Логопед в системе длительного обучения детей с ОВЗ
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Анастасия Владимировна Семенова

В данной статье рассматривается актуальность логопедической помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на длительном лечении. Указаны отличительные особенности работы в образовательных учреждениях от госпитальных школ. Также приведены основные направления работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_v_sisteme_dlitelnogo_obucheniya.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕД В СИСТЕМЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Ковалева Анастасия Владимировна

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность логопедической помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на длительном лечении. Указаны отличительные особенности работы в образовательных учреждениях от госпитальных школ. Также приведены основные направления работы.

Ключевые слова: логопед, дети с ограниченными возможностями здоровья, госпитальные школы, обучение в системе здравоохранения, длительное лечение

В современном мире увеличивается процент рождения детей с различными речевыми дефектами. Привычным стал тот момент, что логопед оказывает помощь детям в образовательных учреждениях и поликлиниках. Но логопедическая помощь требуется не только детям в системе образовательных учреждений, но и системе здравоохранения тем детям, которые находятся на длительном лечении и реабилитации.

Дети, которые находятся на продолжительном лечении, не имеют возможности ходить в образовательную организацию и заниматься с логопедами, не смотря на желание многих детей. Причем обучение и воспитание всех детей являются источниками развития психологических функций, регуляторами физиологических и психологических процессов. Обучение, как система целенаправленных и индивидуально подобранных, последовательных педагогических воздействий, определяет, в значительной мере, содержание и ход психического и личностного развития, социальные перспективы и будущее ребенка.

Согласно российскому законодательству в сфере образования каждому ребенку гарантировано, вне зависимости от каких-либо обстоятельств, повсеместная доступность и бесплатное получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Для любого ребенка очень важно быть услышанным и понятным. Логопед не просто помогает детям самореализоваться, но и помогает ребенку стать самим собой, научиться общаться в социуме. Главная задача логопеда на этом этапе– повышение коммуникативных навыков. Жизнь ребенка в условиях стационара приносит психоэмоциональный дискомфорт, а невозможность попросить о помощи или поддержки еще больше усугубляет психоэмоциональное состояние. Поскольку общение – это одна из ключевых социальных потребностей и реализуется она через освоение средств коммуникации. 

Большинство родителей, дети которых находятся на длительном лечении, отмечают, что в клинических условиях образовательный процесс от образовательных организаций по месту проживания ведется непостоянно или не ведется в общем. Поэтому государство разработало проект внедрения в больницы госпитальные школы.

Необходимость создания госпитальных школ появилась еще в начале XX века. Тяжёлая болезнь, госпитализация, социальная изоляция, чувство непредсказуемости развития ситуации, прерывание процесса обучения, потеря уверенности в своем будущем определяют риски нарушений развития, а в целом — изменение качества жизни детей, подростков и их семей. Специалистами системы здравоохранения отмечается, что продолжительная тяжелая болезнь ребенка является одной из причин, приводящих к значительному отклонению межличностной ситуации от социального норматива, то есть от системы взаимоотношений ребенка и общества, выработанной в культурно-историческом контексте.

Непосредственно умение социального окружения адаптировать свое поведение и пересмотреть методы воспитания по отношению к особенностям ребенка определяет характер его развития. Стратегия проектирования образовательной среды для детей, пребывающих на продолжительном лечении, исходит из утверждений, сформулированных Л.С. Выготским о том, что обучение и воспитание ребенка происходит в зоне его ближайшего развития, которая определяется как уровень потенциального развития, достигаемого в совместной работе со взрослыми: родителями ребенка, педагогами и психологами.

В городе Белгород на базе областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская областная клиническая больница» в онкологическом отделении открылась госпитальная школа, которая поможет детям, находящимся на длительном лечении, не отставать от школьной программы. На данный момент штат сотрудников составляет 12 учителей, а также логопеды, тьюторы и психологи.

Сотрудничество педагогов и лечащих врачей приобретает тандем. Педагоги, которые осуществляют образовательную деятельность в госпитальных школах, выполняют рекомендации данные лечащими врачами. Врачи в свою очередь уведомляют педагога о дефектах, вызванных болезнью, психоэмоциональном состоянии самого ребенка и его родных. Чаще всего обучение придерживается рефлексивно-деятельностного подхода. При работе каждый госпитальный педагог должен поддерживать эмоциональный контакт, дать ребенку чувствовать себя защищенным, проявлять поддержку и принятие.

Миссия любого госпитального педагога заключается не только в обучении детей, находящихся на длительном лечении, но и в том, чтобы помочь им пройти путь к выздоровлению. Поэтому в госпитальных школах действует психолого-педагогическое сопровождение.

Обучение в стационарных условиях отличается от обычной школы. Здесь занятия проводятся в моменты хорошего самочувствия ученика. Занятие считается оконченным, когда у ребенка повышается утомляемость, поэтому нет четких временных границ.  Основной акцент создается на укрупненные дидактические единицы учебных курсов и актуализация возможностей детей к творчеству, широкое использование инновационных технологий для адаптации детей к новым условиям жизни в период госпитализации.

Логопедические занятия могут проводиться как индивидуально, так и в небольших группах. Ребенка диагностируют и при помощи рекомендаций от лечащего врача создается коррекционный маршрут, по которому логопед будет заниматься с ребенком до момента его выписки.

Таким образом, можно сделать вывод, что логопедическая помощь необходима всем детям, находящимся на длительном обучении вне зависимости от степени нарушения речи. Своевременно оказанная помощь поможет ребенку преодолеть коммуникативный барьер, наладить социальный контакт и улучшит его психоэмоциональное состояние, которое очень важно при борьбе с болезнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и поддержка здоровья детей в системе деятельностного обучения

В работе вы найдете ответ на вопрос: "Что такое «новая педагогическая технология» и чем она отличается от программы, от методики, от педагогической системы.Что такое деятельностная технология и как ей...

Особенности обучения детей с проблемами развития речи (логопедии) и низким уровнем мыслительной деятельности

Руководство для учителей, работающих в клаасах компенсируующего обучения....

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИГИДНЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения....

Рекомендации родителям по ЛФК для часто и длительно болеющих детей.

Лечебная физкультура и массаж давно используются при лечении самых разных заболеваний. К способам экстренной терапии они не относятся, но в стадии выздоровления от болезни и для предупреждения н...

Специфические особенности обучения детей с ТМНР находящихся на длительном лечении

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило, ...

Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка

Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями ...