритуал начала занятия «Цветок» -Ребята, возьмемся за руки. Мы с вами один большой цветок. Соединим руки в центре круга, тихо постоим и передадим тепло своих рук друг другу. Цветок наш открывается, занятье начинается.

Упражнение «Здравствуй, друг!»

Цель: развитие умения употреблять слова-приветствия, ориентироваться в собственном теле - Поздороваемся плечами друг с другом.

- Садимся на свои места. Говорят разные слова приветствия.

Беседа о весне.

Цель: развитие кругозора, сукцессивных способностей - Какое сейчас время года?

- Какое время года будет после весны?

А какое было перед весной?

- Назовите весенние месяца.

- Назовите основные признаки весны.

Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Цель: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания Послушаем весеннюю сказку, сделаем упражнения для языка и губ.

Проснулся язычок. Открыл домик. Вышел на крылечко. А на улице солнышко ярко светит, вот и весна пришла. Обрадовался язычок. Лег на крылечко, греется на солнышке, ему тепло, приятно.

- Чем так пахнет? - удивился язычок

(покажем, как он удивился)

Это запах первых листочков, теплого весеннего ветерка. Понюхаем, как пахнет весной. Глубокий вдох носом, на выдохе произносим фразу «Ах, как пахнет весной!»

Зимой ветер был холодный, неласковый. Вот такой: с-с-с. А теперь ветерок стал теплым, ласковым: ш-ш-ш. Посмотрел язычок вверх, а на крыше сосулька тает, лужи кругом (сосулька-лужи) (напряжение-расслабление языка). Капель стучит по крыше: д-д-д.

Лопаются почки на деревьях, птички прилетели, гнезда вьют(«чашечка»).

Пригрело солнышко, снег растаял и попала вода медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, понял, что весна пришла.

Хорошо гулять весной, но пора идти домой.

Развитие навыков диалогической речи.

Цель: умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной. Хлопните в ладоши, когда услышите вопрос.

Диалог зимы и весны.

Говорит весна:

-сестра, уходить тебе пора! А зима весне в ответ:

-Нет!нет! Нет!

Говорит весна тогда:

- С крыши капает вода?

- Да! Да! Да!

- Тают горки во дворах?

- А на речке треснул лед?

- Вот так! Так вот!

 

2. Основной этап.

А с какими звуками мы с вами будем работать, вы узнаете, отгадав загадки. 

 

Отворилась тихо дверь, 

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.          ( кот)

Вроде рыба, вроде нет –

Шлёт фонтаном всем привет,

На волнах весь день лежит

Чудо-юдо рыба …          ( кит)

Определите, какой первый звук слышится в слове кот? (звук к), а в слове кит? (звук кь).

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками [к], [к’].

А помогут нам в этом два мастера –Том и Тим.

Оба мастера любят петь песни-звуки.

Мастер Том строгий. Он поет грубым, твердым голосом: к, м,н, л,р, д,в…

А мастер Тим добрый, улыбается и поет ласковым, мягким голосом:кь6 мь, нь, ль, рь…

Возьмем зеркала и произнесем звук М вместе с мастером Томом: к-к-к.

А теперь с мастером Тимом: кь-кь-кь.

 Характеристика звуков [к], [к’] по артикуляционным и акустическим признакам.

 

Возьмите зеркала и произнесите звук к. 

(Когда мы произносим звук к: губы свободны, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу. Голос спит или поёт? (голос спит).  

Произнесите звук к, воздушная струя проходит свободно или встречает препятствие?  (встречает препятствие). Значит звук к согласный.

Звенит ли голос в горлышке? Проверьте рукой, произнесите звук [к]. Голос спит. Значит звук [к] глухой. 

Звук к твёрдый или мягкий? Твёрдый, а как будет звучать мягкий?  кь.

Прослушайте стихотворение о звуке [к].

 

Спинкой языка попробуй,

Стукнуть сильно, быстро в нёбо.

Ну, а кончик языка

Глубже, ниже опускай!

К – короткий,  К – взрывной,

К – без голоса, глухой!

К – как камень, крепкий звук!

 

Звук [к] звучит как капли дождя: [к], [к], [к].

У твёрдого звука[к], есть братик -  мягкий звук [к’].

Капают маленькие капельки - [к’], [к’], [к’].

- Какой звук произносится с большим усилие, напряжение губ, языка?

Мы можем сделать выводмягкие звуки произносятся с большим напряжением органов артикуляции, чем твердые.

 Какие гласные командуют звуку:- Читайся твердо? Читайся мягко?

Работа по учебнику на стр. 168.

Чтение слогов с гласными 1 ряда

Чтение слогов с гласными 2-го ряда.

IV. Упражнения в выделении звука к на фоне других звуков, из слогов, слов.

А сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук!» Я буду называть разные звуки, если услышите звук к, хлопните в ладоши:

т, к, г, х, т, к, к, га, та, ка, ко, ха, ку, кэ, до, ку, то

капля, галка, халва, кот, макароны, цыплята, гантели, рука, хлеб, крот.

 

V. Развитие звукового анализа на уровне слова.

 

Кот и кит играли с картинками и перепутали, какие предметы для кота, а какие для кита.

Назовите все картинки.

Поможем им?

Положим  для кота предметы, в названиях которых звук [к], а для кита - предметы,  в названиях которых звук [к’]. 

Коза, кенгуру, бабочка, букет, чайник, кеды.

 Определите место положения звуков [к], [к’].

Работа по учебнику на стр. 68.

Сравни :

Корка-кирка

Закон- закинь

Кара-Кира

Каска-киска

Калька-килька

 

Подбери слово к схеме: кепка, этикет, макет, этикет

Физ. минутка.

Цель: снять утомление. Развитие мелкой моторики. Мимический массаж Мимический массаж «Солнечный лучик»

К нам в кабинет заглянул весенний солнечный лучик. Он побежал по лбу. Нежно погладим его. Побежал по носу. По подбородку. По шее. Гладьте нежно. Не спугните его.

Сделаем пальчиковую гимнастику.

Весенний день!                        хлопать в ладоши

На дворе звенит капель.         встряхивать кистями рук

По полям бегут  ручьи.          волнообразные движения рук

На дорогах лужи.                    руки соединить перед собой

Выползают муравьи               «пробежать» пальчиками по бедрам

После зимней стужи.              к колену

Пробирается медведь             «переступать» большими пальцами                                               

Сквозь лесной валежник.       мизинцами по бедрам

Стали птицы громче петь,      взмахи кистями рук

И расцвел подснежник.          сложить из ладошек бутон и

                                                  открыть его

Пришла весна! Проснулось теплое солнышко. Осветило, обогрело землю своими лучиками. Треснул на речке лед.

Солнце припекает, снег все тает, тает. Ручейки побежали, зажурчали. На поляне подснежники появились. Ветерок дует. Подснежники качает. Птички щебечут, птички летают весну встречают. Скоро им гнезда вить, маленьких птенчиков выводить. Хорошо весной в лесу!

Работа по карточке.

Друзья мастера Тома выписывают слоги, в которых согласный  К твердый, а Тима- слоги, в которых согласный Кь звучит мягко.

ка, кя, ку, кю, фкы, фки, ска, скя, ки, кы, ске,скэ фко, фкё, ску, скю

Дифференциация твердых и мягких согласных в словах. На слух. Встанем у своих мест. Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Будем работать со звуками «К» и «КЬ». Если в слове звук К твердый, то приседают друзья Мастера Тома, если мягкий-то Тима

А) кит, ком, лак, конь, каша, кино, купол, кеды, корыто, ракета, корона, ботинки

б) камыш, кисель, камень, кедр, замок, замки

Дифференциация  К и Кь в предложениях.

Повторить чистоговорки.

В океане кит, киту кипяток кипятит.

Покупаем мы покупки:

Кепку с этикеткой покупает Светка.

Для Никиты те покупки

 

И для Кима те покупки.

 

А в покупках утки, дудки,

 

Кубики и незабудки.

 

Игра «Твердые и мягкие звуки » ( по презентации)

Заключительный этап. Рефлексия

Сегодня на уроке…

  •  мы различали звуки …;
  •  я научился …;
  •  у меня хорошо получалось …;
  •  я старался …;

 мне понравилось …

Оцените свою работу:

В течение урока я…

  • вначале думал, потом говорил;
  • внимательно слушал ответы других;
  • внимательно слушал вопросы и давал правильные ответы;
  • правильно строил предложения;
  • моя речь была правильной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по произношению в 1 А классе

Тема: « Дифференциация твердых и мягких согласных звуков К-Кь»

Цели: 

1. Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков.

2. Упражнять детей в правильном произнесении этих звуков изолированно, в слогах, словах.

3. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание,  логическое мышление, фонематический  слух, общую моторику, звуковой анализ на уровне слова.

4. Корригировать у детей оптическое представления, память, внимание.

5. Расширять словарь по лексической теме «Весна»

Ход занятия:

Этапы Содержание этапа Деятельность детей

1. Организационно-положительный.

Цель: настрой на работу - Ребята, встаньте все в круг. Посмотрите к нам сегодня назанятие пришли гости.

Поприветствуем гостей, скажем«Здравствуйте».

Начнем наше занятие.

Изображают удивление.

Изображают радость.

Здороваются

Ритуал начала занятия «Цветок» -Ребята, возьмемся за руки. Мы с вами один большой цветок. Соединим руки в центре круга, тихо постоим и передадим тепло своих рук друг другу. Цветок наш открывается, занятье начинается.

Упражнение «Здравствуй, друг!»

Цель: развитие умения употреблять слова-приветствия, ориентироваться в собственном теле - Поздороваемся плечами друг с другом.

- Садимся на свои места. Говорят разные слова приветствия.

Беседа о весне.

Цель: развитие кругозора, сукцессивных способностей - Какое сейчас время года?

- Какое время года будет после весны?

А какое было перед весной?

- Назовите весенние месяца.

- Назовите основные признаки весны.

Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Цель: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания Послушаем весеннюю сказку, сделаем упражнения для языка и губ.

Проснулся язычок. Открыл домик. Вышел на крылечко. А на улице солнышко ярко светит, вот и весна пришла. Обрадовался язычок. Лег на крылечко, греется на солнышке, ему тепло, приятно.

- Чем так пахнет? - удивился язычок

(покажем, как он удивился)

Это запах первых листочков, теплого весеннего ветерка. Понюхаем, как пахнет весной. Глубокий вдох носом, на выдохе произносим фразу «Ах, как пахнет весной!»

Зимой ветер был холодный, неласковый. Вот такой: с-с-с. А теперь ветерок стал теплым, ласковым: ш-ш-ш. Посмотрел язычок вверх, а на крыше сосулька тает, лужи кругом (сосулька-лужи) (напряжение-расслабление языка). Капель стучит по крыше: д-д-д.

Лопаются почки на деревьях, птички прилетели, гнезда вьют(«чашечка»).

Пригрело солнышко, снег растаял и попала вода медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, понял, что весна пришла.

Хорошо гулять весной, но пора идти домой.

Развитие навыков диалогической речи.

Цель: умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной. Хлопните в ладоши, когда услышите вопрос.

Диалог зимы и весны.

Говорит весна:

-сестра, уходить тебе пора! А зима весне в ответ:

-Нет!нет! Нет!

Говорит весна тогда:

- С крыши капает вода?

- Да! Да! Да!

- Тают горки во дворах?

- А на речке треснул лед?

- Вот так! Так вот!

2. Основной этап.

А с какими звуками мы с вами будем работать, вы узнаете, отгадав загадки. 

 

Отворилась тихо дверь, 

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.          ( кот)

Вроде рыба, вроде нет –

Шлёт фонтаном всем привет,

На волнах весь день лежит

Чудо-юдо рыба …          ( кит)

Определите, какой первый звук слышится в слове кот? (звук к), а в слове кит? (звук кь).

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками [к], [к’].

А помогут нам в этом два мастера –Том и Тим.

Оба мастера любят петь песни-звуки.

Мастер Том строгий. Он поет грубым, твердым голосом: к, м,н, л,р, д,в…

А мастер Тим добрый, улыбается и поет ласковым, мягким голосом:кь6 мь, нь, ль, рь…

Возьмем зеркала и произнесем звук М вместе с мастером Томом: к-к-к.

А теперь с мастером Тимом: кь-кь-кь.

 Характеристика звуков [к], [к’] по артикуляционным и акустическим признакам.

 

Возьмите зеркала и произнесите звук к. 

(Когда мы произносим звук к: губы свободны, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу. Голос спит или поёт? (голос спит).  

Произнесите звук к, воздушная струя проходит свободно или встречает препятствие?  (встречает препятствие). Значит звук к согласный.

Звенит ли голос в горлышке? Проверьте рукой, произнесите звук [к]. Голос спит. Значит звук [к] глухой. 

Звук к твёрдый или мягкий? Твёрдый, а как будет звучать мягкий?  кь.

Прослушайте стихотворение о звуке [к].

 

Спинкой языка попробуй,

Стукнуть сильно, быстро в нёбо.

Ну, а кончик языка

Глубже, ниже опускай!

К – короткий,  К – взрывной,

К – без голоса, глухой!

К – как камень, крепкий звук!

