Улучшаем качество чтения-3
консультация по логопедии (3 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

Что мешает нам читать быстрее? Основные причины замедленного чтения текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uluchshaem_kachestvo_chteniya-3.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Улучшаем качество чтения-3

  Сегодня поговорим о том, что нам мешает читать быстрее, какие бывают техники скорочтения и с чего следует начинать тренировку.    

Мы живем в достаточно  быстром ритме, наш день расписан буквально по минутам и на чтение практически не остается времени. Это недостаточно хорошо, потому что, только читая, мы повышаем свой профессиональный уровень, интеллектуально развиваемся и расширяем свой кругозор.

      Читающий человек и говорит, и пишет грамотнее, в отличие от тех, кто читает мало или не читает вовсе. Как успеть все? В этом вам поможет специальная техника скорочтения.

Таких техник существует несколько, и вы вполне можете выбрать ту, которая подойдет именно вам.

Что такое скорочтение?

Это навык, с помощью которого можно быстро структурировать текст и усвоить информацию. Скорочтению обучают в начальной школе. Учитель берет часы в руки, засекает время, а потом считает, какое количество слов прочитал учащийся.

Ученик первого класса к концу учебного года должен прочитывать от 25 до 40 слов в минуту. К концу начальной школы, то есть в конце четвертого класса – от 90 до 120. А вот ученики средних и старших классов должны читать около 180 слов в минуту (хотя в этих классах технику чтения уже не проверяют). Такие же показатели считаются средними и для взрослого человека. Высокий показатель для взрослого от 400 слов в минуту.

Обучение технике скорочтения поможет увеличить ваши результаты в несколько раз. Если вы читали в среднем 200 слов в минуту, то используя техники скорочтения и запоминания, вы будете читать уже по 400-800 слов за это же время.

Научиться скорочтению можно абсолютно в любом возрасте.

С чего следует начать? Для начала необходимо устранить те причины, по которым вы читаете медленно, и только потом начинать выполнять упражнения методик для повышения скорости чтения.

Какие факторы замедляют процесс чтения и почему? В процессе чтения наши глаза совершают множество движений. Чтобы текст воспринимался полностью, глаза должны быть сфокусированы только на нем. Но так получается не у всех.

Мы постоянно отвлекаемся, наше боковое зрение улавливает массу мелких деталей и движений. Но это не главные причины.

Основные причины медленного чтения:

  • проговаривание текста при чтении

Некоторым людям кажется, что проговаривание текста про себя помогает запоминать текст лучше, но это ошибочное суждение. Когда мы проговариваем текст, мы автоматически снижаем скорость чтения, потому как скорость чтения в данном случае будет равно скорости, с которой мы говорим (приблизительно 150 слов в минуту). Запомните, человек, который не проговаривает слова при чтении, воспринимает смысл прочитанного мгновенно!

  • повторное чтение фрагментов текста

Если вы постоянно возвращаетесь к уже прочитанному, скорость чтения снижается. Многие люди делают это автоматически, даже не задумываясь. Чаще всего, так делают те, кто недостаточно сосредоточен или боится, что без повторного прочитывания не сможет запомнить информацию.

  • невнимательность и/или рассеяность

Если вы «витаете в облаках», то вам вряд ли удастся быстро прочесть текст и полноценно его воспринять и запомнить. Техника скорочтения с высоким уровнем запоминания позволит вам читать быстро, и вы автоматически будет сосредотачиваться только на информации в тексте.

  • сложность материала и отсутствие базовых знаний

 Это касается в первую очередь чтения специализированной литературы, поскольку оно занимает больше времени и требует обдумывания прочитанного. Также это относится к чтению книг на иностранных языках. В них вы можете встретить незнакомые слова, и вам потребуется время, чтобы разобраться и понять текст. Вышеперечисленная литература точно не подходит для скорочтения.

Устранив данные причины можно двигаться дальше. Предлагаю вам ознакомиться с пошаговыми действиями подготовки к обучению.

1 ступенька

Вам понадобится:

  • 4-6 непрочитанных книг, разных жанров (желательно не очень сложных для восприятия);
  • секундомер;
  • чистый лист бумаги или блокнот;
  • карандаш или ручка.

2 ступенька

Проверьте себя и оцените скорость чтения, степень восприятия и запоминания прочитанного материала.

Возьмите любую из выбранных книг и секундомер со звонком (можно воспользоваться таймером на телефоне). Чтобы оценить себя выполните следующие действия по инструкции:

  1. Выясните количество слов, которое помещается в пяти строках выбранного текста, и разделите на пять, округлите. Например, если у вас в пяти строках 45 слов, то в одной в среднем 9 слов (45:5=9).
  2. Теперь посчитайте количество строк на пяти страницах той же книги и снова разделите на пять. Например, на пяти страницах 186 строчек, значит, на странице около 37 (186:5=37,2).
  3. Теперь посчитайте количество слов, помещающееся на одной странице. Для этого просто умножьте среднее число слов на число строк в строке. Получится 333 слова (37х9=333).
  4. И последнее: выясните, с какой скоростью вы читаете текст. Засеките одну минуту на таймере телефона и начните читать в обычном режиме.

Вы должны не просто прочесть текст, но и максимально запомнить прочитанную информацию. Только этот показатель является вашей настоящей скоростью чтения.

Подводим итог, чтобы определить ваш уровень скорочтения:

  • менее 120 – ниже среднего;
  • 120-180 – ниже среднего, если только вы не моложе 15 лет;
  • 180-240 – среднестатистическая скорость;
  • 240-350 – уровень среднего студента вуза;
  • 350-500 – выше среднего;
  • более 500 – превосходная скорость.

3 ступенька

Проверяем степень запоминания и восприятия текста. На подготовленном листе (или в блокноте) запишите все, что запомнили из прочитанного текста (имена, даты, какие-то действия или события). Важно воспроизводить все в том же порядке, как в книге.

Старайтесь записывать кратко, не использовать пустые слова (кажется, вроде бы, может быть и т.п.).

  • Подсматривать и открывать книгу просто нельзя!

Теперь посчитайте количество слов, которое вы смогли запомнить и написать на бумаге. Запишите это количество отдельно на листике.

Проверяйте себя таким способом после каждого нового способа развития скорочтения или при каждых пятидесяти словах увеличения скорости. Результаты рекомендуется записывать и сверять с предыдущими для повышения мотивации к результату.

В следующем материале мы рассмотрим конкретные техники для улучшения скорости чтения.

УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

      Продолжение   следует…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как улучшить технику чтения"

Консультация для родителей "Как улучшить технику чтения"  у обучающихся начальной школы. Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут приг...

Как улучшить технику чтения?

Чтение– это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считат...

5 простых способов улучшить навыки чтения у детей

5 простых способов улучшить навыки чтения у детей...

5 простых способов улучшить навыки чтения у детей

5 простых способов улучшить навыки чтения у детей...

Улучшаем качество чтения - 1

В материале представлены 4 вида специальных упражений для учащихся с нарушением речи, позволяющие улучшать качество процесса чтения....

Улучшаем качество чтения - 2

В материале представлены 4 вида упражнений для улучшения качества чтения учащихся с нарушением речи....

Улучшаем качество чтения - 4

В материале представлены техники улучшения скорости чтения. Содержание материала  может быть полезно   педагогам, родителям и учащимся....