ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ СИСТЕМНОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ при ЗПР (1 класс, вариант 7.2)
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)

Наталия Туба

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.

Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в рамках метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович) и методические разработки О.Н. Яворской по коррекции акустической дисграфии (фонемного распознавания), осложнённой недоразвитием языкового анализа и синтеза, у учащихся 1-2 классов. Программно-методические материалы адаптированы для проведения коррекционных занятий на школьном логопедическом пункте с учётом возраста и условий, предоставляемых образовательной организацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

для занятий по коррекции системного нарушения речи

у обучающихся 1 класса с задержкой психического развития (7.2)

Программу составил: учитель-логопед Н.В. Туба

2022-2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой программу коррекционно-развивающей работы, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с интеллектуальной недостаточностью и учитывающая особенности их психофизического развития и индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями от 01.02.2022);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ»;
  • Примерной АООП НОО для обучающихся с ЗПР;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 – Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ГБОУ «Школа № 113»
  • Устава ГБОУ «Школа № 113».

I. Актуальность

Для обеспечения равного доступа к образованию всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (инклюзивного образования) в соответствии с требованиями ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями от 01.02.2022) «Об образовании в РФ» возникает необходимость создания программы коррекционно-развивающей работы логопеда с обучающимися, имеющими ЗПР.

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.

Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.

Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса).

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

Важным условием для успешного обучения детей с особенностями психофизического развития и состояния здоровья является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ-273).

Для содействия в «развитии индивидуальных способностей, положительных мотиваций и умений в учебной деятельности» детей с нарушениями речи в образовательных организациях должны быть организованы:

  • современная психолого-педагогическая диагностика возможностей с целью выявления особых потребностей;
  • оказание целевой коррекционно-педагогической и психологической помощи для успешного овладения материалом образовательных программ;
  • регулярная оценка динамики развития обучающихся в процессе оказания специализированной помощи.

Программа логопедической работы реализуется для обучающихся 4 класса сроком на 1 учебный год.

II. Цель программы

Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования. Повышение эффективности обучения по родному (русскому) языку и предупреждение специфических расстройств чтения и письма путём восполнения недостатков развития когнитивных функций и коррекции нарушений процессов фонемного распознавания и языкового анализа и синтеза.

III. Задачи программы

Коррекционные задачи:

  • способствовать формированию жизненных компетенций;
  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • воспитывать правильное речевое дыхание;
  • воспитывать правильную артикуляцию звуков родного (русского) языка и нормальное звукопроизношение;
  • формировать фонематическое восприятие;
  • развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • формировать фонетические, морфологические, лексические обобщения;
  • развивать навыки коммуникации;
  • развивать языковое чутьё.

Развивающие задачи:

  • развивать пространственные представления;
  • развивать временные представления;
  • расширять объём невербального и вербального видов памяти;
  • расширять объём и тренировать концентрацию невербального и вербального внимания;
  • развивать различные виды мышления;
  • развивать функции программирования и контроля деятельности;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в команде;
  • воспитывать умение отвечать по образцу;
  • воспитывать навыки ответа по очереди;
  • прививать соблюдение дисциплины на занятии;
  • воспитывать речевую культуру;
  • повышать уровень самоконтроля.

IV. Целевая аудитория

Программа составлена для логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими системные нарушения речи (вторично при ЗПР), проявляющиеся в нарушениях устной речи и письма (дисграфии), и приводящие к трудностям в освоении основной образовательной программы начального общего образования (по родному (русскому) языку).

Занятия по предлагаемой программе могут проводиться с группой обучающихся или в индивидуальной коррекционно-педагогической работе.

V. Методологическая основа и методическая база программы

Методологической основой для разработки программы являются положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.); принципы общей и коррекционной педагогики: системный подход в диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза, учёт ведущей деятельности на различных этапах психического развития, принцип повышения уровня сложности материала, учёт зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), реализация индивидуального и личностно-ориентированного подходов в коррекционной работе; положения нейропсихологии детского возраста.

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в рамках метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович) и методические разработки О.Н. Яворской по коррекции акустической дисграфии (фонемного распознавания), осложнённой недоразвитием языкового анализа и синтеза, у учащихся 1-2 классов. Программно-методические материалы адаптированы для проведения коррекционных занятий на школьном логопедическом пункте с учётом возраста и условий, предоставляемых образовательной организацией.

Перспективное и тематическое планирование коррекционной работы для 1 и 2 класса строятся одинаково, но различаются наполняемостью материалом для занятий с учётом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся.

VI. Общая характеристика коррекционно-педагогической работы

Программа коррекционно-педагогической работы состоит из шести разделов:

  • Раздел I. Сопоставление звуков и букв. Гласные и согласные (2 занятия);
  • Раздел II. Звукобуквенный анализ и синтез слов (3 часа);
  • Раздел III. Ударение (2 часа);
  • Раздел VI. Обозначение мягкости согласных на письме (16 часов);
  • Раздел VII. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных звонких согласных в середине и конце слова (12 занятий).

Занятия I раздела можно проводить как параллельно с занятиями других разделов, так и последовательными курсами, по необходимости повторить один из курсов по завершении предыдущего. Занятия проводятся 2 раза в неделю: всего 34 учебных недели, 4 из них отводятся для обследования устной речи и навыков письма в сентябре и мае, оставшиеся 30 недель отводятся для коррекционно-педагогической работы.

Распределение тем по разделам программы коррекционно-педагогической работы

Тема

Количество часов

Раздел I. Сопоставление звуков и букв. Гласные и согласные

2

1

Звуки и буквы. Гласные и согласные

1

2

Сопоставление гласных и согласных

1

Раздел II. Звукобуквенный анализ и синтез слов

3

3

Гласные и согласные. Определение первого и последнего звука в слове

1

4

Определение места звука в слове, соседи звука (буквы)

1

5

Определение количества звуков в слове. Соотношение между звуком и буквой в слове

1

Раздел III. Слоговой анализ и синтез

3

6

Выделение конкретного слога в слове

1

7

Определение количества слогов, слогообразующая роль гласных букв

1

8

Составление слов из слогов

1

Раздел IV. Ударение

2

9

Ударение в односложных и двусложных словах

1

10

Ударение в трёхсложных

1

Раздел V. Обозначение мягкости согласных на письме

16

11

Гласные а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и; их сходство и различие. Выделение ударной гласной

1

12

Обозначение мягкости согласных гласными я, ё, ю, е, и. Выделение ударного слога

1

13

Гласные а, я; их различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой я

2

14

Гласные о, ё; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ё

2

15

Гласные у, ю; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ю

2

16

Гласные ё, ю; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквами ё, ю

2

17

Гласные э, е, ы, и; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквами е, и

2

18

Обозначение мягкости согласных буквой ь

2

19

Твёрдые согласные ц, ж, ш и мягкие согласные ч, щ, й

2

Раздел VI. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных звонких согласных в середине и конце слова

12

20

Различение звуков [б], [п] и букв б, п в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

21

Различение звуков [д], [т] и букв д, т в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

22

Различение звуков [г], [к] и букв г, к в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

23

Различение звуков [в], [ф] и букв в, ф в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

24

Различение звуков [з], [с] и букв з, с в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

25

Различение звуков [ш], [ж] и букв ш, ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

Раздел VII. Непарные звонкие и глухие согласные, схожие по звучанию

22

26

Различение звуков [с], [ш] и букв с, ш в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

27

Различение звуков [з], [ж] и букв з, ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

28

Различение звуков [с], [ц] и букв с, ц в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

29

Различение звуков [ч], [щ] и букв ч, щ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

30

Различение звуков [ч], [ц] и букв ч, ц в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

31

Различение звуков [ч], [т’] и букв ч, т в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

32

Различение звуков [р], [л] и букв р, л в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

33

Различение свистящих и шипящих в словах, слогах, словосочетания и предложениях

3

34

Различение шипящих и аффрикат в словах, слогах, словосочетания и предложениях

3

35

Различение свистящих, шипящих и аффрикат в словах, слогах, словосочетания и предложениях

2

Итого: 60 занятий (2 занятия в неделю)

VII. Ожидаемые результаты

В результате освоения программного материала обучающиеся восполняют пробелы недостатков развития когнитивных функций и процессов фонемного распознавания и языкового анализа и синтеза в соответствии с возрастными нормами, в результате чего возрастает эффективность обучения по родному (русскому) языку.

Программа рассчитана на 1 год коррекционно-педагогической работы. По мере необходимости возможно проведение коррекционно-педагогической работы по представленной программе как в 3, так и в 4 классе с подбором материала занятий, соответствующего возрастным психофизиологическим особенностям.

VIII. Проведение диагностики результатов

Входная и контролирующая диагностики осуществляются по методике обследования письма и чтения младших школьников (О.Б. Иншакова).

Литературный источник: Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

Краткое описание методики: по иллюстрированному материалу, представленному в «Альбоме для логопеда» учитель-логопед проводит обследование устной речи младших школьников по основным разделам: звукопроизношение, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, слоговая структура слов, лексика, грамматический строй речи, связная речь.

Модификация методики. Для изучения каждого раздела устной речи ребёнку предлагается выполнить несколько заданий:

1. Звукопроизношение: назвать картинки (7 проб)

2. Фонематическое восприятие: показать картинки (7 проб)

3. Фонематический анализ: определить место звука в слове, выделить одинаковые звуки в названиях картинок (7 проб)

4. Фонематический синтез: составить слова из заданных звуков, составить слова из заданных звуков с изменённым порядком следования (7 проб)

5. Слоговая структура слов: назвать картинки (7 проб)

6. Лексика: назвать картинки (7 проб)

7. Грамматический строй речи: понимание предлогов, словоизменение, словообразование (21 проба = 7 проб по каждому подразделу)

8. Связная речь: составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа по серии картинок (оценивается от 0 до 7 баллов, где 0 – не выполнил задание, 7 – выполнил задание отлично).

По итогам обследования учитель-логопед может с помощью программного обеспечения MS Office Excel посчитать процент качества выполнения проб по всем изучаемым разделам (где 7 баллов = 100%) и составить наглядные диаграммы-профили речевого развития обучающегося на изучаемом этапе.

Методика обследования письма и чтения младших школьников

Литературный источник: Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: метод. пособие / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: Секачёв, 2008.

Краткое описание методики: методика предназначена для выявления у младших школьников нарушений письма. Обследование проводится при выполнении слухового диктанта и списывания с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проведён на основе лингвистического анализа текстов.

После получения письменных материалов проводится количественный и качественный анализ ошибок, допущенных обучающимися при выполнении заданий. Ошибки делятся на несколько групп: дисграфические, дизорфографические и метаязыковые. В соответствии с преобладающим количеством определённого типа ошибок для обучающегося подбирается программа коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма.

IX. Условия реализации коррекционно-педагогической работы

Материально-техническое обеспечение. Необходимым условием для реализации коррекционно-педагогической работы является наличие специально оборудованного логопедического кабинета, позволяющего организовать учебную деятельность, коммуникацию детей в группах и двигательную активность.

Обеспечение здоровьесберегающих условий. Во время занятия должно выполняться чередование различных видов деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение, движения общей и мелкой моторики). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не должна превышать 7-10 минут. Занятия во второй половине дня проводятся с детьми не чаще, чем 3 раза в неделю. Продолжительность одного фронтального (группового) занятия не должна превышать 40 минут, одного индивидуального (подгруппового) занятия – 20 минут. Занятия проводятся с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм и в соответствии с правилами охраны труда. С целью предупреждения утомляемости, активизации определённых зон головного мозга и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей на занятиях проводятся физкультурные минутки.

Методическое и дидактическое обеспечение. Для подбора материала к занятиям программы используются следующие методические и практические пособия:

  • Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград, 2011
  • Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998
  • Асанов Л. Лучшие задачи на сообразительность. М., 1999
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 классы. М., 2013
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Летняя тетрадь будущего третьеклассника. М., 2013
  • Бунеев Р.Н. Летняя тетрадь будущего четвероклассника. М., 2013
  • Воронина Т.П. Дисграфия, или Почему ребёнок плохо пишет? Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
  • Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает? Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
  • Воронина Т.П. Читаем быстро и внимательно: качество чтения младших школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
  • Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда. М., 2001
  • Голубев А.Ю. Ворох скороговорок. М., 2013
  • Голубев А.Ю. Прятки-загадки. М., 2013
  • Дмитриева В.Г. Словарные слова для начальной школы с волшебными очками. книга на картоне. М., 2014
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001
  • Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения. Волгоград, 2009
  • Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2-х частях. М., 2005
  • Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006
  • Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М., 2014
  • Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М., 2014
  • Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А., Дерябина Е.В. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Заббарова Е.Х. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А. Чтение. От слога к слову. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А. Чтение. Читаю словами. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А., Сабельникова С.И. Чтение. Читаю и понимаю. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы. М., 2016
  • Козырева Л.М.. Тетрадь №1. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь № 2. Тайны твердых и мягких согласных. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь №3. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь №4. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь № 5. Путешествие в страну падежей. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь № 6. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь №7. Как образуются слова. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь № 8. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006
  • Краузе Е.Н. Логопедия. М., 2006
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.,2013
  • Парамонова Л.Г. О дизорфографии. М., 2021
  • Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с общим недоразвитием рачи. С-Пб., 2012
  • Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. М., 2002
  • Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. М., 2012
  • Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007
  • Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2-3 классы. С-Пб., 2014
  • Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 3-4 классы. С-Пб., 2010
  • Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. С-Пб., 2007
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007

X. Заключение

Основная работа по развитию устной речи и формированию письма как общеучебного навыка у младших школьников выполняется учителем начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения. Однако значение коррекционно-педагогической работы с использованием различных методов, форм и средств, направленных на оказание помощи детям в освоении образовательной программы, трудно переоценить.

Организация логопедической помощи – одно из специальных условий успешного освоения образовательных программ обучающимися с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ для занятий с обучающимися начальных классов (3-4 классы)

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и рече...

Программа логопедической работы по коррекции звуков "Р","Л".

Адаптированная рабочая программа по коррекции звуков "Р","Л"....

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)

Рабочая программа состоит из блоков "Произношение", "Развитие речи". Блок "Логоритмика" включен в виде элементов в  два ранее названых блока.Программа рассчитана на ...

Рабочая программа логопедической работы по коррекции заикания с обучающимися с ОВЗ

программа для школьного логопеда по коррекции заикания...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 класс

Рабочая программа составлена с учётом коррекционной работы и  является комплексным психолого-медико- педагогическим сопровождением процесса освоения АООП НОО (вариа...