Важность развития моторных функций
учебно-методический материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Важность развития моторных функций у младших школьников
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Ручной труд заменили машины, настольные игры – гаджеты, редко мы видим детей, играющих в подвижные игры. В школе также длительный период времени ребёнок сидит за партой.
Следствием слабого развития общей моторики и, в частности, руки являются проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Координация движений развивается в процессе развития двигательных навыков. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Поэтому в последнее время развитию моторики уделяется всё большее внимание.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Что является необходимым условием для овладения письменной речью.
На сегодняшний день, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. В речевом развитии наблюдаются нарушения звукопроизносительной стороны, фонематического слуха, несформированность лексико-грамматической стороны речи.
Необходимо включать моторные упражнения в занятия логопеда (физминутки, подключение рук во время автоматизвции, динамические упражнения, логоритмические паузы). Всё чаще на своих занятиях, помимо классических карточек, логопеды используют дополнительное оборудование: сенсорные мячики, мешочки, ортоковрики, балансировочные доски и т.д.
Важно «вытащить» ребёнка из-за парты, максимально использовать возможность развития по принципу «речь-движение»
Следуя пирамиде моторного развития (этапы появления произвольных движений) начинают развивать те области, где у детей есть проблемы (не может прыгать на одной ножке, не может бросать – ловить мяч). На следующем этапе занимаются ручной и пальчиковой моторикой или сочетаем пальчиковую с артикуляционной.
Примеры заданий для младших школьников, с использованием динамических приёмов.
1. Дети ищут слоги не по слоговым таблицам, а по карточкам, разложенным на столе или на полу.
2. Прыгают по коврикам, под каждым из которых лежит карточка с заданием (прочитай, опиши).
3. Развитие лексики: перечисление признаков предмета с одновременными шагами по коврикам или перебрасыванием мяча.
4. Игры с цветными прищепками на звукослоговую структуру или на фонетический анализ и синтез.
5. Автоматизация в чистоговорках с подкидыванием сенсорных мешочков.
6. Развитие пространственных представлений с помощью планшета «Геометрик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие оптико-пространственной и моторной функций у учащихся с нарушениями речи.
В работе раскрываются причины нарушений оптико-пространственных функций и приводятся примеры упражнений и заданий для коррекции этого нарушения....
протокол обследования моторных функций ребёнка
Протокол обследования моторной функции ребёнка...
Родительское собрание по теме: «О важности развития познавательной сферы младших школьников»
Цель: Осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников....
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
"Развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Уровень развития моторной функции – один из показателей готовности к обучению в школе. Работу по развитию моторной активности нужно начинать с самого раннего возраста. Своевр...
«Формирование графо-моторных функций у леворуких детей»
laquo;Формирование графо-моторных функций у леворуких детей»...