Современное состояние исследования понимания и продуцирования предложно-падежных конструкций в темпоральном и локативном значении детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (1, 2 класс)
Формирование предложно-падежных конструкций имеет большое значение в развитии грамматического строя речи. Но проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей с речевыми нарушениями недостаточно изучена. Исследованием данного вопроса занимались такие ученые, как Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская и другие.
Усвоение предложно-падежных конструкций для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития является большой трудностью. Исследователи, которые занимались изучением данной проблемы (Р.Е. Левина, Т.Б.Филичева, Н.А. Никашина, С.Н. Шаховская и другие), отмечают следующие ошибки: пропуски или замены предлогов, неправильное употребление предлога и падежного окончания, замены одних предложных конструкций другими, ошибки в употреблении предложных окончаний и т.д..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современное состояние исследования понимания и продуцирования предложно-падежных конструкций в темпоральном и локативном значении детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые аномалии у детей с первично сохранным интеллектом и достаточным биологическим слухом, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонематический слух, звукопроизношение, звукослоговая структура слова, грамматический строй речи, активный и пассивный словарь, связная речь), относящихся к звуковой и смысловой сторонам. При общем недоразвитии отмечаются позднее начало речи, аграмматизмы, бедный запас словаря, дефекты звукопроизношения и образования фонем [7].
Р.Е. Левина условно выделила три уровня недоразвития речи:
- первый уровень речевого развития, который характеризуется полным или почти полным отсутствием речи;
- второй уровень речевого развития – «зачатки» общеупотребительной речи;
- третий уровень речевого развития – речь более развернута с отдельными пробелами в развитии фонетики и лексико-грамматического строя [7].
Четвертый уровень речевого развития описан в работе Т.Б. Филичевой и характеризуется нерезко выраженным (остаточным) недоразвитием лексического, грамматического, фонетического и фонематического строя речи [9].
Мы будем рассматривать понимание и продуцирование предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
Предлог – это служебная часть речи, которая используется как средство синтаксического подчинения существительных другим словам в словосочетании или предложении (П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.С. Монина) [8].
Падеж – это морфологический признак существительного, важная морфологическая категория, при помощи которой выражаются отношения предмета или явления у другим предметам или явлениям, а также действиям и признакам (П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.С. Монина) [8]. В русском языке выделяют 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Предложно-падежная конструкция – единый функциональный комплекс предлога и падежа (П.А. Лекант, В.П. Жуков, Н.Г. Гольцова) [8]. А.Н. Гвоздев выделяет такие значения предложных конструкций, как пространственные отношения, обозначение времени, обозначение образа действия, указание на причину, указание на цель и отношение к предметам [3].
В.В. Виноградов в современном русском языке выделяет 21 вид основных отношений, означаемых предлогами. Более подробно мы проанализируем локативные или пространственные (вокруг — с род. п.; до — с род.; между — с род. и тв.; из — с род., из-за — с род.; от — с род.; у — с род.; с — с род. и вин.; о — с вин. и предл.; в — с вин. и предл.; за — с вин. и тв.; на — с вин. и предл.; через — с вин.; под — с вин. и тв.; к — с дат.; по — с дат., вин. и предл., над — с тв., при — с предл. и др.) и темпоральные или временные (до — с род. п.; от — с род., после — с род.; с — с род.; к — с дат.; по — с дат., вин. и предл., в — с вин. и предл.; за — с вин. и тв.; на — с вин. и предл.; под — с вин.; через — с вин.; между — с тв.; о — с вин. и предл.; при — с предл. и др.) отношения [2].
Предлогов, которые выражают темпоральные или временные значения, меньше, чем предлогов с локативными значениями. Темпоральные значения совмещаются с локативными и развиваются на их основе.
Формирование предложно-падежных конструкций имеет большое значение в развитии грамматического строя речи. Но проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей с речевыми нарушениями недостаточно изучена. Исследованием данного вопроса занимались такие ученые, как Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская и другие [4, 5, 7, 10].
Усвоение предложно-падежных конструкций для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития является большой трудностью. Исследователи, которые занимались изучением данной проблемы (Р.Е. Левина, Т.Б.Филичева, Н.А. Никашина, С.Н. Шаховская и другие), отмечают следующие ошибки: пропуски или замены предлогов, неправильное употребление предлога и падежного окончания, замены одних предложных конструкций другими, ошибки в употреблении предложных окончаний и т.д. [7, 9, 10].
С.Н.Шаховская в своем исследовании указывает на замены одной падежной формы другой, где заместителем выступает не начальная форма, а одна из форм косвенных падежей. Ошибки в речи наблюдаются не только при выборе флексий, но и при использовании предлогов. И при этом дети при образовании падежной формы существительного испытывают трудности в соотнесении ее с падежным вопросом [10].
Р.Е. Левина отмечает следующие ошибки в употреблении предлогов: замены, искажения предлогов, пропуски, искажения окончаний существительных в устной речи [7].
С.Н. Шаховская в своей работе выделила следующие виды ошибок: предлог выпускается и сохраняет или не сохраняет падежную форму, наличие предлога без падежной формы, употребление предлога не соответствует падежу, смешение предлогов [10].
В.А. Ковшиков пишет, что детям характерны специфические замены предлогов и падежных окончаний: когда правильное окончание заменяется различными окончаниями, которые относятся к разным падежам, или окончаниями, не существующими в парадигме склонения; замены предлогов другими предлогами и частями речи; жестами, не выражающими или изменяющими обозначение пространственных отношений [5].
Наиболее распространенными ошибками в употреблении и построении предложно-падежных конструкций у детей с ОНР III уровня речевого развития являются ошибки в употреблении падежей, а именно их замены и пропуски: родительного (обозначение места) с предлогами из, из-за, возле, около, винительного (обозначение преодолеваемого пространства) с предлогом через, дательного (обозначение лица, к которому направлено движение) и предложного (обозначение места) с предлогами в и на.
Большинство нарушений понимания и продуцирования предложно-падежных конструкций связаны с ошибочным употреблением не только предлогов, но и падежных окончаний.
Дети с ОНР III уровня испытывают трудности в понимании конструкций, которые выражаются предлогами за, в, из-за и перед. Также дети часто могут опускать предлоги в, из, практически не использовать предлоги под, над, около, за, смешивать предлоги из и в, на и в, заменять предлог перед предлогом на, под – в, около – на, за – на и другими предлогами.
При ОНР III уровня речевого развития дети затрудняются в понимании предложно-падежных конструкций с временными отношениями (винительный падеж с предлогом через, родительный падеж с предлогом до), допускают большое количество ошибок в использовании предлогов, а именно путают их (например, предлоги перед и после), неправильно употребляют (предлоги в, на, после, посреди, вслед).
У большинства детей с ОНР III уровня речевого развития отмечается несформированность пространственных и временных отношений. В некоторых случаях дети затрудняются определить правую и левую стороны тела или предмета, в ориентировке окружающего их пространства, а в других случаях - в понимании и продуцировании предложно-падежных конструкций, которые обозначают пространственные и временные отношения.
Список литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000.-400с.
- Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. –– М.: Высшая школа, 1972.-639с.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев - М.: Детство-Пресс, 2007.-471с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичива Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольников. – М., 1990.-316с.
- Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб., 2006.-80с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб, 2001.-224с.
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
- Современный русский язык /Под ред. Лекант П.А., Клобуков Е.В., Маркелова Т.В., Монина Т.С., Самсонов Н.Б.. – М., 2001.-446с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.-224с.
- Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при ОНР// Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1997.-41с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья детей...
Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи( Приложение 1)
материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья детей...
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...
Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...
Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи. Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин....

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...