Брошюры
консультация по логопедии
Брошюрки : Рекомендации дефектолога для работы с детьми с ООП, для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyury.docx | 434.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для учителей и родителей
ребенка с трудностями усвоения
общеобразовательной программы.
Дети с трудностями в обучении характеризуются
недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных признаках объектов. Причем память у таких детей страдает больше, чем логика. Логическое мышление у них может быть более сохранным по сравнению с памятью. Конечно, отмечается отставание в речевом развитии. Представления об окружающем мире несколько снижены. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети не только способны принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные и психологические навыки в другие сходные ситуации. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, низкая продуктивность деятельности. Такие дети отличаются эмоциональной неустойчивостью.
Особенности обучения детей с трудностями в обучении в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В начальных классах стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
Рекомендации для учителя
- Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. такие школьники с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- Не требовать от ребёнка изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие- либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
- Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
- Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.)
- Создавать максимально спокойную обстановку на уроке, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
- Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому такому ребенку
- Создание доверительных отношений со взрослыми.
- Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.
- У детей с трудностями в обучении ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал.
- Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.
- Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
- Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься (мама/папа/бабушка/дедушка).
- Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
- Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося (здоровье/настроение).
- При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно.
- Занятия должны быть регулярными.
- Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
- Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны
- Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
- Обязательно посещайте консультации учителя, психолога.
Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:
- Развитие мелкой моторики:
- Графические упражнения
- Прописи
- Рисование
- Оригами
- Развитие внимания:
- выкладывание узора из мозаики;
- выкладывание фигуры из палочек по образцу;
- исключение лишнего;
- нахождение различий в двух похожих картинках;
- нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
- срисовывание по клеточкам;
- нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
- Развитие восприятия:
- Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
- Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
- Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
- Различать и называть части суток, их последовательность.
- Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
- Знать дни недели, месяцы года.
- Развитие памяти:
- Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;
- Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?;
- После просмотра мультфильма, фильма задайте вопросы по его содержанию;
- После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли вещи лежат на своих местах?»;
- Развитие мышления:
- Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
- Описывать различные свойства окружающих его предметов.
- Узнавать предметы по заданным признакам.
- Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
- Находить противоположные по значению понятия.
- Определять родо-видовые отношения между предметами и понятиями.
- Развитие речи:
- Составляйте рассказы по картинкам.
- Пересказывайте сказки, мультфильмы, фильмы, прочитанный текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный счет (брошюра)
Устный счет в стихотворной и занимательной форме...
Брошюра по инклюзивному образованию
Новая социальная обстановка, новые гуманистические взгляды педагогов и психологов требуют изменений в сложившейся за многие годы российской образовательной системе, которой нужен иной подход в организ...
Брошюра «Читаем, играя!»
Игры, упражнения, памятки, рекомендации....
Брошюра "Будь внимательным!"
Игры, упражнения, полезные советы....
Адаптация ребенка в замещающей семье: шаги на пути к доверию и любви (брошюра)
Что может быть хуже для ребенка, чем остаться без семьи, без родителей, которые заботятся о нем, защищают и любят его. Сиротство – тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка и ...
Ребенок и особые периоды развития (брошюра)
Возрастной кризис или кризис развития – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии, и происходит переход на качественно новый этап. Счита...
Брошюра
Материалы к программам: духовно-нравственноеразвитие и воспитание обучающихся,формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...