Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (практические рекомендации для учителей)
консультация по логопедии (1, 2 класс)
Материал знакомит с особенностями состояния речи детей с умственной отсталостью и дает рекомендации по комплексному развитию речи и познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_rechi.odt | 27.09 КБ |
zadaniya_po_temam.docx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Октябрь 2021г
Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
(практические рекомендации для учителей)
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная система. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Несформированной оказывается как импрессивная, так и экспрессивная речь. Практически у всех детей у учащихся начальных классов отмечаются нарушения как устной, так и письменной речи.
У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру, разнообразны по проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное недоразвитие речи, но и локальной патологией зон, имеющих отношение к речи. У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание и т. п.) В настоящий момент среди обучающихся этой категории значительно увеличилось число детей с различными видами расстройств аутистического спектра, также имеющих качественное своеобразие речевой функции и требующее коррекционного воздействия.
Расстройства речи у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.
Отмечается 3 уровня системного недоразвития речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью:
-системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости (в этом случае отмечается отсутствие нарушений звукопроизношения или нарушен один звук; фонематические процессы в основном сформированы, имеются лишь затруднения в определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в самостоятельной речи лишь единичные аграмматизмы, более выраженные нарушения выявляются при специальном исследовании — в настоящее время отмечается у детей значительно реже;
-системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости (
нарушено произношение одного или нескольких звуков, недоразвитие фонематических процессов, аграмматизмы в сложных формах словоизменения и словообразования, слабая сформированность связной речи, выраженная дисграфия - отмечается достаточно часто у младших школьников с умственной отсталостью)
-системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости — полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, ограниченный словарный запас, выраженные аграмматизмы, отсутствие связной речи либо ее тяжёлое недоразвитие (чаще отмечается у детей с умеренной умственной отсталостью, но схожее состояние речи нередко наблюдается у учащихся 1-2 классов, обучающихся по АООП 1 варианта).
Дети указанной категории, помимо вышеуказанного, характеризуются разной степенью выраженности моторного недоразвития — как общей моторики, так и мелкой. А уровень её развития, в свою очередь, влияет не только на речь, но и на внимание, память, мышление.
Таким образом, коррекционная работа, направленная на преодоление речевого недоразвития ребенка с интеллектуальной недостаточностью, должна быть разнообразной, интересной, нацеленной на развитие мыслительных процессов и формирование всех сторон речевой деятельности.
Предложенные далее комплексные задания помогут повысить эффективность коррекционной работы в рамках изучения лексических тем (разделов).
Примерное содержание работы по развитию речи младших школьников с системным недоразвитием речи.
1. Покажи названный предмет (покажи, где стол, чашка …)
2. Скажи, что это?
3. Закрой фишками на картинке все тарелки (стаканы …)
4. Обведи по точкам предмет, раскрась его. Выполни штриховку.
5. Половинки каких предметов нарисованы (сравни путем наложения).
6. Покажи, где один предмет, где много предметов. (нарисуй 1, много предметов).
7. Что перепутал художник?
8. Какие предметы спрятались на картинке (контурные наложенные).
9. Найди часть от предмета (почини - по типу заплаток).
10. Нарисуй путь к предмету (по пунктиру, по точкам).
11. Разложи по размеру (большой, меньше, самый маленький).
12. Собери разрезанную картинку из 2-3-4 частей (прямые разрезы вертикальные и горизонтальные)
13. Определи, где чья тень.
14 Для кого этот предмет? (кому?)
15 Что находится сверху, снизу?
16. Физминутка общеразвивающая.
17. Задания для развития мелкой моторики.
Далее демонстрируются варианты заданий по отдельным лексическим темам («Части тела, лица», «Школа. Класс»)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...
Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Применение здоровьесберегающих условий в коррекционных школах....
Специфика работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образован...
План коррекционно-индивидуальной работы по развитию мелкой моторики рук у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методическая разработка по развитию мелкой моторикирук....
Практические рекомендации родителям по теме "Развитие речи младшего школьника"
Памятка для родителей по развитию речи детей...
Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...
Система коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Процесс письма – сложная форма речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. Этот процесс осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных...