Развитие моторных функций при устранении дисграфии у младших школьников
статья
Предварительный просмотр:
Развитие моторных функций при устранении дисграфии у младших школьников.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и одновременно сложной функциональной системой
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Особенно актуальной становятся проблемы дисграфии - нарушения письма, и дисорфографии, выражающейся в стойких, повторяющихся ошибках (замене букв на сходные по начертанию, пропуске букв, слогов и т.д.). Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому профилактика и коррекция нарушений письма у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов в современной и практической логопедии.
В связи с этим одним из приоритетных направлений профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в начальной школе будет являться развитие мелкой моторики руки.
Таким образом, изучив современный взгляд отечественных ученых на проблему развития моторных функций у детей с различного вида речевыми расстройствами, мы предлагаем разработанный блок заданий, которые можно широко применять на уроках русского языка. Данный блок состоит из двух основных направлений, объединённых одной лексической темой.
1 направление – подборка пальчиковых игр и упражнений - способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
2 направление – подборка различных видов графических заданий для формирования графического навыка (соединение по точкам, различные виды штриховки и прописей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"
Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии с применением логопедических методо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-65352-1610344105.jpg)
Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников
в презентации дано определение дисграфии в том числе отличие оптической от моторной. Комплексное обследование детей. Виды ошибок. Основные направления корркционной работы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-65352-1610344105.jpg)
Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников
основные направления работы, представлено большое разнообразие игр и упражнений для коррекции оптической и моторной дисграфии. Дана сравнительная характеристика...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-141566-1367096092.jpg)
Статья на тему: "Устранение дисграфии у младших школьников."
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят све...
Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.
Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/20/picture-297496-1708435333.jpg)
Игры по профилактите моторной дисграфии у младших школьников.
Игры на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения по профилактике моторной дисграфии у младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-1251195-1590688831.jpg)
Развитие мелкой моторики для устранения дисграфии у младших школьников.
В статье говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся младших классов. Ее влиянии на психо-эмоциональное состояние ребенка и взимосвязи мелкой моторики и успеваемостью ученика....