 

Звук [к] звучит как капли дождя: [к], [к], [к].

У твёрдого звука[к], есть братик -  мягкий звук [к’].

Капают маленькие капельки - [к’], [к’], [к’].

- Какой звук произносится с большим усилие, напряжение губ, языка?

Мы можем сделать выводмягкие звуки произносятся с большим напряжением органов артикуляции, чем твердые.

 Какие гласные командуют звуку:- Читайся твердо? Читайся мягко?

Работа по учебнику на стр. 168.

Чтение слогов с гласными 1 ряда

Чтение слогов с гласными 2-го ряда.

IV. Упражнения в выделении звука к на фоне других звуков, из слогов, слов.

А сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук!» Я буду называть разные звуки, если услышите звук к, хлопните в ладоши:

т, к, г, х, т, к, к, га, та, ка, ко, ха, ку, кэ, до, ку, то

капля, галка, халва, кот, макароны, цыплята, гантели, рука, хлеб, крот.

 

V. Развитие звукового анализа на уровне слова.

 

Кот и кит играли с картинками и перепутали, какие предметы для кота, а какие для кита.

Назовите все картинки.

Поможем им?

Положим  для кота предметы, в названиях которых звук [к], а для кита - предметы,  в названиях которых звук [к’]. 

Коза, кенгуру, бабочка, букет, чайник, кеды.

 Определите место положения звуков [к], [к’].

Работа по учебнику на стр. 68.

Сравни :

Корка-кирка

Закон- закинь

Кара-Кира

Каска-киска

Калька-килька

Подбери слово к схеме: кепка, этикет, макет, этикет

Физ. минутка.

Цель: снять утомление. Развитие мелкой моторики. Мимический массаж Мимический массаж «Солнечный лучик»

К нам в кабинет заглянул весенний солнечный лучик. Он побежал по лбу. Нежно погладим его. Побежал по носу. По подбородку. По шее. Гладьте нежно. Не спугните его.

Сделаем пальчиковую гимнастику.

Весенний день!                        хлопать в ладоши

На дворе звенит капель.         встряхивать кистями рук

По полям бегут  ручьи.          волнообразные движения рук

На дорогах лужи.                    руки соединить перед собой

Выползают муравьи               «пробежать» пальчиками по бедрам

После зимней стужи.              к колену

Пробирается медведь             «переступать» большими пальцами                                                

Сквозь лесной валежник.       мизинцами по бедрам 

Стали птицы громче петь,      взмахи кистями рук

И расцвел подснежник.          сложить из ладошек бутон и

                                                  открыть его

Пришла весна! Проснулось теплое солнышко. Осветило, обогрело землю своими лучиками. Треснул на речке лед.

Солнце припекает, снег все тает, тает. Ручейки побежали, зажурчали. На поляне подснежники появились. Ветерок дует. Подснежники качает. Птички щебечут, птички летают весну встречают. Скоро им гнезда вить, маленьких птенчиков выводить. Хорошо весной в лесу!

Работа по карточке.

Друзья мастера Тома выписывают слоги, в которых согласный  К твердый, а Тима- слоги, в которых согласный Кь звучит мягко.

ка, кя, ку, кю, фкы, фки, ска, скя, ки, кы, ске,скэ фко, фкё, ску, скю

Дифференциация твердых и мягких согласных в словах. На слух. Встанем у своих мест. Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Будем работать со звуками «К» и «КЬ». Если в слове звук К твердый, то приседают друзья Мастера Тома, если мягкий-то Тима

А) кит, ком, лак, конь, каша, кино, купол, кеды, корыто, ракета, корона, ботинки

б) камыш, кисель, камень, кедр, замок, замки

Дифференциация  К и Кь в предложениях.

Повторить чистоговорки.

В океане кит, киту кипяток кипятит.

Покупаем мы покупки:

Кепку с этикеткой покупает Светка.

Для Никиты те покупки

 

И для Кима те покупки.

 

А в покупках утки, дудки,

 

Кубики и незабудки.

Игра «Твердые и мягкие звуки » ( по презентации)

Заключительный этап. Рефлексия

Сегодня на уроке…

  •  мы различали звуки …;
  •  я научился …;
  •  у меня хорошо получалось …;
  •  я старался …;

 мне понравилось …

Оцените свою работу:

В течение урока я…

  • вначале думал, потом говорил;
  • внимательно слушал ответы других;
  • внимательно слушал вопросы и давал правильные ответы;
  • правильно строил предложения;
  • моя речь была правильной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...