Презентация "Подготовка детей к грамоте. Игровые приемы"
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Абдюшева Наиля Алексеевна
В последние годы отмечается увеличение числа детей, имеющих трудности в усвоении материала по обучению письму и чтению в школе. 
Обучение грамоте в игровой форме   поможет ребенку избежать специфических ошибок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _podgdetey_k_gramote.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка детей к обучению грамоте. Игровые приемы. Учитель-логопед Абдюшева Н.А. ГБОУ РК «ССШИ-№1»

Слайд 2

Фундамент для успешного обучения грамоте Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо , чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, содержащиеся в них , но – и это главное – имел четкое представление о звуках родного языка и умел четко различать их. Умение слышать каждый отдельный звук в слове , четко отделять его от рядом стоящих , знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова , является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Слайд 3

Обучение грамоте проводится в несколько этапов 1 этап – учимся различать и запоминать звуки и буквы, их обозначающие; 2 этап - учимся читать слоги разной степени трудности; 3 этап - читаем и понимаем смысл прочитанного слова; 4 этап - читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть определенного смыслового целого (словосочетания, предложения, текста).

Слайд 4

План работы по изучению звука и буквы Уточнение артикуляции и характеристика звука. Выделение звука из ряда других звуков, ряда слогов, слов. Определение места звука в слове. Подбор слов на заданный звук. Знакомство с буквой. Из каких элементов буква состоит. Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги. На что похожа буква. Узнавание заданной буквы среди других букв. Работа с буквенными таблицами, направленная на распределение внимания .

Слайд 5

Методы и приемы Методика обучения грамоте младших школьников – это применение разнообразных упражнений и всевозможных игр. Они последовательно, начиная с самого простого, знакомят школьника с такими понятиями, как звук , буква , звуковой ряд и прочее.

Слайд 6

Игровая форма Учителя начальной школы констатируют, что в последнее время мало уделяется внимания именно составу слова , как самого важного в процессе обучения. Ведь именно отталкиваясь от этих навыков, ребенок познает роль слова. Всё время совершенствуются и разрабатываются новые оригинальные методики. Они позволяют в простой и интересной детям игровой форме запомнить такие важные понятия гласные и согласные звуки , твердые и мягкие согласные звуки , ударный слог, а также подготовить руку дошкольника к письму .

Слайд 7

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ИГРЫ «Угадай звук» - определить гласный звук по его беззвучной артикуляции. «Поймай звук» . Хлопнуть в ладоши, когда услышишь в слоге или слове знакомый звук, названный взрослым (изолированно, в слоге, в начале слова). «Узнай звук» – взрослый называет несколько слов начинающихся на одинаковый звук. Задача ребенка определить звук, стоящий в начале каждого слова.

Слайд 8

«Найди слово» (по картинкам) - выбрать картинку, в названии которой имеется заданный звук. «Письмо на ладошке» - один из детей пишет на ладони другого ребёнка («листа») , который закрывает глаза— букву пальцем. Ребенок-«лист» отгадывает, какую букву написали у него на ладони. «Фантазёры» - из каких элементов состоит буква, на что она похожа. «Начерти в воздухе букву» - развивает у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение, включает «моторную» память руки. «Я купила в магазине» позволяет упражнять детей в выделении последнего звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук. Дети становятся в круг, взрослый начинает игру с фразы «Я купила в магазине АБРИКОС». Дети передают «микрофон» (макет микрофона или предмет-заменитель) по кругу и называют слова на последний звук предшествующего слова. «Я купил(а) в магазине СУХАРЬ» и т.д.

Слайд 9

Стабильный графический образ буквы необходимо формировать на основе включения в работу как можно большего числа анализаторов Слухового Зрительного Тактильного Кинестетического

Слайд 10

Игровые упражнения Обведение пальцем контура выпуклых рельефных букв. Тактильное опознание «наждачных» букв – «Читающие пальчики». Игра «Чудесный мешочек» с буквами. Зашумленные картинки – «буквы рассыпались» (найти букву А и обвести её фломастером по контуру, раскрасить). Упражнения по конструированию и реконструированию букв - составление букв из счетных палочек, веревочек, фасоли, из «буквенного конструктора» (дуга – полукруг, короткая и длинная полоски). « Буквоежка » – « откусил» от каждой буквы по «кусочку» (элементу) и хочет, что бы вы догадались, какие буквы были написаны на листочках. Группировка букв - детям предлагается на буквенной таблице найти все буквы, например, А и закрыть их фишками или пальчиками. Более сложный вариант, когда дети ищут 2 буквы (например А, У) и закрывают их фишками разного цвета или пальчиками правой и левой руки.

Слайд 12

Составление предложений с использованием букв.

Слайд 13

Работа с буквенными таблицами, направленная на распределение внимания. Игровое упражнение «Близнецы» - на таблице буквы А разного шрифта , каждая буква в двух экземплярах – «близнецы». Задание: найти две одинаковые буквы и закрыть их пальчиками левой и правой руки. Работа начинается с верхнего ряда и идёт построчно: слева – направо.

Слайд 14

Найди две одинаковые буквы

Слайд 15

Игровое упражнение «Слово рассыпалось». Проводится по принципу разрезной картинки, на одной стороне карточки слоги, на другой – части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову.

Слайд 17

Игровое упражнение «Рыболов» Дети ловят на удочку слоги, читают их. Когда «аквариум» опустел, детям предлагается из своих слогов составить слова и объяснить их значение.

Слайд 18

«Цепочка слов» У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Слайд 19

Цепочка слов

Слайд 20

«Перевёртыши» Развивает умение составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. Ход игры: логопед называет по отдельности слоги. Дети берут карточки со слогами и оставляют из них сначала 1 слово, читают его, объяснят значение, потом, переставив слоги, читают второе слово, объясняют его значение. В конце игры детям предлагается придумать предложения с составленными словами. Например, слоги: СОС, НА, ЧАЙ, КА, ВЕС, НА, КА, МЫШ, РА, НО, БАН, КА

Слайд 21

«Цепочка» Развивает умение подбирать слова по данному слогу. Ход игры: логопед записывает на доске слово ОК – НО по слогам (или ставит карточку), дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога – НО – НОРА, затем новое слово, начинающееся слогом РА – РАМА и т.д. за правильный ответ ребенок получает фишку.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы обучения грамоте

Данный материал можно использовать при планировании уроков обучения грамоте в 1 классе...

Использование игровых приемов на уроках английского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.

В данной статье приводится подборка игр, которые можно использовать на уроках английского языка в начальной школе или во время проведения кружков. Игры помогают легче запоминать лексический материал, ...

Презентация на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Презентация на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью"...

«Игровые приемы работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха»

Обучение различению на слух высоты звучанийЦель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.Игра: «Высоко - низко»Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), табличкиРечевой материал: буде...

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ.

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской д...

Игровые приемы в период обучения грамоте

Трудности роста ребенка, сопровождающие его переход в статус школьника, можно сделать менее болезненными, если не противопоставлять игру как занятие маленьких учению как делу взрослых, а ввести в орга...

Использование игр и игровых приемов в обучении грамоте школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Методика работы по обучению грамоте младших школьников с интеллектуальной недостаточностью....