Программа логопедической работы по коррекции звуков "Р","Л".
методическая разработка по логопедии

Коробейникова  Татьяна Васильевна

Адаптированная рабочая программа по коррекции звуков "Р","Л".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_l_r.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальных коррекционных занятий по коррекции звукопроизношения

  1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ЗАДАЧИ: а) развитие общей и речевой моторики;

 б) развитие ритма;

 в) развитие нижне-реберного и диафрагмального дыхания;

 г) развитие речевого дыхания и голоса (силы, интонационной выразительности);

 д) формирование и развитие артикуляторной моторики до уровня

 минимальной достаточности для постановки звуков; массаж органов

 артикуляции при необходимости;

 е) развитие мимики, массаж лица при необходимости.

     2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ЗАДАЧИ:  а) устранение дефектного звукопроизношения;

 б) автоматизация поставленных звуков;

 в) при необходимости дифференциация сходных артикуляционно и  акустически звуков.

    3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

1) Постановка звуков.

2) Автоматизация звуков  в слогах, словах, предложениях, текстах.

3) Дифференциация звуков

 а) предварительный этап

 - восприятие каждого из смешиваемых звуков на слух;

 - уточнение артикуляционного уклада;

 - проговаривание в слогах, словах, предложениях.

 б) слуховое и произносительное сопоставление смешиваемых звуков

 4) Введение исправительных звуков в самостоятельную речь ребенка.

 5) Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового  анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

 6) В пропедевтическом плане развития лексико-грамматического строя и  связной речи на базе правильно произносимых слов.

.

Индивидуальный план коррекционных занятий  по коррекции звуков «Р,Рь»

Этапы работы

Кол-во занятий

Цели коррекционной работы

 Виды артикуляционных упражнений

Используемый наглядный материал

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

          правильному   восприятию и воспроизведению звука

1.

Подготовка органов речи к постановке звука [р], [р'].

1-2

  • Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.
  • Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать фонематический слух.
  • Отрабатывать опорные звуки [д], [с].
  • «Чьи зубы чище?»
  • «Лопаточка»
  • «Маляр»
  • «Кто дальше загонит мяч?»
  • «Вкусное варенье»
  • «Индюк»
  • «Гармошка»
  • «Грибок»
  • «Лошадка»
  • «Барабанщик»
  • «Заведи машину»
  • «Останови лошадку»
  • «Пулемет строчит»
  1. Зеркала;
  2. Набор фотографий артикулярных упражнений;
  3. Зонд № 7.
  1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

1.

Постановка звука [р], [р'].

Способы:

  1. по подражанию
  2. механический

3)  смешанный

3-4

Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

Создать артикуляционную базу звука [р], [р'], с добавлением воздушной струи и голоса.

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать фонематический слух.

те же

  1. Зеркала.
  2. Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.
  3. Предметные картинки со звуком [р], [р'].
  4. Зонд № 7.
  1. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

1.

Автоматизация звука [р], [р'] в слогах.

5-10

  • Постепенно, последовательно ввести поставленный звук [р], [р'] в слоги.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать фонематический слух.

те же

  1. Зеркала;
  2. Карточки со звукосочетаниями и слогами;
  3. Дидактический материал.

2.

Автоматизация звука [р], [р'] в словах.

11-18

  • Вырабатывать навык правильного

те же

  1. Зеркала;
  2. Предметные картинки;

уклада при произнесении звука [р], [р'] на конце слов, в середине и в начале.

  • Развивать фонематический слух.
  • Формировать навыки звукового анализа слова.
  • Активизировать словарь.

те же

  1. Картинки-загадки;
  2. Дидактический материал.

3.

Автоматизация звука [р], [р'] в предложениях.

19-22

  • Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р'] в словах предложений.
  • Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение.

те же

  1. Зеркала;
  2. Сюжетные картинки;
  3. Карточки с предложениями;
  4. Дидактический материал.

4.

Автоматизация звука [р], [р'] в связной речи

23-26

  • Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р'] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д.
  • Развивать фонематический слух.

те же

  1. Зеркала;
  2. Сюжетные картинки;
  3. Дидактический материал.

  • Развивать память, мышление, воображение.
  • Развивать чувство языка.

те же

  1. Дифференциация звуков.

Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

1.

Дифференциация звуков [р] и [л], [р'] и [л'].

27-30

  • Учить различать звуки [р] и [л], [р'] и [л'] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
  • Развивать память, мышление, воображение.
  • Развивать чувство языка.
  • Словарная работа.

те же

  1. Зеркала;
  2. Картинки-символы;
  3. Предметные картинки;
  4. Сюжетные картинки;
  5. Дидактический материал.

                                                                 

                                                    Индивидуальный план коррекционных занятий  по коррекции звукопроизношения  

№.

Дата

Этапы работы

Кол-во занятий

Цели коррекционной работы

 Виды артикуляционных упражнений

Используемый наглядный материал

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

          правильному   восприятию и воспроизведению звука

1.

Подготовка органов речи к постановке звука [л]

1-2

  • Вырабатывать умение поднимать кончик языка вверх и прижимать к основанию верхних зубов.
  • Укреплять мышцы языка.
  • Отрабатывать опорные звуки [т], [ы].
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать фонематический слух.

  • «Качели»
  • «Вкусное варенье»
  • «Чьи зубы чище»
  • «Лопаточка»
  • «Наказать непослушный язык»
  • «Индюк»
  • «Пароход»
  • «Охотник идет по болоту»
  • «Лошадка»

  1. Зеркала;

Набор фотографий артикуляционных упражнений;

  1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

1.

Постановка звука

[л]

3-4

  • Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов
  • «Качели»
  • «Вкусное варенье»
  • «Чьи зубы чище»
  • «Лопаточка»
  • «Наказать непослушный язык»
  • «Индюк»
  • «Пароход»
  • «Охотник идет по болоту»
  • «Лошадка»

  1. Зеркала;
  2. Набор фотографий артикуляционных упражнений;

    артикулярного аппарата.

  • Создать артикуляционную базу звука [л], [л’], с добавлением воздушной струи и голоса.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать фонематический слух.

  1. Предметные картинки;
  1. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

1.

Автоматизация звуков [л], [л’] в звукосочетаниях и слогах.

5-10

  • Постепенно, последовательно ввести поставленные звуки [л], [л’] в обратных слогах, прямых слогах.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать фонематический слух.

  • «Качели»
  • «Вкусное варенье»
  • «Чьи зубы чище»
  • «Лопаточка»
  • «Наказать непослушный язык»
  • «Индюк»
  • «Пароход»
  • «Охотник идет по болоту»
  • «Лошадка»

  1. Зеркала;
  2. Карточки со звукосочетаниями и слогами;
  3. Дидактический материал.

2.

Автоматизация звуков [л], [л’] в словах.

11-15

  • Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звуков [л], [л’] на конце слов, в середине и в начале.
  • Развивать фонематический слух.

те же

  1. Зеркала;
  2. Предметные картинки; Картинки-загадки;
  3. Дидактический материал.

  • Формировать навыки звукового анализа слова.
  • Активизировать словарь.

те же

3.

Автоматизация звуков [л], [л’] в предложениях.

16-18

  • Закреплять навык правильного произношения звуков [л], [л’] в словах предложений.
  • Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение.

  1. Зеркала;
  2. Сюжетные картинки;
  3. Карточки с предложениями;
  4. Дидактический материал.

4.

Автоматизация звуков [л], [л’] в связной речи

19-21

  • Закреплять навык правильного произношения звуков [л], [л’] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать память, мышление, воображение.
  • Развивать чувство языка.
  • «Качели»
  • «Вкусное варенье»
  • «Чьи зубы чище»
  • «Лопаточка»
  • «Наказать непослушный язык»
  • «Индюк»
  • «Пароход»
  • «Охотник идет по болоту»
  • «Лошадка»

  1. Зеркала;
  2. Сюжетные картинки;
  3. Дидактический материал.
  1. Дифференциация звуков.

Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

1.

Дифференциация звуков [р] и [л], [р'] и [л'].

27-30

  • Учить различать звуки [р] и [л], [р'] и [л'] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
  • Развивать память, мышление, воображение.
  • Развивать чувство языка.
  • Словарная работа.

те же

  1. Зеркала;
  2. Картинки-символы;
  3. Предметные картинки;
  4. Сюжетные картинки;
  5. Дидактический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи Гимнастика для губ и щек:Надувание обоих щек одновременно.Надувание щек попеременно.Втягивание щек в ротовую полость.Сомкнутые губы вытягиваются ...

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ для занятий с обучающимися начальных классов (3-4 классы)

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и рече...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...

Рабочая программа логопедической работы по коррекции заикания с обучающимися с ОВЗ

программа для школьного логопеда по коррекции заикания...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ СИСТЕМНОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ при ЗПР (1 класс, вариант 7.2)

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями...